Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
10 мая
Загрузить еще

Мама - воспитательница детского дома семейного типа Елена ВЕНГЛОВСКАЯ: "Мои девять детей не чувствуют себя сиротами"

Мама - воспитательница детского дома семейного типа Елена ВЕНГЛОВСКАЯ:
Фото: Скоро Елене придется отпустить старшую дочку Дашу на учебу в другой город.

Во вчерашнем номере "КП" мы писали о трудностях, с которыми сталкиваются дети, воспитанные в интернатах. Не ощутив, что такое семья, они не способны создать свою. Не познав материнской любви, не могут дать ее своим детям. Альтернативной формой воспитания сирот и детей, лишенных родительской опеки, могут стать детские дома семейного типа, которые уже успешно работают в Украине. Создать их может супружеская пара или один человек (независимо от пола). Для этого необходимо взять не менее 5 детей. При этом общее количество не должно превышать 10 воспитанников (с учетом родных детей).

Сейчас в Украине работают 553 детских дома семейного типа. В них живут 3715 ребят. Это в разы меньше, чем в интернатах. Но зато большинство из воспитанников этих необычных детдомов знают, что такое семейное счастье.

ТРУДНОЕ ПРОШЛОЕ

На пороге меня встречают мурлыкающий кот и несколько пар любопытных детских глаз. Улыбаясь, протягиваю руку чернявому мальчишке в вышиванке.

- Костя… - слышу стеснительный шепот. - А давайте я покажу, где у нас вешалка. Там пальто можно оставить.

Мой новый знакомый гордо по-джентльменски уводит меня вглубь коридора. А его сестры тут же хватают на руки котенка и громко начинают выяснять, чья очередь сейчас его приласкать.

Двухэтажный дом, в котором обосновался детский дом семейного типа Елены Венгловской, находится на территории костела в Хмельницком. Изначально он строился как приходское общежитие - с дорогой деревянной отделкой, просторной кухней, столовой, гостиной и несколькими гостевыми спальнями на втором этаже. Три года назад католическая община дала добро на то, чтобы в стенах этого дома звучал детский смех. Сейчас здесь живут девять абсолютно разных детей в возрасте от полутора до 14 лет. У каждого из них своя печальная история: кто-то познал тяжесть жизни в интернате, кого-то соцслужбы буквально вытащили из ужасных условий проживания. Как и большинство ребят, столкнувшихся с трудностями, воспитанники этого детского дома-семьи поначалу замыкались в себе и не доверяли миру. Впрочем, подобрать ключ можно к любому ребенку. Это успешно доказала Елена Венгловская.

"А СМОТРИТЕ, 
КАК Я МОГУ!"

Экскурсию по дому Елена проводит для меня вместе с детьми. Вот спальня мальчишек. Пока Валика нет (сегодня его очередь мыть посуду), Костя стеснительно показывает их с братом двухэтажную кровать, учебники, рисунки. В комнате ребят просторнее, чем у девочек. Но зато стены девчачьей спальни  буквально увешаны красивыми рисунками и яркими фото. Не нахожу взглядом ни одного, где бы девочки на них не улыбались.

- А мы вообще любим фотографироваться! - говорит мама Елена. - Прошлым летом, возвращаясь от друзей, увидели неподалеку от Хмельницкого огромное маковое поле. Ну как там было не сделать яркие кадры?!

С социальным педагогом Валентиной Визнюк жительница общежития Катя говорит обо всем.

Фото с макового поля украшает стену в гостиной. Рядом еще полтора десятка разных снимков со счастливыми детскими лицами. Глядя на них, поневоле начинаешь проникаться нежностью к этому дому.

С Еленой мы говорим под детский гул. В отличие от сирот, воспитывающихся в интернате, ее дети не привыкли скрывать свои эмоции. Один танцует, другой поет, третий хвастается своими рисунками, четвертый вот-вот прыгнет с дивана, совершая акробатический трюк. Девочки постарше внимательно следят за самой маленькой воспитанницей дома - полуторагодовалой Ангелиной, которая с одинаковой радостью идет на руки к сестрам и братьям, но, как и каждая кроха, глазами ищет маму. Вскоре и она включается в самодеятельность - под аплодисменты обувает мамины туфли и, напевая только ей одной понятную песню, пытается пройтись по комнате.

