Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
9 мая
Загрузить еще

Спастись от гнева начальства можно одним способом

Спастись от гнева начальства можно одним способом
Фото: Не обижайтесь на шефа: у него просто зуб болит. Фото: С сайта businesswel.com

Обидно и невыносимо иной раз чувствовать на себе отрицательные эмоции едущего с вами пассажира в метро, или стать объектом гнева начальника, или каждый день ощущать как будто бы беспричинную злость коллег. Настроение тотчас портится, все валится из рук, некоторые вообще могут уйти в затяжной стресс. Что же делать?

- Для того, чтобы преодолеть тревогу, возникающую при общении с человеком, который на вас срывает зло, нужно переключить фокус этой чужой агрессивности на что-то нейтральное, - советует Филип Зимбардо (Philip Zimbardo), социальный психолог, профессор Cтэнфордского университета (США).— Например, нужно сказать себе, например, что человек злится не на вас лично, а из-за чего-то другого: из-за испорченных отношений со своей женой, или из-за того, что у него разболелся зуб. Главное - не воспринимать его негативные на свой счет.

На пепрвый взгялд кажется, что этот способ отвести злость другого человека от себя - мало убедителен. Однако у него есть вполне строгое психологическое и нейрофизиологическое обоснование, сообщает science.compulenta.ru.

Психологи из Стэнфордского университета (США) поставили эксперимент, желая проверить, действительно ли мы перестаем нервничать в ответ на чужую агрессию, если сочиняем для нее фантазийный "громоотвод". В серии опытов Йенс Блехерт и его коллеги показывли добровольцам несколько изображений лиц, выражающих разные эмоции. При этом испытуемые были проинструктированы на случай встречи с "плохим парнем": если они видели негативную эмоцию, то должны были перевести её на кого-то другого, сказать себе, что этот негатив относится не к ним.

В том случае, если такие подготовленные люди во второй раз видели лицо, выражающее негатив, их собственные переживания по этому поводу были уже значительно меньше. Если же сначала они просто испытывали какую-то реакцию в ответ на "злое лицо", не пытаясь перенаправить её в сторону, то и во второй раз испытывали тревогу в той же мере. При отводе от себя чужой агрессии мозг как бы переоценивал изображение, и в следующий раз беспокойство от встречи со знакомой негативной эмоцией исчезало.

Исследователи сравнивают это с двумя встречными потоками: первоначальный эмоциональный ответ идёт от задних отделов мозга к лобным, а переоценочный импульс — в обратном направлении, гася тревогу и беспокойство. Именно так, по словам учёных, изменялась электрическая активность мозга: встречный поток импульсов подавлял сигналы, соответствовавшие негативным эмоциям.

Если человек натренирован в переключении чужой агрессии с себя на что-нибудь или кого-нибудь, то при столкновениях с чужим негативом мозг будет оценивать собеседника как есть, быстро и эффективно гася тревогу по поводу чужой злости. Возможно, в этом кроется секрет равнодушия к начальственному гневу, который свойствен опытным секретаршам: они, так сказать, всем мозгом чувствуют, что он их не касается.