Сергей ТИЩЕНКО. Фото Thinkstock. (29 февраля 2012)
Украинские вагоны вернут в страну

Украинские вагоны вернут в страну

Комментарии: 9
Как только вагон «Укрзалізниці» оказывается на территории какой-либо из стран СНГ, его стараются как можно дольше не возвращать в Украину и заставляют работать «на убой».

До недавнего времени дефицит вагонов для перевозки грузов был притчей во языцех для отечественных производителей. Сейчас "Укрзалізниця" начала наводить порядок в этой системе. Перво-наперво необходимы правовые условия для возвращения вагонов в Украину, следует обеспечить их качественный и своевременный ремонт и эффективно ими управлять. Создан "Украинский транспортно-логистический центр" (УТЛЦ), действуют договорные отношения, принятые в бизнес-среде и соответствующие действующему законодательству: заключается трехсторонний договор между государственной вагонной компанией, украинским транспортно-логистическим центром и грузоотправителем с четко описанными правами и обязанностями сторон.

ДАВНЯЯ ПРОБЛЕМА

То и дело в прессе всплывали конфликты железнодорожников и отправителей грузов. Чаще всего это происходит в период пиковых нагрузок при перевозке тех или иных грузов. Например, заключили зернотрейдеры выгодные контракты на экспорт зерна, а вагонов для перевозки такого объема в короткий срок найти не могут. Естественно, тут же звучат обвинения в адрес "Укрзалізниці", мол, у вас там коррупция и вы, наверное, нашим конкурентам преференции предоставляете.

В ответ железнодорожники разводят руками и говорят, что перевозки нужно организовывать равномерно. Ведь если постоянно перевозят 500-600 вагонов зерна в сутки, а через неделю от железной дороги требуют предоставить 1500-2000 вагонов, то обеспечить такой объем будет сложно. Плюс к этому не решалась еще одна проблема - система железнодорожных перевозок оставалась практически неизменной со времен СССР.

- Не произошло полного и эффективного разделения подвижного состава, который когда-то был общим для всех стран СНГ, - говорит первый министр транспорта Украины, эксперт Центра транспортных стратегий Орест Климпуш. - Мы стали заложниками очень лояльного соглашения с Россией об использовании вагонов. В результате сложилась обычная практика: зашел наш вагон в Россию - и пошел гулять по СНГ, а возвращается уже после того, как ничего грузить на него нельзя - он разваливается.

Как показывает практика, стоимость украинских инвентарных вагонов оказалась самой низкой не только в Европе, но и в странах СНГ. И сейчас, как только вагон "Укрзалізниці" пересекает границу и оказывается на территории какой-либо из стран СНГ, его стараются как можно дольше не возвращать в Украину и заставляют работать "на убой".

Это привело к тому, что физический износ парка грузовых вагонов составляет 86%. Согласно государственной программе экономических реформ Украины нужно уменьшить уровень износа основных фондов железнодорожного транспорта до 65%. Но где взять на это деньги? Специалисты посчитали, что для достижения таких результатов в течение 10 лет необходимо вложить в модернизацию около 150 млрд грн. Учитывая все возможные источники, "УЗ" сможет аккумулировать не более 50 млрд грн. Недостающие 100 миллиардов нужно где-то взять. Эксперты выделяют сегменты, которые могли бы заинтересовать инвесторов. Также они заявляют, что тарифы "УЗ" пока далеки от рыночных. Тем временем железнодорожный перевозчик активно  решает вопрос возврата грузовых вагонов для нужд промышленности страны.

ЗАЩИЩАЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Самый востребованный подвижной состав "УЗ" для перевозки грузов - полувагоны.  Для того чтобы защитить их от чрезмерного использования за рубежом, им меняют статус с инвентарного на собственный. А для того чтобы качественнее ремонтировать, полувагоны сосредотачивают на балансе двух государственных, подчиненных "УЗ" предприятиях - "Укрспецвагон" и "Дарницкий вагоноремонтный завод".

- Эти предприятия получат 58 тысяч полувагонов, - говорит начальник главного коммерческого управления "Укрзалізниці" Юрий Меркулов. - Они будут следить за их состоянием, выполнять капитальный и текущий ремонты, и на эти цели на предприятия будут направлены финансовые потоки.

Эксперты уверены, что такой подход поможет не только поддерживать полувагоны в хорошем состоянии, но и отслеживать их местонахождение.

- Также создается транспортно-логистический центр, который должен управлять вагонами, которые есть на территории Украины, - и государственными, и частными, - продолжает Орест Климпуш. - Логистический центр позволяет лучше использовать вагоны, чтобы не было порожних пробегов, чтобы было понятно, куда вагон едет, и издержки были меньшими.

