Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Народный артист Украины Иван Шепелев: "В Донецке "Спят курганы темные" слушали стоя, в Тобольске вместо цветов дарили апельсины"

Народный артист Украины Иван Шепелев:
Фото: Московская художница изобразила Ивана ШЕПЕЛЕВА в образе... Наполеона

Назови любую букву русского алфавита (кроме Ь, Ы и Ъ, конечно) - и практически на каждую из них найдется город или несколько городов, в которые судьба забрасывала Ивана Васильевича на гастроли. И, естественно, историй там случалось - самых разных: добрых и курьезных, грустных и судьбоносных...

Иван Васильевич Шепелев

А: Как в "Белом солнце пустыни"

- Июль 1993 года, гастроли в Астрахани и области, - начинает рассказ Иван Васильевич. - Жара: днем 45 градусов! Плаваем по Волге, выступаем в небольших городках и поселках. Я представляю свою сольную программу "Бенефис конферансье". А люди там вместо цветов дарили мне... банки с черной икрой! Но вывозить-то ее нельзя, за это уголовная ответственность. И вот я сижу в гостинице, как в "Белом солнце пустыни", и говорю администратору: "Господи! Хоть бы хлебушка, что ли, достала..." (смеется). Это ж 90-е: в Астрахани было так, что если с утра хлеба не купишь, так и останешься без него до завтра... И вот администратор наш, Марианна Аркадьевна, ходила на базар, покупала молоденькую картошечку. Мы отваривали ее кипятильником, и ели с икрой, которой стояла на столе целая миска. Но - без хлеба...

Б: "Цветочные гастроли"

- Перед гастролями в Барнауле я думал: какой же он там - Алтайский край? Но вот приезжаем, а тут - все забито на концертах! Хотя ездили мы в Барнаул с обычной программой - выступления артистов украинской эстрады. У нас не было "звезд", просто хороший оркестр, хорошие артисты. А тут вдруг - аншлаги! И цветов столько, что мы потом недоумевали: ну, где же люди все это выращивают?! Причем, у тамошних людей такое замечательное понимание концерта. Если они идут на него - то обязательно с цветами. Вот пара - муж и жена, и непременно у него или у нее в руках - букет цветов. Поэтому свои выступления в Барнауле мы потом так и называли - "цветочные гастроли".

В: Впервые осознал нужность своей профессии

- Волгоград, жара... А еще мы объездили и Волгоградскую область, работали по воинским частям. В частности, Капустин Яр - это там, где ракеты. Я представлял публике свою программу "Бенефис конферансье"... Помню - раскаленная степь, и эти бедные солдатики... Я приходил в зал на репетицию - духота. Затем умывался холодной водой и шел в зал к публике. И был очень удивлен тому, насколько эмоционально все реагировали! Я-то думал, что в такую жару, да в такой обстановке ребята будут вялыми, что их придется сперва как-то "раскачивать". Они ж от жары все такие худые, просто изможденные... Но на концерте их потемневшие от загара лица вдруг просветлялись, оживали! И в зале за те мои час двадцать (сколько шла сольная программа) были жизнь, смех!.. Вот там, на волгоградской земле, я впервые осознал нужность своей профессии.

Иван Шепелев выступает в Чернобыльскойй зоне_Октябрь 1986-го

Г: Местная самодеятельность довела до слез

- Врезались в память и выступления в Гродно (это западная Белоруссия). Там такие шикарные костелы, старинные замки... Эх, какая там удивительная публика! Помню, один из концертов проходил в старом полуразрушенном замке. В уцелевшем зале расставили кресла... Но не только интерьер, обстановка там были необычными. Необычным выдался и сам концерт. Потому что после моей сольной программы и выступлений других артистов на сцену вышла местная самодеятельность - фольклорная группа. Нам "в подарок", в знак благодарности, они спели акапелльно белорусскую народну "Тэче рэчка по пясочэчку". О, как же это было красиво! Да в таком старинном зале, с той непередаваемой акустикой!.. Прямо слезы на глазах наворачивались!