- Ангелинка у нас девятая, появилась около года назад, - рассказывает Елена. - Ее маму лишили прав на ребенка. Но девочку очень любила старшая сестра. Она учится в университете и живет в общежитии - поэтому и не могла взять кроху к себе. Она стала обивать пороги соцслужб, просила не отдавать сестру на усыновление. Ей пошли навстречу и поместили ребенка в мой детский дом. Теперь сестра Ангелины часто приходит к нам в гости, приносит подарки, ездит с нами на море.

На отдых Елена возит детей каждое лето, а в помощники берет своих друзей. Усаживает всех в подаренный неравнодушными людьми бус, садится за руль и направляется на юг.

- Видели бы вы глаза отдыхающих, когда мы приходим на пляж! - рассказывает Елена. - Люди просто не понимают, как одну женщину могут называть мамой столько абсолютно разных детей!

ИМ НУЖНА СТАБИЛЬНОСТЬ И ЛЮБОВЬ

Детский дом семейного типа Елена мечтала создать давно. Еще когда работала директором социального центра в Киеве, присматривалась к таким семьям, изучала опыт. Позже, когда преподавала религию в приходской школе, поняла, что умеет ладить с детьми.

 

15-летняя Наташа с сыном Русланом не нужны родным. Но они нужны друг другу.

- Так сложилось, что своих детей у меня нет, - объясняет Елена. - А потребность отдавать материнскую любовь - есть. Я стала собирать необходимые документы, прочитала массу книг по воспитанию - готовилась к такому шагу. Я поняла для себя несколько главных моментов, которые потом помогли мне. Во-первых, ребенку нужна стабильность. Особенно такому, брошенному и обиженному. Во-вторых, его нужно полюбить, независимо от того, рожала ты его или нет. Здесь дитя не обманешь. Если ты его не любишь - он почувствует это сразу. Третий важный аспект - это принятие ребенка таким, какой он есть. То есть дать ему понять: то, что он умеет, - это хорошо. Рисует - молодец, поет - талант. Пусть кто-то делает это в десятки раз лучше, но ваш ребенок тоже может это делать. И только так он самоутвердится.

На то, чтобы эти истины дали свои плоды, должно уйти 5-6 лет. Я воспитываю этих детей уже три года. Знаете, некоторые мои друзья, глядя на них, поражаются и восклицают: "Если бы не знали, с какими трудностями столкнулись эти  дети, никогда бы не поверили!" А ведь у каждого из них такой багаж горя и бед за плечами, искалеченная психика. Одних еще вожу к психологу, от других слышу иногда угрозы сбежать. Это сиротское поведение. Но похожи ли они на сирот внешне? Нет. Мои дети абсолютно домашние, и уже сейчас я не сомневаюсь, что они чувствуют себя одной семьей.

ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО

Все дети Елены учатся в одной школе, а некоторые в одном классе. От обидных придирок одноклассников отбивались достойно, стояли друг за друга горой.

- Бывало такое, что и я ходила в школу их защищать, - говорит Елена. - Доказывала всем, что мои они - не сироты, у них есть мама!

Пока дети учатся, Елена с друзьями-помощниками убирают в доме, готовят обед, ездят за продуктами.

- Я не работаю, на это не хватило бы времени, - говорит Елена. - Живем за счет государственных выплат. Этого хватает на питание, но, увы, недостаточно для ремонта дома, покупки одежды. Мне очень помогают друзья - одни подарили бус, другие - компьютер. Прихожане, у которых есть свой швейный цех, могут пошить девчонкам хорошие платья. Сейчас планирую купить большой холодильник - для этого придется экономить пару месяцев.

18-летняя Лена и ее крошка Вика.

После школы дети Елены ходят на танцы, плавание, хор, уроки религии. Некоторые занимаются с репетиторами. С учебой отношения у каждого складываются по-своему. Но видя успехи одних, отстающие тоже подтягиваются.

- У каждого есть и свои обязанности по дому, - рассказывает Елена. - Помыть и сложить тарелки, подмести пол, вынести мусор - дети делают все это по графику дежурств. Вот он висит на стене.