Также должен исчезнуть дефицит вагонов, о котором мы говорили выше.

- Плюсом нынешних изменений станет то, что из-за границы будут возвращены тысячи вагонов, - уверена президент Ассоциации операторов железнодорожного транспорта Украины Галина Полищук. - Это, безусловно, снизит дефицит вагонов в стране.

По словам генерального директора "Укрзалізниці" Владимира Козака, еще в декабре 2011 года в СНГ находилось 12 тысяч вагонов. Уже в конце января 2012 года в России оставалось всего 900 украинских вагонов, 11 тысяч ведомству удалось вернуть в страну.

Реформирование отрасли может помочь железнодорожникам получить доступ к недорогим кредитам Европейского банка реконструкции и развития.

- Задержки с реформами не давали нам возможности активно сотрудничать с "Укрзалізницею", - сказал руководитель сектора инфраструктуры и энергетики в Украине ЕБРР Марк Магалецкий. – Сейчас, когда появился прогресс, уже в ближайшее время мы начнем подготовку новых проектов.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Кстати, именно такой принцип построения логистической сети применяется и в Европе. Такая модель приносит выгоду всем.

- Сосредоточение всех действий, связанных с обслуживанием клиентов, в одном координационном центре - это важный шаг в ориентации всей деятельности на предоставление востребованных клиентами услуг, - говорит руководитель отдела развития международного бизнеса крупнейшего железнодорожного оператора Германии - концерна Deutsche Bahn AG Нико Варбанофф. - Мы знаем по собственному опыту, что от создания такого центрального структурного подразделения выигрывают в первую очередь экспедиторские фирмы и перевалочные компании.

По его словам, после внедрения принципа единого окна экспедиторские фирмы и перевалочные компании получают возможность обращаться со всеми вопросами к центральному контактному лицу, что является одной из важнейших предпосылок для построения тесных и доверительных связей с клиентами.

ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ

Несмотря на то что первые шаги уже сделаны, эффект от них будет заметен далеко не сразу.

- УТЛЦ существует всего около месяца, - говорит Галина Полищук. - Поэтому пока сложно оценивать эффективность работы этой организации. Сейчас дефицит вагонов действительно уменьшился, но это связано с тем, что январь и февраль - не самые показательные месяцы в работе перевозчиков. Праздники и холодная погода снижают объемы грузоперевозок. К тому же нужно учитывать и экономическую ситуацию в Европе, из-за чего тоже снижаются объемы транспортировки грузов.

Однако в будущее эксперты смотрят с оптимизмом. Проводимые изменения - тот базис, без которого браться за реформы немыслимо. Невозможно реформировать то, что ты не контролируешь. Проводимые "УЗ" меры создают предпосылки для улучшения ситуации в отрасли. Кроме того, "Укрзалізниця" обещает регулярно обновлять свой парк вагонов, а значит, их количество будет увеличиваться.

- В этом году мы собираемся приобрести 10 тысяч вагонов на условиях финансового лизинга, - говорит Юрий Меркулов. - И хотя экономическая ситуация может откорректировать наши планы, они вполне реальны.

ЭКСПЕРИМЕНТ "КП"

У частников - дороже

Мы решили самостоятельно проверить, как сейчас обстоит дело на рынке железнодорожных перевозок. Заготовив несколько легенд, мы обзвонили операторов рынка грузоперевозок и попробовали от имени бизнесменов арендовать вагоны под доставку железной руды и сахара. Таким образом мы проверяли, насколько обеспечиваются потребности тяжелой и пищевой промышленности.

Первый вариант исходил из такой базовой легенды: нужно перевозить ежемесячно 5 тыс. тонн железной руды в месяц от станции Ингулец до станции Сартана (Мариуполь). Первым делом мы узнали тарифы в УТЛЦ. Там нам сказали, что они будут транспортировать наш вагон за 5 391 грн. Обзвон частных компаний показал, что их тариф составляет от 6 421 грн. до 14 820 гривен. Несложно посчитать, что навар частных перевозчиков составляет от 275 грн. (19% от тарифа "УЗ") до 8 674 грн. (174% тарифа "УЗ").

Вторая наша легенда звучала так: нужно перевезти 20 тонн сахара от станции Винница до станции Киев-Дарница, где у нас находятся склады. Опять же обращаемся в УТЛЦ. Там нам называют тариф 3 271 грн. У частных операторов разброс цен снова впечатляет. Нам предлагали варианты от 3 553 грн. (8,6% от тарифа "УЗ") до 5 331 грн. (63% от тарифа "УЗ"). При этом предупредили, что вагоны могут найти не раньше чем через два дня, а лучше заказывать перевозку за пять дней до предполагаемой даты отправки груза.