Д: "Спят курганы темные" слушали стоя

- В Донецке я частенько вел концерты Юрия Богатикова, - продолжает наш собеседник. - А он ведь в молодости и сам был шахтером, ходил в забой. Награжден орденом Шахтерской славы III степени. И когда выходил выступать перед земляками (он же родом из Енакиево), всегда надевал этот орден. И пел "Давно не бывал я в Донбассе, тянуло в родные края". И зрители просто рыдали от восторга! В такие минуты я так гордился за своего друга и коллегу... А когда он начинал "Спят курганы темные", зал вообще вставал! Ни одну песню в Донецке так не принимали, как эту. 

Е: "Мисс Тавриду" вспоминают до сих пор

- А в Евпатории я проводил конкурс красоты "Мисс Таврида", который сам же и придумал. До него ничего подобного там никогда не проводилось, потому местные власти очень волновались (дело-то было в начале перестройки). В комитете по делам молодежи говорили: "Ну, зачем?.. Как-то это не совсем... Это полузападное..." Но все прошло блестяще. Ажиотаж в местном летнем театре, где проводился конкурс, был такой, что даже прохожие останавливались! Потому что, по задумке, у каждой девушки-конкурсантки должны быть свои болельщики. И вот каждая эта группа поддержки старалась, как могла: они кричали, пели, были речевки. То есть это было настолько эмоционально, что вот прошло уже много лет, а в Евпатории праздник "Мисс Тавриды" вспоминают до сих пор, и я им очень горжусь.

...Да, были там в завершение программы и выход в "буржуазных" купальниках. Но! В Евпатории это оправданно - так как это все же курорт.

Валентина Толкунова на 50-летии Ивана Шепелева.

Ж: Вот тебе и глубинка!

- А в Желтых Водах очень красивый Дом культуры, еще сталинской постройки. Также я там много раз вел "стадионы", однажды с Александром Розенбаумом.

Вообще, я очень люблю этот город, так как там очень интеллигентная и образованная публика. Видимо, потому, что в Желтых Водах в свое время жили атомщики... Вот тебе и глубинка!

З: Валентина Толкунова назвала другом

- А в Зеленограде (это под Москвой) шикарный Дворец культуры. Я там впервые отработал концерт с моей любимой артисткой Валечкой Толкуновой! А там же зал на полторы тысячи мест, но на все ее выступления билеты были раскуплены все до единого. И именно там эта великая Актриса и Певица впервые представила меня не только как конферансье, но и как своего друга - что было тогда для меня большим авансом.

И: Первая влюбленность, ревность и т. п.

- Ижевск, столица Удмуртской республики. Мне - 19-летнему - было там очень потешно. Я работал с цыганами - Валентиной и Дафуней Вишневскими. Мы выступали тогда в цирке: так как ходила на этот коллектив масса народу, так что билетов всегда было не достать. А в цирке целых 2,5 тысячи мест... Правда, и они все бывали битком забиты! ...Так вот, все там было для меня впервые. Первый раз сольный танец разрешили танцевать, первая какая-то влюбленность... Все настолько свежо, ярко, эмоционально! Восприятие города...

Не так давно я снова побывал в Ижевске. Специально ходил в цирк, чтобы немножко поностальгировать. Потому что тогда три дня подряд был просто фейерверк всего - любви, ревности, аплодисментов, ощущения себя артистом!

Валентина Толкунова на 50-летии Ивана Шепелева.

Й: Помогал Людмиле Зыкиной писать характеристики на ее артистов

- Йошкар-Ола, столица Марийской республики. Туда меня занесла судьба вместе с великой, величайшей (я считаю, в России и в Союзе выше нет!) Людмилой Георгиевной Зыкиной. Народная артистка СССР, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и прочих премий. Она очень любила этот город и часто туда приезжала.

В то время там проходил фестиваль. И Зыкина впервые взяла меня, и не просто себе, а еще и вести тот фестиваль.

...Она тайком, чтоб никто не знал, решила оформить там своим артистам звания заслуженных артистов Марийской АССР (чтоб им добавили ставки). А ее там так любили, что если б она только сказала: "Дайте этому..." - все сделали сразу бы! Но скромность не позволяла ей такого.

