АВАРИЯ В ГОРАХ
61-летняя женщина готовилась к международной конференции. Обычно она изучает пресмыкающихся в Крыму. Но иногда приходится проводить исследования в местах обитания редких видов. Вот и теперь она собралась за новыми данными в Иорданию.
Научная экспедиция шла к концу. Еще один переезд по иорданским дорогам - и можно собираться домой. Но на горном перевале арендованная машина закапризничала - заклинило рулевое управление. И автомобиль резко повело в сторону.
|
- Последнее, что я помню, - резкий скачок машины на обочину, - рассказывает Татьяна Ивановна. - Очнулась я, когда надо мной склонились спасатели.
Водителю повезло, он отделался ушибами и легким сотрясением мозга. А вот у Татьяны Котенко из-за прогрессирующего остеопороза было много травм: сломаны несколько ребер, кости плеча, раздроблено колено. Ассистанс (медслужба, которая на месте организует помощь пострадавшему, координирует работу медиков и страховой компании) случай признала страховым и направила пострадавших в ближайшую больницу города Маан.
Медики сразу сделали необходимые анализы, рентген, МРТ-исследования и оказали первую помощь. Большие проблемы были с ногой - кости колена оказались сломанными в нескольких местах. Для сложной операции в этой больнице не оказалось необходимой аппаратуры. Единственный выход - везти пострадавшую в столичную клинику. Но только три дня спустя Татьяна Котенко попала в Амман.
- Медики установили, что маму нужно срочно оперировать, - рассказывает дочка пострадавшей Катерина. - Они отправили медзаключение в страховую компанию в Киев. Но добро на операцию все не шло.
- На четвертый день мне позвонили из киевского офиса страховой компании и поинтересовались, есть ли у меня деньги, чтобы выехать из Иордании. Мол, сегодня закончился срок страхового полиса. Представляете, я лежу в реанимации, под капельницами, полтела в гипсе, а люди, которые должны приложить усилия для моего спасения, интересуются не здоровьем, а наличием денег, - вспоминая этот момент, Татьяна Котенко не смогла сдержать слез.
СПАСАЛИ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ
Нагноение стало быстро распространяться по ноге. Иорданские медики решили оперировать, не дожидаясь подтверждения оплаты от страховой компании. Помог и посол Украины в Иордании Сергей Пасько. Он убедил врачей не откладывать операцию, нашел в Иордании специалиста по травмам колена. Мнение медицинского светила было категоричным: оперировать немедленно!
Операцию провели. Но лишь три дня спустя, после длительных переговоров представителей посольства и врачей со страховой компанией в Киеве, удалось «убедить» страховщиков оплатить лечение. В компании утверждают, что в проволочках не виновны: на момент перевода Татьяны Котенко из районной больницы в клинику Аммана в последней не было свободных мест. А задержка с операцией случилась из-за того, что госпиталь несвоевременно предоставил калькуляцию расходов.
- Только после получения финансовых документов и на основании пунктов договора страхования мы рассматриваем вопрос о покрытии либо непокрытии лечения, - подчеркнул Александр Мельничук, сотрудник пресс-службы страховой компании «PZU Украина» (полный текст ответа можно скачать здесь>). - Мы же получили прайс услуг только после того, как была проведена операция, без согласования с нами. В таком случае страховая компания может вообще отказать в оплате, но мы этого не сделали.
ПЕРЕЛЕТ В 17 ЧАСОВ
Возвращение домой - отдельная драма. Кто перенес операцию, сможет представить состояние женщины через несколько дней после сложнейшего хирургического вмешательства. И вот так, на каталке, с капельницами и катетером, Татьяну Котенко транспортировали к трапу самолета. Но не к прямому рейсу на Киев (о котором договорилось посольство), а с пересадкой в Стамбуле.
- Представители Украинских средиземноморских авиалиний пообещали сделать все возможное для размещения пострадавшей на борту самолета, да и лететь всего-то 3,5, часа, - рассказывает исполняющий обязанности консула Владимир Коваленко. - Но сотрудники «PZU Украина» отказались, мотивируя тем, что не работают с этой авиакомпанией. В итоге женщина добиралась на родину более 17 часов!
Для сопровождения Татьяны Ивановны страховая компания прислала врача. Он ставил капельницы и делал уколы во время перелета, но, поскольку не удалось своевременно поменять катетер, у пациентки начался цистит (в самолете не было условий, а в медпункт аэропорта врач не мог пройти - у него не было визы!). Более того, он не знал ни одного иностранного языка. И больной женщине приходилось еще переводить разговоры врача с местными медиками и сотрудниками аэропортов.
