21 ноября
Загрузить еще

Отрезали - и домой! Украинцам предлагают быструю хирургию

Отрезали - и домой! Украинцам предлагают быструю хирургию
Фото: Новшество: пришел в себя после операции, переночевал в больнице - и домой! Фото: Thinkstock

Вводить повсеместно амбулаторную хирургию - одна из идей, заложенных в "Концепции новой системы здравоохранения". "Комсомолка" выясняла, как это может выглядеть на практике и что принесет пациентам. 

"Хирургия одного дня" в Украине уже прижилась: в основном в частных клиниках. Теперь же постепенно перекочевывает в государственные больницы: провели тебе за пару часов хирургическое вмешательство, отлежался сутки в удобной палате - и домой!  Комфортно, считают приверженцы метода. Дома, как говорится, и стены лечат. Тем более во многие стационары все равно все приходится приносить самое необходимое - лекарства, постель, еду. Деловые люди радуются: не надо терять время на болячки. 

А есть ли гарантия, что выписывать будут в бодром состоянии? -  возмущаются противники новшества. Долечиваться ведь придется дома, переложить тяготы ухода на плечи своих близких, разгрузив при этом медперсонал…  

- Сама по себе "хирургия одного дня" хороша там, где за деньги можно получить отличный сервис, реабилитационные занятия. За сутки восстанавливаешься лучше, чем за неделю. Мне удаляли так аппендицит в частной клинике, - рассказала "КП"  киевлянка Наталья Клименко. - Но в обычных казенных условиях за сутки не восстановишься.

- Все зависит от практической реализации реформ, - считает хирург Максим Столярчук. - "Хирургия одного дня" - шаг к европейскому уровню медицины. Одни из важных моментов - высококачественная диагностика до и после операции, современное оборудование,  новые методы реабилитации. Другое дело, настораживает, что об этом говорят на фоне сокращения больничных коек, стационаров. Даже в неврологии, пульмонологии, гематологии ратуют за сокращение сроков пребывания в больнице, хотя речь идет о заболеваниях, которые быстро не лечатся и требуют регулярной медицинской помощи. 

"Плюсы" амбулаторных операций 

Плановой операции долго ждать не придется

Если хирургические вмешательства "поставлены на поток", пациентам не приходится за месяц записываться на операцию, пересиливать боль, ожидая своей очереди. Кроме того, благодаря ускорению процесса уменьшится риск развития осложнений. Например, камни в желчном пузыре можно быстро удалить через небольшой прокол. Если же ждать, то они могут начать "выходить" - тогда показана только тяжелая полостная операция. 

Восстановление идет быстрее в привычных домашних условиях

Человек быстрее возвращается к привычному образу жизни, к семье. Обычно через несколько дней он уже готов работать. 

Нет настроя на длительную болезнь 

Медики уверены, что психологически пациент переносит намного легче кратковременное пребывание в клинике. Так он верит, что его состояние не внушает опасений, не ощущает себя "больным", как это случается при традиционной госпитализации. Доказано, что позитивный настрой способствует более быстрому выздоровлению.

Обследование, операцию и реабилитацию контролирует один врач

Все необходимые анализы делают в клинике быстро, не растягивая на неделю, ведь пациента сразу же готовят к операции. И подготовку к ней, и послеоперационное ведение пациента в те сутки, когда он будет в клинике, осуществляет один хирург.

Исключен риск инфицироваться в больнице 

Так называемые внутригоспитальные инфекции - бич большинства хирургических отделений. Различные синегнойные палочки, стафилококки и стрептококки вызывают осложнения у каждого тридцатого больного. При "хирургии одного дня" риск уменьшается, ведь контактов с другими больными меньше (стационары не перегружены) и длятся они намного короче. 

"Минусы" быстрой медицины 

Риск оказаться дома с неудовлетворительным самочувствием 

Во всем мире все чаще у пожилых людей выявляют нетипичные реакции в послеоперационном периоде. Способен ли больной к самообслуживанию, западные медики советуют определять, опираясь на слова пациентов, даже если анализы в норме. У нас же на такое отношение пока надеяться не приходится. Рассчитывать на уход родных? Но медперсонал хотя бы учили, какие симптомы не пропустить, а членам семьи придется осваивать все самим, забросив работу и дела. 

Ответственность за состояние здоровья ложится на больного 

Если человек уже не в стенах госпиталя, сложнее доказать, вызваны ли его проблемы пропущенным осложнением, врачебной ошибкой или нарушением режима. А еще пациентов надо готовить намного серьезнее, чем сейчас, к автономному послеоперационному периоду. Пока что после стандартной госпитализации больные не знают, что делать дальше. И слышат на приеме грозное: неправильно ухаживали за раной, принимали запрещенные после операции препараты (гормоны, аспирин, некоторые гомеопатические средства и травы). 

Бедняки могут остаться без больничного питания и обезболивающего 

Старикам за чертой бедности часто не хватает пенсии ни на лекарства, ни на питание. В больнице их худо-бедно кормили и кололи анальгин. Без этого встать на ноги им будет тяжелее. А послеоперационное питание - это своего рода лекарство. Чтобы раны заживали, организму нужен строительный материал - белок. 

Риск пропустить осложнения 

После амбулаторных операций осложнений меньше, но 1% страдающих ими клиентов от этого не легче. Инфекция раны проявляется обычно на 3-4-й день. Некоторые симптомы может распознать только специалист. Даже семейному врачу, а тем более больному вряд ли покажется грозной упорная икота. А ведь она может быть признаком послеоперационного перитонита, и действовать в этом случае надо немедленно.  

Отделение "хирургии одного дня" от больниц опасно, а объединение - неудобно

Центры хирургии одного дня устроены так, чтобы как можно скорее провести по конвейеру медуслуг каждого больного. Если подобные отделения просто открыть в больницах, все силы медиков и персонала будут уходить на "долгосрочных" тяжелых пациентов. А "однодневные" получат минимум. 

Если же массово открывать такие центры отдельно, их надо оснастить дорогой аппаратурой, а также обустроить отделение реанимации - пусть потребность в нем минимальна, но что делать, если у клиента случится, скажем, анафилактический шок?