И вот она меня пригласила в номер йошкар-олинской гостиницы, мы сидим с ней, и она спрашивает у меня, как писать характеристики. Я с радостью помог ей.

К: Перезнакомился со всеми украинскими "звездами" 

- Ох, а сколько же связано у меня с Киевом! Сколько там было концертов!.. Но самый любимый мой зал в столице - на Владимирской горке. Там был летний театр, где проводили всевозможные конкурсы, открытия сезона и т. д. Именно там я познакомился и с Васей Зинкевичем, и с Назарием Яремчуком, там же впервые вел программу с участием трио Мареничей. Там же я познакомился с Дмитрием Михайловичем Гнатюком, великим Гнатюком! В Киеве же меня познакомили с Владимиром Ивасюком. За год до его смерти...

Конечно, это знакомство было шапочным... Мы посидели тогда, попили кофе (неподалеку от того же летнего театра, и все. Я смотрел на этого человека, и чувствовал какой-то очень трагический его образ. Он постоянно о чем-то волновался, о чем-то думал... Он как бы внутрь себя постоянно смотрел. Таким он мне и запомнился. Потом Василий Зинкевич как-то сказал: да, мол, он бывал разный, иногда и такой...

Ох, да много чего в Киеве было: и встреч, и случаев. Но некоторые я не хотел бы обнародовать. Лучше - о хороших.

Вот, помню, в том летнем театре у меня случилось такая история. Была такая известная певица Лидия Видаш. Очень красивые песни исполняла. Мы называем их "доротаровский период": "На пероні, на шумнім пероні, де розлуки і зустрічі плачуть, хтось розкидав троянди червоні, і здається, ніхто їх не бачить"...

Она пропела эту песню, и на сцену бросили очень много роз. А дальше должен был выступать танцевальный коллектив. Она ушла - не будет же она их все собирать. И я говорю залу: "Вот, невнимательно вы песню слушали", и стал собирать цветы. Продолжаю: "Что Лида пела? "Ми не квіти, а кохання, а кохання не можна топтать". Поэтому вы сейчас аплодируйте, а я буду собирать с пола "кохання". И вот этот огромный букет вашего "кохання" я сейчас занесу Людмиле Видаш, а для вас выступит такой-то коллектив танца". Вот такой выход я нашел из той ситуации - чтоб никто из танцоров ненароком не пострадал от шипов розы.

Собрав все цветы, я ушел за кулисы, а ребята вышли танцевать...

А почему я запомнил - об этом написали в "Вечернем  Киеве"... Ругаться-то было бы глупостью - люди же от души бросали.

Ян Табачник поздравляет коллегу с юбилеем.

Л: "Какая чудесная болезнь - склероз!"

- А Ленинград - это работа с Галиной Ненашевой, Марией Пахоменко, Александром Колкером. Это и первая встреча (как я потом называл - "свидание") с Эдитой Станиславовной Пьехой. Как-то после выступления она мне сказала: "Мальчик, если б вы были истинным ленинградцем, я бы взяла вас к себе в коллектив". Но у меня, к сожалению, не было ленинградской прописки...

Еще одна знаменитая встреча там - с Петром Лукичом Муравским, который в 90 лет еще конферировал. И я сделал вывод, что для конферансье даже склероз - ни в коем случае не диагноз. Он выходил на сцену, что-нибудь рассказывал, потом забывался - и во второй раз произносил ту же самую шутку. Иногда из зала выкрикивали (по-доброму, не зло): "А вы это уже рассказывали!". А он отвечал: "Елки-палки! Серьезно? Ох... Какая чудесная болезнь - склероз. Во-первых, ничего не болит, а во-вторых, каждый день столько новостей!.." (смеется). Я за кулисами просто аплодировал этой фразе!

...И еще, конечно, мне очень нравились ленинградцы. Удивительные люди! Они видят в тебе, прежде всего, человека... Ленинград - это в чем-то, наверное, святой город. Не случайно он закален голодом и революциями.

