Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Борщ варили и на Монблане, и в Антарктиде - это святое!"

Фото: В 2007-м Сергей занес донбасский уголь на высшую точку Европы -Эльбрус (5642 м). Фото: личный архив Ковалевых.
Косая сажень в плечах, загорелое лицо, белозубая открытая улыбка, веселые морщинки в уголках глаз. Сергей с первого взгляда производит впечатление. А когда узнаешь, что он еще и покорил все самые высокие вершины миры, и вовсе дух захватывает.
 
Его жена Елена - настоящая красавица, хрупкая блондинка и тоже ас в альпинизме. Вместе с любимым покорила Эльбрус, Килиманджаро, Аконкагуа, пик Винсона, Монблан, Маттерхорн и даже Антарктиду! 
 
Альпинизм - шахтерский спорт
 
- Что вас потянуло на суровый континент, где только снег и лед и в случае беды даже помощи ждать неоткуда? 
 
Сергей Ковалев (С. К.): - Главной целью было достойно завершить проект "Уголь Донбасса на вершинах Мира", он имиджевый, стартовал в начале 2000-х. Непростые были времена, и мы хотели показать, что Донбасс - это не бандитский регион, что есть здесь спорт, альпинизм, все это развивается. Проект реализовывался через призму угольной промышленности, ведь изначально в Донецке альпинизм - это шахтерское увлечение.
 
- А как же стереотипы ­60-х, когда это считалось уделом столичных физиков и лириков?
 
- В том-то и дело, что столичных (улыбается). Если в Харькове, Питере, Москве, Киеве традиционно этим занимались ученые, академики и прочие, то в Донецке альпинизм развивался как шахтерский вид спорта.
 
Один из первых альпинистских лагерей, основанный в начале тридцатых годов на Кавказе, назывался "Шахтер". И попадали туда горняки - им давали путевку в профсоюзе, они ехали, учились, ходили в горы. Да и первая наша звездная команда, которая стала чемпионом Союза в шестидесятых, состояла сплошь из шахтеров: проходчики, горные инженеры, горнорабочие очистного забоя. То есть после восхождений они возвращались в шахту.
 
До 1990 года действовал закон, подписанный Сталиным, о том, что инструктора-альпиниста обязаны отпустить в горы для работы в альпинистском лагере с сохранением заработной платы. Так что альпинизм был в какой-то мере стратегическим видом спорта. 
Ходовое меню в экспедициях - замороженные полуфабрикаты, но для борща Лена умудряется прихватить свежие овощи. Фото: личный архив Ковалевых. 
 
Во льдах - 36-часовый ритм жизни
 
- На антарктическую вершину, что теперь зовется пиком Донбасса, вы ступили вместе. Скажите, чем восхождение с женой (мужем) отличается от подъема порознь? 
 
С. К.: - Исключительно в приятную сторону отличается. Нам с Леной комфортно вместе, и это дополнительный бонус к обычным удовольствиям от восхождения. Детям мы наши увлечения не навязываем, но стараемся брать с собой в поездки. Сын катается на горных лыжах, дочь лазит по скалам, вторая дочь ныряет с аквалангом. Пока это просто хобби.
 
Елена Ковалева (Е. К.): - Сильно отличается. В любом восхождении женщина в привилегированном положении, ей всегда помогают, отбирают какие-то вещи. В Антарктиде, когда был сильный ветер и меня просто уносило, мужчины запихивали меня в палатку и сами занимались возведением заграждения. С мужем, конечно, еще комфортней: это и поддержка, и экспедиция превращается в романтическое путешествие. 
 
С. К.: - Антарктида - это полет на другую планету, полет в космос. Все те несколько недель не покидало ощущение сюрреализма. И жизнь там по-другому идет, и уcтроена она иначе. Из-за полярного дня и солнца, которое не садится, организм сам перестраивается на 36-часовой ритм жизни - 24 часа бодрствования и 12 часов сна. И это такое потрясение, которое растянуто на недели и которое меняет тебя навсегда.
 
- Лена, а как в экспедициях решаются чисто женские проблемы - уход за собой, гигиена? В походе и иголка - тяжесть, а как же в Антарктике без крема обойтись? 
 
Е. К.: - Я брала специальные кремы от обветривания плюс удерживающие влагу и все положила в маленькие баночки. Защита от солнца - полностью закрытое лицо, потому что даже крем с защитой 60 не спасает. Гигиена? Сейчас производится специальная одежда, в которой человек может находиться довольно долго и которая, скажем так, не сильно пачкается. Да и при нулевой влажности нет размножения бактерий, человек практически не потеет, поэтому вполне можно обойтись "купанием" влажными салфетками.
 
На день рождения дарят снежную девушку
 
- Как в горах отмечают праздники? 
 
С. К.: - Замечательно! Можем себе позволить маленькую бутылочку коньяку - буквально по глотку, в качестве угощения - горное мороженое: сгущенка, смешанная со снегом. В качестве подарка на день рождения - снежная девушка. Есть у альпинистов легенда о снежной девушке, которая приходит из пурги и уводит в неизвестном направлении. Так вот слепили и подарили.  
 
- Лена, а как с готовкой в экспедиции? Все на вас? 
 
Е. К.: - В экспедициях чаще собираются группы, где женщин совсем нет, поэтому все мужчины умеют готовить. Сложных блюд мы не делаем, в Антарктиде это замороженные овощи и полуфабрикаты, которые только бросить на сковородку. Правда, несколько раз готовили борщ из свежих продуктов, приглашали иностранцев. Они в шоке были: в Антарктиде - и борщ! Конечно, занималась готовкой больше я, но в таких экспедициях это совершенно не обременительно. Это скорее время, когда все вместе собираются в продуктовой палатке, готовят, общаются, отдыхают. 
 
С. К.: - Кстати, мы во все экспедиции берем набор хотя бы для одного борща. На Аляске, в Антарктиде - не важно, сварили борщ - все, наша территория, наша земля - застолбили в общем. Еще у меня есть любимое блюдо - окрошка. Но в горах проблематично ее приготовить, так как главного ингредиента - кваса - нет. И сделать его невозможно из-за холода - он не бродит. Я начал делать окрошку на пиве. Замечательное блюдо! Особенно когда приходишь с "выхода". Очень хочется пить - на высоте организм за день может потерять и литр, и два жидкости. А окрошка - прекрасный восстановительный продукт! 
Семейные восхождения от подъемов порознь отличаются исключительно в приятную сторону, уверяют Ковалевы. Фото: личный архив Ковалевых. 
 
Из досье "КП"
 
Сергею Ковалеву 47 лет. Председатель Донецкой областной федерации альпинизма. Мастер спорта международного класса с 1996 года. Десятикратный чемпион Украины, дважды чемпион СНГ, дважды чемпион Москвы, чемпион и призер чемпионата России по альпинизму. Совершил более 70 восхождений на вершины 5-й и 6-й категорий сложности. Награжден орденами "За заслуги" III степени, "За мужество" III степени, "За мужество" II степени.
 
Елене Ковалевой 41 год. Окончила математический и физкультурный факультеты Донецкого национального университета. Альпинизмом и скалолазанием занимается с 1990 года. Восхождения: Эльбрус, Килиманджаро, Аконкагуа, пик Винсона, Монблан, Маттерхорн. Более сотни - на Кавказе и в Крыму.