загрузка...
загрузка...

Политика

Журналист узнал, почему 51-летний боец АТО спит в киевском переходе
Журналист узнал, почему 51-летний боец АТО спит в киевском переходе 2113 1

В "Фейсбуке" пишут, что Али Герасименко уволили за то, что начал выпивать и стал агрессивным.

Рэперу Басте могут разрешить выступить в Киеве после Крыма
Рэперу Басте могут разрешить выступить в Киеве после Крыма [фото] 448

Ранее после концертов на полуострове в украинской столице выступали Comedy Woman.

СМИ: США сократят финансовую помощь Украине на 68%
СМИ: США сократят финансовую помощь Украине на 68% 1580 2

Объем помощи США для Украины на 2018 год в предварительном плане бюджета составлял более 570 миллионов долларов, но теперь может снизиться до 177 миллионов долларов.

Происшествия

Чили всколыхнули мощные землетрясения
Чили всколыхнули мощные землетрясения 392

С 24 на 25 апреля у побережья Чили произошло сильное землетрясение, за которым последовали десятки не менее мощных афтершоков. Подземные толчки происходят до сих пор.

Брат погибшего в Донбассе американца собирает деньги на доставку его тела домой
Брат погибшего в Донбассе американца собирает деньги на доставку его тела домой [фото] 905 1

"Он был героем" - говорит о погибшем члене патруля ОБСЕ его родственник Мэттью Стоун.

В Минобороне пояснили, зачем задержали военных журналистов телеканала ZIK
В Минобороне пояснили, зачем задержали военных журналистов телеканала ZIK 395

В министерстве заявили, что журналисты снимали видеоматериал без разрешения.

Экономика

Тука: Донбасс задолжал за электричество 11 миллиардов гривен
Тука: Донбасс задолжал за электричество 11 миллиардов гривен [видео] 143

Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука сообщил о размере долга неподконтрольных территорий Донбасса за электроэнергию.

НБУ признал неплатежеспособным банк Жвании
НБУ признал неплатежеспособным банк Жвании 618

"Диамантбанк" не обеспечил выполнение мероприятий, предусмотренных планом реструктуризации.

НАБУ показало, куда коррупционеры выводят из Украины деньги
НАБУ показало, куда коррупционеры выводят из Украины деньги [видео] 1056 1

Наворованные средства чаще всего выводятся в Латвию, Великобританию, Германию и Швейцарию.

Общество

В Китае родился поросенок-циклоп
В Китае родился поросенок-циклоп [видео]

Животное-мутант появилось на свет с одним-единственным глазом и сразу же стало сенсацией в интернете. Фермер снял на видео новорожденного поросенка, у которого врожденные дефекты.

5 новостей к утренней чашечке кофе
5 новостей к утренней чашечке кофе 244

"КП" в Украине" собрала самые интересные события за ночь, которые Вы могли проспать. Оставайтесь в курсе важных событий из жизни нашей страны и мира вместе с нами.

Любители много ходить - умнее
Любители много ходить - умнее 370

О полезных свойствах активного образа жизни, особенно в наш век поголовного сидения за компьютерами, уже не раз говорили ученые. Недавно исследователи обнаружили еще одно положительное свойство регулярной ходьбы.

Светская хроника и ТВ

Появился первый трейлер ремейка  Грязных танцев
Появился первый трейлер ремейка "Грязных танцев" [видео] 53

Создатели картины обещают много деталей, которых не было в оригинальной истории.

Кирилла Сафонова растрогали пограничники, которые не пустили его в Украину
Кирилла Сафонова растрогали пограничники, которые не пустили его в Украину [фото] 2654

Звезда российских сериалов рассказал, как его развернули в аэропорту Одессы.

36-летняя Ким Кардашьян засветила целлюлит на пляже в Мексике
36-летняя Ким Кардашьян засветила целлюлит на пляже в Мексике [фото] 1695 1

Тело звезды реалити-шоу оказалось настолько неидеальным, что поклонники уверены - это фотошоп.

Спорт

 Днепр  не проигрывает 10 матчей подряд
"Днепр" не проигрывает 10 матчей подряд [фото, видео] 228

Команде удалось покинуть последнюю строчку турнирной таблицы.

Хоккей по-украински: приколы и проколы домашнего ЧМ-2017
Хоккей по-украински: приколы и проколы домашнего ЧМ-2017 536

Игроки "сине-желтых" жалуются на слишком хороший лед, а болеют за них... венгерские фанаты.

Агент:  В ближайшие две недели будущее Гусева определится
Агент: "В ближайшие две недели будущее Гусева определится" 532

Вадим Шаблий продолжает подыскивать новый клуб для 34-летнего экс-полузащитника киевского "Динамо"