М: "Впервые провинциал увел из Москвы первую премию"

- Ну, а Москва - там, прежде всего, вспоминается Всесоюзный смотр-конкурс политсатиры (в Театре эстрады) и моя первая премия. Непревзойденный Борис Сергеевич Брунов сказал тогда перед награждением: "Никогда еще премия по конферансу не уходила в провинцию. Она поочередно оставалась то в Москве, то в Ленинграде. Даже в Киев смог однажды добиться только третьей премии. Но чтобы главная премия уехала в провинцию, в Днепропетровск, - такого не было. И увел ее от нас из Москвы мой ученик, конферансье Иван Шепелев". И это его признание было для меня выше всех почетных званий!

Также Борис Сергеевич признал меня тогда своим учеником. И говорил об этом всегда, во время концертов и в некоторых интервью.

Вообще, там, в Москве, такое становление для конферансье, что он потом может работать на любой площадке!

Я до сих пор храню все программки Московского государственного театра эстрады, где я конферировал. Храню, потому что это моя история. Ведь там, в Театре эстрады, мне довелось работать с великими людьми и артистами того времени - с Лялей Черной, Иосифом Давыдовичем Кобзоном.

Бывал я дважды на гатролях и в Магадане. И во время вторых попал на юбилей Вадима Козина, великого певца.  Он тогда уже почти не пел. Он сидел, и его все приветствовали. Юбилеи проводились в зале Магаданского театра драмы. Я вел концертные программы украинской эстрады и заодно был, как конферансье, на этом юбилее. Вот тогда и познакомился с этим уникальным человеком, которому уже тоже было за 90...

Он мне рассказывал обо всех старых артистах Ленинграда (потому что он сам из этого города, потом переехал в Москву, а из Москвы его "перевезли" в Магадан). Его приглашали вернуться, а он сказал: "Нет, я здесь прожил основные годы, я здесь, в Магадане, и помру".

Тогда он пригласил к себе домой целую группу артистов (а жил он очень скромно, в однокомнатной квартирке), пытался для нас играть на фоно и что-то петь... Конечно, в этом возрасте уже не получалось... Но говорит: "Знаете, какую я песню выучил, когда приехал в Магадан? Мне говорили - "блатная", от  слова "болото". Раньше-то вот этих всех воров и т. п., которые где-то там, на болотах, прятались, называли болотными людьми... Так знаете, что я выучил?"

Он снова сел к фоно и спел: "Будь проклята ты, Колыма, что названа чудной планетой, сойдешь поневоле с ума, отсюда возврата уж нету". Это, говорит, про меня: "Я уже отсюда никуда не поеду..."

...В Мурманске мы тоже неоднократно бывали на гастролях. Помню, как по огромному морозу люди несли цветы. Они стОят там сумасшедшие деньги. Однако мурманчане, когда шли на концерт, зимой, в мороз, они все были с цветами! Это показывало, с каким уважением там относились к артистам и вообще к культуре, к искусству.

Обмываем в редакции КП орден Иоанна Богослова

Н: "У нас работали великие. Но не потому, что им так хотелось..."

- На эту букву тоже могу назвать множество городов: и Николаев, и Нижневартовск, Норильск. В последнем меня поразила одна вещь. Первый концерт артистов украинской эстрады. Мы работали в Заполярном драматическом театре им. Маяковского (он так там и назывался!). В нем когда-то работал Смоктуновский, когда там отсиживал, Жженов, когда там сидел, другие известные и менее известные актеры...

Все их портреты висели в театре (мы были там уже в перестройку, и их уже можно вывесить).

И вот я вышел на ЭТУ сцену, где, как я слыхал, впервые репетировал Гамлета (если верить легендам) великий Смоктуновский... На ней и правда чувствовалось некое мистическое присутствие всех этих великих людей. Эта прославленная сцена, "намоленная", была свидетелем ИХ страданий... Ведь ИМ тогда было там очень плохо...

Но люди тамошние относились к этому, в том числе, и с юмором. Говорили: "У нас работали все великие. Не потому, что им так хотелось - так говорил директор".

...Есть там, в Норильске, и Дворец спорта. Я и там неоднократно работал с рок-группой "Автограф". 

О: "Стьой кансерт - давай кансерт!"