Елена показывает красочную таблицу, где ребята корявым почерком сами вписывали свои имена. Увиливать от домашней работы здесь не удастся: если кто-то забудет, ему обязательно напомнят другие. К тому же в этой семье помощь по дому - возможность заработать карманные деньги. Такую систему Елена разработала, когда поняла, что сироты не знают реальной цены ни вещей, ни денег. Привыкли к тому, что все им должны…

- За каждое выполненное дежурство я установила тариф - 
1 гривна, - рассказывает Елена. - Но никто не запрещает работать сверх нормы и получать бонусы. Те, кто пропускал дежурство без уважительной причины, штрафовались. Тоже на одну гривну. В итоге кто-то получал в неделю десять гривен, а кто-то всего три.

Самая младшенькая девочка Ангелина всегда в центре внимания братьев и сестер.

Однажды я решила взять детей с собой в супермаркет, чтобы они увидели цены. Какие у них были глаза! Костик просто представить не мог, что за три гривны практически ничего нельзя купить, а заработанное своим трудом тратить на что-либо пустое не хотелось. В итоге выбрать товар по карману ему помогли девчонки. Я всем объяснила, что любая сломанная вещь тоже стоит денег и за нее надо платить из своего кармана. Теперь дети стали экономнее и внимательнее. Впрочем, если я увижу, что они работают только за деньги, тут же поменяю систему - придумаю что-то новое.

МАМА ИЛИ ТЕТЯ?

Елена вспоминает, как впервые увидела своих детей. Тогда их было семеро.

Они осторожно всматривались ей в глаза. А она предложила им: хотите - называйте мамой, а хотите - тетей. Все как один проголосовали за "маму". Причем первое время это слово звучало в доме просто так, без повода. Казалось, дети соревновались в том, из чьих уст оно скорее и убедительнее прозвучит.

- Первое время, как и все сироты, они часто и много ели, - рассказывает Елена. - Сейчас все наладилось. И хотя не со всеми у меня есть тесный эмоциональный контакт, я не позволяю собой манипулировать. Стараюсь расти вместе с ними, учу их тому, что они - братья и сестры и должны держаться друг за друга.

Возможно, уже в следующем году Елене придется отпустить от себя старшую девочку - 9-классницу Дашу. Она мечтает учиться в спортивном училище в Ивано-Франковске. Но мама решила: пока не съездит туда сама, не познакомится с преподавателями, ни за что не отпустит ребенка.

О более далеком будущем Елена пока не задумывается. Но уже приняла для себя решение, что вряд ли сможет поднять на ноги других сирот. Просто не осилит.

- Наверное, стану бабушкой для их детей, - улыбается Елена. - Ведь я люблю их как своих. Наверное, без этого чувства у меня ничего бы не получилось.

Веселье и акробатика в этом доме - обычное явление.

ХОРОШИЕ ПРАКТИКИ

Центр матери и ребенка: здесь учат любить своих малышей

Центры, в которых девушкам помогают выйти из тяжелых жизненных ситуаций, действуют в Украине с 2005 года. Сейчас их 17. Здесь создают психологические и жилищно-бытовые условия для проживания сначала беременных (от 7 месяцев), а потом и молодых мам с малышами до полутора лет.

Центр в поселке Черный Остров неподалеку от Хмельницкого может похвастаться достойными результатами. Здесь дали необходимые навыки 38 мамам, ни одна из которых бросила свое дитя.

- Наша работа - это первый шаг к реформированию системы опеки в Украине, - говорит директор Центра матери и ребенка Алла Шеремет. - Мы помогаем тем девушкам, у которых нет крыши над головой, семьи (или родные отказались от них), средств к существованию и которые в силу этих обстоятельств хотели отказаться от ребенка. В основном в такие ситуации попадают воспитанницы интернатов. Работу начинаем еще с консультативных пунктов при роддомах (именно там впервые выявляют намерения женщины оставить ребенка). Дальше в работу включается психолог и социальные работники, предлагая воспользоваться нашими услугами. Здесь мамы бесплатно получают все необходимое: еду, посуду, крышу над головой. Кроме этого, мы обучаем женщину ухаживать за ребенком - пеленать, кормить, лечить. Ведь многие из наших клиенток (так называют социальные службы людей, которым содействуют) понятия не имеют об элементарных вещах - их этому просто никто не научил. Главная наша цель - сформировать привязанность матери к ребенку. Ведь если дитя ее не ощутит, в будущем взрослый человек не сможет доверять окружающему миру. Именно такими чаще всего и бывают наши мамочки. Они не умеют принимать решений, нести ответственность. А все потому, что они не знали материнского тепла.

