Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Отцу" легендарного Незнайки до сих пор нет ни памятника, ни музея, даже ни единой мемориальной доски!

Фото: Николай Носов никогда не выпрашивал у властей ни квартир, ни дач, ни машин. Хотя вполне «имел право»: его книги еще при жизни автора изданы общим тиражом более 100 миллионов! Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.

Помнится, пять лет назад, на 100-летие нашего знаменитого писателя, автора легендарных "Приключений Незнайки и его друзей", публикацию в "Комсомолке" пришлось озаглавить нерадостно: "О Николае Носове совсем забыли?". И на то были веские причины (о которых читайте здесь). Чтобы узнать, изменилось ли что-нибудь к лучшему, корреспонденты "КП" вновь обратились к писательнице и краеведу Ниле Высоцкой.

На приключениях этих забавных человечков во главе с несравненным Незнайкой выросло уже три поколения детишек. Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.
Отец писателя Николай Петрович Носов. Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.

Скоро от дома Носовых ничего не останется…

- За те пять лет, что прошли с приезда корреспондентов "Комсомолки" в Ирпень, к сожалению, у нас ничего не изменилось, - вздыхает  Нила Васильевна. - Мы мечтали о памятнике (и его проектов было предостаточно). Нашлись также инвесторы, готовые построить музей (один российский фонд), но власти отстранились от этого, не дали разрешения. Так что как ни добивалась этого общественность Ирпеня - родины писателя, - ничего не сделано. Сейчас даже перестали и говорить об этом.

Мать писателя Варвара Николаевна. Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.

А тем временем хозяева домика, в котором Николай Носов жил до 7 лет, которые раньше были вроде бы и не против отдать домишко под музей, потом вдруг заартачились. Инвесторы давали им очень хорошие деньги за дом, но они так и не согласились продать его.

Коля Носов в детстве (1911) - ну вылитый Незнайка! Не правда ли? Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.

Одна надежда теперь, говорит Нила Васильевна, на хозяина части другого дома - в котором Николай Носов жил с 1924-го по 1929 год (до отъезда в Москву). Александр Новицкий, как истинный патриот родного Ирпеня, собирается переоборудовать в музей две сохранившиеся с тех пор комнаты собственными силами.

Коля Носов и его старший брат Петя. Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.

С памятником тоже облом

- Также за "прошедшую пятилетку" в Ирпене был объявлен конкурс проектов памятника Николаю Носову, - продолжает свой безрадостный рассказ Нила Высоцкая. - Среди присланных эскизов были и очень красивые, оригинальные. Но почему-то победил проект такой себе… По задумке автора-победителя, это небольшой глиняный Незнайка, которого должны установить посреди клумбы возле нашей библиотеки. Но, по моему личному мнению, он ну совсем никакого вида… Мне же запомнился и очень понравился другой эскиз: сидит Николай Носов, на коленях у него Незнайка, а над ними на эдаких стропах - воздушный шар, олицетворяющий Вселенную. Очень хорош! Но… Приглянувшийся мне эскиз забрали в краеведческий музей. Постоял он там пару месяцев, после чего автор его забрал. Имя же этого скульптора, как ни странно, общественности осталось неизвестным. Назначенные при новой власти чиновники никаких документов по конкурсу отыскать не могут до сих пор.

Николай Носов в 1934-м (Москва). Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.

Более того, не был воплощен в жизнь и победивший проект! Никакого Незнайки на клумбе перед библиотекой тоже нет! Власти Ирпеня говорят, мол, нет на это в бюджете денег.

- Хотя, может, это и к лучшему? - добавляет Нила Васильевна. - Учитывая художественную ценность победившего проекта…

Первая жена писателя Елена Мазуренко. Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.

Кстати, как удалось выяснить "КП", на музей и памятник инвесторы обещали выделить серьезные суммы - не менее 200 тысяч…

В результате сегодня в Ирпене (как, впрочем, и в Киеве, и в той же Москве) нет не то что музея или памятника, но даже такой "малобюджетной" вещи, как мемориальная доска!

- А внук Николая Носова? Он не пытался как-то помочь сдвинуть это дело с мертвой точки?

Внук писателя Игорек покоряет первые жизненные вершины. Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой

- Нет, - ответила наша собеседница. - Мне с Игорем Петровичем так и не удалось связаться. У него, видимо, изменился адрес, и на все мои письма, которые я писала в Москву его отцу, Петру Носову (сыну писателя), никто не ответил. Писала я и в издательство, в котором Игорь Носов выпускал свои книги (продолжение историй о Незнайке), но и оттуда тоже никто не откликнулся.

Носов Украине не чужой!

Напоследок мы с Нилой Васильевной опять пустились в рассуждения: почему же все-таки украинским властям (разного уровня - от местного и до наивысшего в Киеве), да и тому же писательскому сообществу наплевать на память о Николае Носове? Что писал на русском? Но позвольте - Гоголь, например, тоже писал по-русски, но от него же, слава.

 

Богу, в Украине не отказываются…

- Кроме того, - напоминает Нила Высоцкая, - по материнской линии Николай Николаевич - украинец. Правда, украинский язык он знал не очень хорошо. Но, если внимательно почитать произведения Носова, можно найти, как он вворачивает некоторые украинизмы. И манера письма у него такая же легкая, как у того же Гоголя. Которого он, кстати, очень любил и почитал. Не спроста же в своей автобиографической повести "Тайна на дне колодца" Николай Николаевич неоднократно вспоминает персонажей Николая Васильевича.

Еще одна любопытная деталь: впервые "Незнайка" был опубликован именно на украинском! В нашем детском журнале "Барвінок". Его редактором был известный украинский детский поэт Борис Чалый - тот самый, что написал "Пригоди Барвінка".

Николай и Игорь Носовы - слаженный дуэт! Внук искусно подыгрывал деду в 1971-м, "вторит" деду и до сих пор - продолжая писать истории о Незнайке. Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.

* * *

КСТАТИ

"Несмотря на развод, Коля поступил благородно"

Еще одна печальная весть из Ирпеня: в феврале 2010 года умерла Татьяна Артемовна Савушкина (в девичестве - Мазуренко), с которой корреспонденты "КП" общались пять лет назад. Она была младшей сестрой первой жены Николая Носова - Елены.

Помнится, в прошлом нашем материале - о 100-летии писателя - на страничке не поместилась небольшая главка о личной жизни Николая Николаевича. А ведь Татьяна Артемовна поведала нам о том, что никогда и нигде, ни в одной биографии писателя ранее не упоминалось. Речь идет о причинах разрыва Николая и Елены.

Николай Николаевич Носов в своем кабинете за работой (1960-е). Фото: личный архив Татьяны Савушкиной и Нилы Высоцкой.

- Где-то в 1937-и или 38-м он полюбил другую и женился на ней, она на киностудии работала монтажером… - призналась "КП" старушка. - Но даже при этом Коля поступил благородно. Он оставил Лене с сыном московскую квартиру, и всегда помогал материально. А когда наша Леночка умерла (осенью 1941-го от сердечной недостаточности, после изнурительных работ на рытье окопов, - прим. ред.), они с новой женой Татьяной забрали Петю к себе (а своих детей у них так и не было).