- Хочу вспомнить и об Оленегорске. Там нас с Яном Петровичем Табачником и его артистами направили в одно стойбище, где надо было награждать оленеводов. Аппаратура работала от маленького дизель-генаратора на солярке. А оленеводы в это время собрались возле чума, три-четыре семьи (человек 25-30). Я их поздравлял, разговаривал, а потом шла музыка. И вот они сидят-сидят за столом, где и водочка тоже, вдруг один из стариков: "Стьой кансерт!" Мы остановились. Всем разливают водку. Выпили, закусили, поговорили - "Давай кансерт!" (смеется по-доброму). И так раза три-четыре.

П: Вернули забытый костюм, да еще и досыта накормили

Пермь, Псков, Пенза... - это все мои гастроли. Замечательные города...

Очень люблю Пермь. Помню, как я приехал туда в первый раз: мы работали в Пермском театре, это в центре города. Решил до него из гостиницы пройтись пешком, чтобы посмотреть город. Зашел в какой-то магазин - купить себе что-то на вечер. Разговорился с девчатами-продавщицами, да и позабыл там кофр с костюмами и со всеми другими причандалами! Поставил его на прилавок, пока паковали, а затем забрал покупку и пошел - без него.

...И вот уже прилично отошел от магазина того, как вдруг мысль: покупка со мною, а где же все остальное?! Я был просто в шоке! Это же был мой единственный на то время хороший концертный костюм, туфли и все остальное... В общем, мороз по коже! Я скорее туда (а прошло уже около часа). Влетаю в магазин, а там меня уже встречают, как родного! Они нашли в боковом кармане пиджака афишу и узнали, кто его забыл. Позвонили и в театр, и в областное управление культуры - чтобы меня обязательно нашли и передали, что этот кофр ждет забываху у них. "Ой, а мы уже обзвонились! А вы пришли!.."

У меня были на глазах слезы. Я купил девочкам шампанского, но они отказывались. А как раз было время обеда, магазин закрылся. Мы сели за стол, я с ними пообедал, пригласил их на концерт.

Девочки эти пришли на выступление с цветами, да с харчами - чтобы я ж питался в гостинице (тепло улыбается). Такая трогательная женская забота... Я долго еще потом поздравлял весь этот коллектив с 8 Марта, слал открытки.

Обмываем в редакции КП орден Иоанна Богослова

Р: Бронзовому Есенину в руки кладут рябину

- А в Рязани я удостоился чести вести концерт, посвященный 90-летию Сергея Есенина (это же его родина). И когда я отработал там буриме, мне стоя аплодировал весь зал. Мой товарищ Ваня Благун, руководитель группы "Свитязь" (мы тогда от Волыни выступали), еще сказал: "Смотри - вот это твоя публика!" От такого приема я тогда даже расплакался...

Возле этого зала, кстати, стоит огромный памятник великому поэту. Он не на пьедестале, а как бы "растет" из земли... И ему в ладони всегда кладут кисти рябины (когда их сезон). Это настолько трогательно!

Вообще, Рязань - такая открытая! Только рязанская земля могла родить такого поэта.

С: Едва познакомившись, приглашают на обед

- Саратов, Саранск знаменитый, столица Мордовии...

В Саранск я приехал после театральной студии, и там еще немножечко учился. От этого города я ездил заканчивать учебу во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. То есть это моя творческая колыбель.

Саранск - удивительно театральный город, в нем живут удивительно гостеприимные люди! Пригласить на обед малознакомого человека там не считается чем-то из ряда вон выходящим. "Ну, а ты где? Пошли ко мне обедать!" И все, что в доме, все, что в печи, - на стол. Все!

Эх, с Саранском столько у меня связано! Столько всяких историй и дел... Про них можно было бы написать целую книгу!

Я очень люблю Саранск и очень уважаю его людей.

Т: "Закусывать надо "солнышком"

- Тамбов, Тобольск...

Тобольск - это бывшая столица этого края, а сейчас Тюменская область. А до революции это был огромный край. Место ссылки...

Там огромный, очень красивый кремль сохранился. И еще там - смешение народов. Там живут всевозможные коренные северные народы и русские. И что интересно - живут очень дружно и мирно. И сибирских татар там много.

