Астрономы признали Луну маленькой Землей

Луна образовалась в результате столкновения Тейи, протопланетного тела, с "зародышем" Земли. Фото sxc.hu.

Идентичное соотношение изотопов титана в земных породах и в недрах Луны указывают на то, что спутник Земли практически полностью составлен из той же материи, из которой образовалась наша планета на заре Солнечной системы.

Об этом заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, пишут РИА Новости.

Большинство астрономов считает, что Луна образовалась в результате столкновения Тейи, протопланетного тела, с "зародышем" Земли. Во время этого процесса она разрушилась, и появилась Луна в результате "слепления" ее обломков с частицами земной материи, которые были выброшены в результате удара. По разным оценкам, как минимум, 40% материи Луна унаследовала от Тейи, и до 60% - от Земли.

Группа астрофизиков под руководством Цзюнь-Цзюнь Чжан из университета Чикаго (США) поставила под сомнение истинность этой гипотезы, сравнив соотношение изотопов титана в земных и лунных породах.

По словам планетологов, соотношение двух редких изотопов титана - "легкого" титана-47 и "тяжелого" титана-50 - остается одинаковым для всех земных пород, в которых присутствуют атомы этого металла.

Метеориты и другие "космические" камни содержат совершенно иное соотношение изотопов титана, и это дает основания полагать, что соотношение титана-47 и титана-50 было заложено еще во время рождения Солнечной системы и формирования первых протопланетных тел и астероидов.

Авторы статьи проанализировали соотношение изотопов титана в пяти образцах земных пород, 27 метеоритах-хондритах и в 24 фрагментах, извлеченных из недр Луны.

Как и ожидалось, соотношение изотопов в земных минералах было идентичным во всех случаях - максимальное отклонение составляло лишь сотые доли процента. В метеоритах наблюдался большой разброс значений, которые отличались друг от друга в 5-6 раз, в зависимости от типа объектов.

К удивлению исследователей, лунные образцы были практически неотличимы по соотношению титана-50 и титана-47 от их земных "коллег". Ученые зафиксировали некоторые различия, однако большинство из них находились на грани чувствительности приборов и потому не заслуживали доверия.

По словам астрономов, такие небольшие различия могли возникнуть в результате "бомбардировки" нейтронами в то время, пока образцы покоились на поверхности Луны.

Практически идентичное соотношение изотопов титана идет вразрез с большинством интерпретаций столкновения Земли и Тейи. Как утверждают исследователи, "землеподобность" лунных недр могла возникнуть или в случае крайне неправдоподобных условий формирования Луны, при сверхмедленной скорости охлаждения останков Тейи и осколков земных пород, или при очень интенсивном "перемешивании" материи в диске аккреции.

По мнению авторов статьи, наиболее реалистичным сценарием выглядит гипотеза так называемой "ледяной" Тейи. Согласно этому предположению, Тейя сформировалась в холодной части протопланетного диска Солнечной системы и состояла практически полностью из льда и других легких элементов.

При столкновении с Землей вода и газы испарились, и Луна сформировалась, большей частью, из материи нашей планеты. Тем не менее, эту гипотезу еще предстоит проверить при помощи моделирования, заключают исследователи.

Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича
Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича 734 2

Высокий суд Лондона проводит слушание по поводу задолженности Украины перед Россией на 3 млрд. долл. США.

В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине
В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине 1041

Об этом на своей странице в соцсети рассказал генеральный директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Без моратория: как уберечь землю и бизнес 294

Модель земельной реформы, которую разработал Кабинет Министров, позволит малым и средним фермерам покупать землю на выгодных условиях.

Для язычников тело - тюрьма, а для христиан - храм Духа Святого!
Для язычников тело - тюрьма, а для христиан - храм Духа Святого! 254

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

5 важных новостей для субботнего утра
5 важных новостей для субботнего утра 395

КП" в Украине" собрала самые значимые события этой ночи, которые Вы могли пропустить. Оставайтесь в курсе важных новостей из жизни нашей страны и мира вместе с нами.

Животы разболелись : мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой
"Животы разболелись": мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой 1285 4

Когда пицца была почти вся съедена мусульманские супруги поняли, что лакомились свининой.

Антитела  сближают тела и вмешиваются в дела чужой эпохи
"Антитела" сближают тела и вмешиваются в дела чужой эпохи 176

На концерте известной украинской группы случилось предложение руки и сердца розыгрыш последнего (седьмого!) айфона.

Российский актер - о возможном отдыхе в Крыму:  Дорого и смотрят, как на дойную корову
Российский актер - о возможном отдыхе в Крыму: "Дорого и смотрят, как на дойную корову" 1495

Свое мнение о возможном летнем отдыхе на полуострове высказал звезда фильмов "Антикиллера" и "Гастролеров" Владимир Зайцев.

Умер один из главных идеологов внешней политики США - Збигнев Бжезинский
Умер один из главных идеологов внешней политики США - Збигнев Бжезинский 1448 7

Экс-советнику президента США было 89 лет. Он умер в ночь на 27 мая. Рядом с Бжезинским была его супруга.

Лучший форвард  Днепра  может уйти из клуба
Лучший форвард "Днепра" может уйти из клуба 372

Артемом Довбиком интересуются "Шахтер" и "Заря".

Паулу Фонсека:  Я хочу продолжать быть  женатым  на  Шахтере