ПЕРСПЕКТИВЫ ТУМАННЫ…
Пока летел самолет, дочка Татьяны Котенко договорилась о перевозке со скорой помощью - в киевском Институте ортопедии и травматологии больную ждала бригада врачей. В аэропорту «Борисполь» карете «скорой» разрешили подъехать прямо к трапу.
- Я ждала маму возле медпункта аэропорта, - рассказывает Екатерина. - Захожу в «скорую», а там мама, местный фельдшер и санитар. Звоню сопровождавшему врачу, тот в ответ: «Документы с пациенткой, я уже уехал». Как мог человек, который обязан передать больную в руки врачей, не поехать в клинику и не рассказать о ее состоянии лично?!
В Институте ортопедии и травматологии после консилиума приняли решение: нужна еще одна операция. Она продолжалась больше трех часов.
- Вставляли много имплантатов, обломки костей скручивали в единое целое миниатюрными винтиками, - рассказал Игорь Куренной, хирург, который руководил операцией. - Вмешательство было успешным, но это не последняя операция. Ведь нужно будет еще вернуть суставу подвижность.
Сейчас Татьяна Котенко еще в больнице. Ее состояние вызывает серьезные опасения врачей. Она уже дважды попадала в реанимацию после операции, три дня находилась в коме, пережила гипертонический криз. Медики не в состоянии дать точный прогноз.
- Я хочу узнать, почему страховая оттягивала операцию, почему маму не отправили прямым рейсом? - негодует Екатерина Котенко. - Одно дело - экономить на разбитой машине, а другое - на человеческой жизни. Маме звонят ее коллеги из Франции, Германии - все в шоке от реалий украинской медицинской страховки!
ЛИКБЕЗ «КП»
Как правильно выбирать страховку
МНЕНИЕ ЮРИСТА
«Диагноз и лечение должны быть с расценками»
- Наши люди насмотрелись американских сериалов и не понимают, что такое страхование. Это не контроль и порядок, а бюрократия, - считает юрист Людмила Солоп, специалист по защите прав пациентов. - Во всем мире - в той же Америке, - чтобы получить подтверждение на операцию по страховке, оформления ждут по 2-3 месяца, даже если есть угроза для жизни. А наши думают, что если они застраховались, то им выложат все и сразу, без всяких разбирательств.
По этому конкретному случаю могу сказать, что страховка выбрана идеальная. А в затягивании процесса виноваты все: и местные врачи, и сотрудники страховой компании, и сама пострадавшая.
ВИНА ПОСТРАДАВШЕЙ
- В страховке предусмотрено все, даже указано, что страховщики должны принимать решение в течение 2 суток! Но действия совершаются только при наличии документов. И пациент (если он в сознании) должен все время контролировать их своевременный сбор и отправку. Женщина была в сознании, поэтому должна была интересоваться, по какой причине затягивается лечение, и, ожидая перевод в другую больницу, могла заставить местных врачей собрать часть финансовых документов, получить четкие рекомендации от ассистирующей компании.
ВИНА МЕДИКОВ
- Письмо из больницы расплывчатое. Обязательно должен быть указан четкий диагноз, методы лечения (наложить гипс, перелить кровь), необходимость транспортировки пациентки в лежачем положении. Это должно быть не пожелание, а четкое назначение врача. Написать следовало так: «Если пациентку немедленно не прооперировать, завтра она перестанет двигаться или лишится ноги. Для спасения необходимо столько-то денег». В финдокументах желательно затраты детализировать: медикаменты стоят столько, услуги медперсонала - столько, бытовые условия - столько и т.д.
ВИНА СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
- После звонка ассистанса страховая компания должна требовать финансовый расчет. По всему видно, они не спешили это делать. А ведь в полисах все действия поэтапно прописаны - когда оказана первая помощь, когда пострадавшую доставляют в лечебное учреждение. Агент, представляющий интересы страховой компании на месте, узнает и передает в офис информацию: диагноз, какое лечение пациентка должна получить на месте, есть ли возможность ее транспортировать без угрозы для здоровья. Если бы эти действия были предприняты сразу, то и все документы (диагноз и финдокумент) были бы предоставлены в страховую компанию вовремя и решение об операции было бы принято быстро.