Я там был дважды, и дважды был в восторге от широты этого края. И народ там удивительно благодарный...

Вот одна история, случившаяся в Тобольске под Новый год. Так получилось, что у нас 31-го был концерт, и мы должны были оставаться праздновать там. А концерт решили провести пораньше, чтоб люди еще успели пойти домой за стол - он начинался, по-моему, в шесть вечера.

И вот после выступления вышла такая красива, голубоглазая женщина и говорит: "Спасибо вам! Но не цветы я вам принесла, цветы кушать не будешь. У нас тут холодно, и я вам принесла много-много солнышек!" И вручает мне два килограмма апельсинов! Зал так аплодировал!.. Я поклонился в ответ: "Спасибо! В Тобольске апельсины - ну, это..." А она: "Ну, а как же!" И добавляет: "Гулять - здесь будете. Пить - здесь будете. А закусывать надо солнышком!"

У: "Островок коммунизма"

- Ульяновск - это, по-моему, единственный коммунистический "островок", который остался. И был таким всегда. Они очень гордились, что у них там родился Владимир Ильич Ленин.

И потому город этот очень ортодоксальный в репертуаре. Когда я туда приехал в советское время (в 1985-м), ко мне очень долго придирались, что у меня нет большого хорошего вступительного монолога о партии и ее роли. Грозились: "Если вы до завтра его не сделаете, мы снимем вас с концерта". Ребята за меня переживали, а я им: "Ничего. Завтра будет".

И я сделал этот монолог, причем, поскольку, как буримист, сам пишу стихи, в конце еще и про Ульяновск написал пару строк, про родину Владимира Ильича...

И все стало нормальным - нас оставили в покое и больше не трогали. Но смотрели каждый концерт, и ревностно относились к тому, что подается. Не дай бог там что-то...

Это же только в Ульяновске нам сделали замечание: "Девочка пела джаз на английском языке?" А это же всего одно произведение было в программе. Но звучит категорическое: "Убрать - и все!"

...Улан-Удэ (это Бурятская АССР). Великолепно! Это другой мир, другая планета! Даже в то - советское - время там был буддистский монастырь знаменитый. И в какой-то праздник мы туда попали (то ли день города, то ли еще что-то)... Пили кумыс, ездили на лошадях.

7_Иван Шепелев - первый в истории конферансье, награжденный церковным орденом Иоанна Богослова

Ф: "Это музыка, море и музей Айвазовского"

- Феодосию помню, прежде всего,  по концертам с Юрием Иосифовичем Богатиковым. Я все время удивлялся, почему мы в Феодосии чуть ли не каждый месяц? Но сколько бы мы туда ни приезжали - всегда был аншлаг!

А еще в Феодосии у меня есть любимое место - это музей Айвазовского. Я всегда туда хожу. Потому что в этом музее я за два часа как бы подновляю душу. Прихожу оттуда такой вычищенный, как из храма...

Феодосия - это музыка, море и музей Айвазовского.

Х: Встретил земляка-одноклассника аж в Хабаровске!

- Хабаровск - это весьма холодный город. Мы были там в конце октября - начале ноября, а там уже был трескучий мороз, под -40. Я был в тоненькой курточке и потому простудился. И вот уже в аэропорту вдруг встречаю своего одноклассника. Казалось бы - оба из Днепропетровска, а встречаемся в Хабаровске...

Он говорит: "А че ты так одет-то?" "Да, - говорю, - мы выезжали-то в сентябре - жара была!"

...Так он мне там - с барского плеча - подарил тулуп! И я долго-долго хранил его (смеется).

А еще там уникальная местная культура. И жители Хабаровска - очень большие патриоты своего города. Они его очень любят и считают чуть ли не центром вселенной! Может, этот патриотизм и чуть-чуть наивный, но он - искренний.

Ц: Через этот Дом культуры прошли практически все "звезды"

- В Цюрупинске выращивают коз и делают из их шерсти знаменитые платки. И еще: в Цюрупинске был очень хороший Дом культуры, а в нем - хороший очень директор. Который умудрялся затаскивать к себе практически всех звезд. Как у него получалось это делать - непостижимо! Как мне сказали, там была и Пугачева, и даже оркестр Олега Лундстрема.