Пока женщина с ребенком живут у нас, мы пытаемся наладить их контакты с родными. Иногда удается помирить близких людей. Параллельно мы учим девушек уважать друг друга, находить контакты с внешним миром. Мы рассказываем им, как можно искать работу, что при этом говорить, как писать заявления и составлять резюме. Мы помогаем им пойти на учебу, правильно распорядиться полученными деньгами. Например, одна мама, благодаря тому что положила на депозит полученные средства, смогла приобрести часть дома в поселке. Сейчас она вышла замуж и уже родила второго ребенка.

Всего в нашем центре семь мест. И пустыми они никогда не бывают. Наоборот, каждую неделю нам приходится кому-то отказывать. Впрочем, наша жизнь здесь - не только заботы. Мы празднуем дни рождения, крестины. А скоро будем гулять на свадьбе. Выходит замуж Лена, у которой маленькая дочка Вита. Девушка познакомилась в поселке с мужчиной, который готов любить и ее, и ребенка.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

"Они были как взрослые - 
с бедой в глазах"

Иван ФЕДОР, координатор проекта ЮНИСЕФ/ЕС "Развитие комплексных превентивных услуг для детей, лишенных родительской опеки, и тех, которые оказались в сложных жизненных условиях" в Хмельницкой области:

- Если бы вы видели детей Елены три года назад, вы бы их просто не узнали. Замкнутые, нервные. Не дети, а взрослые с бедой в глазах! А сейчас? Они раскованны, общительны. Знают итальянский, английский. Благодаря знакомым Елены бывают за границей. Она совершает подвиг, в этом я уже убедился.

Насколько сложно создать такую семью? Все зависит от воспитателей. В любом случае они проходят подготовку, а соцслужбы должны ответственно подойти к подбору детей в такие семьи. Увы, зачастую жилищные проблемы такие люди решают сами. На данный момент в нашем областном бюджете денег на строительство жилья для детдомов семейного типа нет. Что касается будущего таких детей, оно, как и у выпускников интернатов, складывается по-разному.

Вопрос "Где жить?" - насущный и для них. Есть законодательная база, по которой они могли бы получить жилье, но нет механизма реализации.

Социальное общежитие: 
жизнь после интерната может быть яркой

Помощи в социальных общежитиях могут попросить дети - выпускники интернатов, которые оказались в сложных жизненных условиях - без крыши над головой, родных. В 2009 году в Украине действовали 17 подобных учреждений, в которых жили 459 человек. Каждому из них здесь помогли не только материально. Выпускников интернатов подготовили к взрослой самостоятельной жизни.

- Наш центр работает три года, - говорит социальный педагог общежития в поселке Черный Остров Валентина Визнюк. - За это время мы помогли 39 детям! По правилам у нас могут жить не более 12 детей на протяжении трех лет. Естественно, бесплатно. Ребята получают белье, средства гигиены, медикаменты первой необходимости, продукты, из которых они сами готовят еду. Но самое главное, что получают выпускники интернатов, - у них есть возможность выговориться. Пока они здесь, мы помогаем им обзавестись жильем (кто-то поступает учиться и переезжает в общежитие, кто-то может купить себе часть дома), ставим на учет в центре занятости. Например, сейчас один из наших жильцов по направлению центра работает в охране, другой подрабатывает на уборке территории.

Есть девочки, которые нашли хорошую работу: одна осваивает навыки косметолога в Хмельницком, другая - шьет одежду на фабрике.

Также мы пытаемся наладить отношения детей с их родными, если они есть. Иногда это удается. Одна из наших воспитанниц после долгих лет нашла маму и сейчас живет с ней. Недавно она приезжала к нам в гости. Видели бы вы, как светились ее глаза! Некоторые выпускники поступили в училища и вузы, кто-то благополучно устроил свою личную жизнь и ушел от нас в дом к мужу. Увы, не всегда судьбы наших жильцов складываются благополучно.

Но большинство детей, которые оказались после интерната на улице, а потом попали к нам, адаптируются к жизни.