Ч: "Даже в Киеве не всегда это чувствуешь"

- Чита, Чебоксары, Челябинск - везде был.

Например, в Чебоксарах - столице Чувашии. Город удивителен и интересен тем, что чуваши считают себя истинными наследниками Великой Булгарии.

Также меня поразила эта маленькая республика своим патриотизмом. Например, все вывески там - на чувашском языке...

А Чернигов я вообще считаю чем-то уникальным! У меня там настоящий друг, Леша Дербичев. Он великолепный музыкант, композитор. И когда я к нему приезжаю, мы не сидим дома, а обходим все храмы. Там есть знаменитая Троица, где врата, наверное, уже тысячу лет не закрывались. Даже коммунисты не смогли их закрыть! И вот ты входишь в этот намоленный храм и чувствуешь себя частицей великой славянской нации, славянского православного мира. Не всегда даже в Киеве это чувствуешь...

И знаменитый пещерный монастырь - Антониевы пещеры - там... Мы с Лешей тоже в них были - великолепно!

И еще Чернигов - довольно-таки концертный, театральный, эстрадный город. Люди это любят, ходят... В Чернигове чувствуется душа - древняя, и в то же время молодая. Это город с живой душой.

...А в Черкассах мне очень нравится украинский язык. Там он такой очень литературный... Получаешь удовольствие, просто слушая его, общаясь  на нем. Он там настоящий.

...Ну, а Черновцы - оттуда практически все звезды украинской эстрады. Это супер-музыкальный город. Там в каждом, даже маленьком ресторане есть свой цымбалист, скрипач и т. д. Там это все настолько развито!

8_Московская художница изобразила Ивана Шепелева в образе... Наполеона

Даже у Александра Николаевича Вертинского, который бывал там на гастролях, есть такая песня - "Скрипач". Она была написана и посвящена знаменитому румынскому скрипачу из Черновцов. Вот эти строки:

Ваш любовник - скрипач,

Он седой и горбатый,

Он вас дико ревнует,

И любит, и бьет.

Но когда он играет

Вам концерт Сарасате,

Ваше сердце, как птица,

Летит и поет.

Он альфонс по призванью,

Он знает секреты,

Он умеет из женщины сделать зеро,

Но когда затоскуют его флажолеты -

Он таинственный принц,

Он волшебный Пьеро!

Это вот оттуда! Теперь представляете, насколько это музыкальный город!

Ш: Нашего Кобзаря уважают в Казахстане

- Бывал я даже в селе Шушенском, где отбывал ссылку Ленин. Туда всех артистов завозили... Но ничем оно меня не впечатлило. Да, хороший Дворец культуры, собрались люди, из которых Ленина никто не помнит... Но благодаря тому, что он когда-то там был, и поэтому туда возят артистов, его жители очень довольны...

А еще был в Казахстане такой город - Шевченко (сейчас - Актау). Это Мангышлакская область. Меня очень поразило, что тамошние жители очень уважают Тараса Григорьевича. Памятник ему там установлен. И они говорят, что благодаря этому украинскому поэту их город стал областным, и они могут жить на определенном уровне.

Щ: Есть и такой "городочек"

- Щелоков - есть такой маленький городочек в России. Правда, ничем особенным он мне не запомнился. Но как-то так получилось, что мы побывали там с гастролями дважды.

Э: "300 рублей за три месяца - это были сумасшедшие деньги"

Элиста - столица Калмыкии. Уникально!.. Это бескрайняя степь. Своя культура. Они там - буддисты. Но что интересно - хорошо знают русский язык.

...Вспоминается: мне - 17 лет. И первая филармония - Калмыкская государственная, -  которая вдруг взяла и оформила почти мальчишку без трудовой, на договор.

Мы объехали всю Калмыкию. А в самой Элисте есть Дворец культуры, и там у нас были неоднократные концерты. Именно там мне впервые дали группу, как конферансье. И не потому, что я был такой уж хороший на то время. Просто людям надо было ехать по Калмыкии, а конферансье уволился срочно. И меня посоветовали: мол, не такой уж он и мальчишка уже... Я три месяца работал там. А в Элисте мне заплатили первые деньги за концерты. 300 рублей - это была сумасшедшая сумма!

Ю: Вышел "на замену" - и покорил всю публику

- В Юрмале я сперва работал в зале "Дзинтари" с украинскими артистами, с Васей Зинкевичем. Потом меня пригласила группа "Кобза". И там случился еще один интересный случай.

Я как раз готовил сольную программу - "Бенефис конферансье". Но я не выпускал ее: волновался, искал репризы, все это выстраивал... И вот однажды в одном из тамошних санаториев переполох: местный юморист собрал аншлаг, а его самого - нет! "Меня сейчас разорвут, если не будет концерта," - говорит администратор. И я подумал: может, мне попробовать? Говорю: "Вы знаете, у меня есть программа. Но вы поймите меня правильно. Я ни разу ее... Если вы рискнете, то..."

...Когда я только вышел на сцену, директор объявил так: "Артист такой-то заболел. Но мы понимаем, что у вас праздник юмора. И мы все-таки решили в этот вечер... Есть такой замечательный конферансье с Украины, у которого есть своя программа под названием "Бенефис конферансье". Мы решили в качестве замены пригласить его". Кто-то: "Да ну..." А кто-то: "Ну, давайте!" Тогда директор: "Давайте так, по-честному: кого это устраивает - пожалуйста, оставайтесь в зале, кого нет - пожалуйста, можете сдать билеты". Билеты не сдал никто. И я вышел... Знали бы вы, как я волновался! На чужом-то месте... Но я отработал!

То есть первая сольная программа была представлена публике в Юрмале. И прошла она на ура! И это меня вдохновило делать ее и дальше...

Кстати, мне потом так льстило: когда я выходил на набережную Юрмалы, меня узнавали, ко мне подходили, заговаривали. А ведь публика там избалованная...

Я: Тюльпаны разбились, как стекло

- А в Ярославле мы выступали вместе с Колей Гнатюком, известным на весь Союз "барабанщиком". Приезжаем туда на 8 Марта, а там - мороз под 40! Но люди в длиннющей, километра на полтора, очереди за билетами стоят с букетами, алыми тюльпанами. Тогда же Колина песня "Птица счастья" только-только прогремела.

Нам, артистам, подарили их после выступления - уже подмороженные. Да мы еще по дороге в гостиницу снова несли их по морозу... В общем, когда я заходил в отель, споткнулся да они упали на пол - разбились, как стеклянные! На мелкие кусочки. Никогда не забуду, так это врезалось в память...

А еще Ярославль - это, конечно, кремль, уникальная культура. Город славящих Солнце! В дремучем лесу эти люди поклонялись Солнцу... Это самобытный город! Уникальный. И там же открылся первый профессиональный театр - имени первого русского профессионального актера Волкова. Не в Москве, и они этим очень гордятся.

Фото: автор, Анна ВЕРТЕГЕЛ и личный архив Ивана Шепелева.

* * *

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Иван Васильевич Шепелев родился 20 октября 1957 года в дороге, между Днепропетровском и Харьковом. Впервые выступил на сцене в 15 лет (танцевал в цыганском ансамбле). Закончив в 1976-м школу-студию "Ленкома", ушел работать на эстраду. Затем - учеба во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (1979). Объездил с гастролями весь бывший СССР (или теперь - СНГ) и почти весь мир (за исключением Антарктиды). Основные звания и награды: лауреат II Всесоюзного конкурса артистов эстрады разговорного жанра (1989), народный артист Украины (2002). В 1997-м в Праге признан лучшим конферансье Восточной Европы, позже в Марселе - лучшим конферансье Европы-2008. Единственный  в СНГ конферансье, награжденный церковью (ордена Владимира III степени и Иоанна Богослова II степени вручил лично глава УПЦ Блаженнейший Владимир). Заслуженный деятель искусств АР Крым (2013).

Хобби: рыбалка, прослушивание классической музыки (особенно любит Чайковского).