Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Мама одесского инженера, ставшего рабом в Таиланде: «Я молила всех святых дать мне знак: жив ли он?»

Мама одесского инженера, ставшего рабом в Таиланде: «Я молила всех святых дать мне знак: жив ли он?»
Фото: Обнимая Анатолия, его родные не сдерживали слез радости.

Калитка во двор пенсионерки Галины Вдовиченко в городке Христиновка (Черкасская область) не закрывается третий день. К женщине съезжается родня со всей Украины, чтобы разделить радость - встречу с сыном. А ведь Галина уже и не чаяла увидеть его. 14 лет назад Анатолий уехал в Таиланд и пропал. 

- Мы потеряли надежду на то, что Толик жив, - признаются родные. - А вот мама за эти годы ни слова не проронила о его гибели. Богу молилась. И вымолила спасение!

Чтобы не забыть язык, читал книги по 10 раз

Об освобождении 57-летнего инженера Анатолия Вдовиченко из плена стало известно в январе. Фото истощенного, с безжизненными глазами мужчины облетели тайские газеты. После четырех месяцев судебных тяжб с хозяином фабрики, пленившим украинца, Вдовиченко поправился на 10 килограммов, вставил зубы и, как говорит он сам, выкарабкался из пропасти. 

- Только услышав по телефону голос дочери и осознав, что моя судьба небезразлична ни моим друзьям, ни украинским дипломатам, я понял, что был не только узником нечестного тайца, но и самого себя, - с трудом подбирая русские слова, говорит Анатолий. - Порой я даже задумывался о том, чтобы уйти из жизни.

Как специалист по установке кислородного оборудования Анатолий объездил много стран. Не раз был и в Таиланде. Проблем с работодателями не возникало. До последней поездки в 1996 году. 

- Тогда я и попал к бизнесмену Пансаку, - говорит Анатолий. - Сначала он платил мне, я отчитывался о командировке на завод «Кислородмаш» в Одессе, который отправил меня на работу, писал домой. А потом на фабрике случился пожар. Я получил ожоги лица и рук, зрение спасли только очки. Надо было лечиться. Но в больницу хозяин фабрики меня не пустил, перестал платить зарплату. Давал деньги другим работникам, чтобы они готовили для меня еду. Пока я болел, у меня закончился срок действия визы. Хозяин взял паспорт, чтобы продлить ее. Но свои документы я больше не увидел. Без денег, под присмотром вооруженных охранников я был никем. В комнатке остались пару книг на русском языке, все остальные Пансак уничтожил. Чтобы не забыть русскую речь, я перечитал оставшиеся книги по 10 раз! Я стал рабом - пахал сутками. 

Плен длился 14 лет. Анатолий признается, что в последнее время хозяин фабрики стал более лояльным - начал выдавать небольшие суммы и разрешил ему выходить за территорию предприятия. Но сил бежать у инженера не было.

- Я откладывал деньги и купил мобильный телефон. Прятал его от хозяина, - рассказывает Анатолий. - Но обратиться в полицию боялся - я же никто! А Пансак мог дать полицейским взятку, забрать меня и убить! Или еще хуже - подкинуть мне в карман пакетик марихуаны. И тогда обо мне уже никогда не услышали бы.

«Не могу оторваться от картошки и голубцов»

Анатолия спасли бирманцы, сбежавшие с фабрики: они написали письмо его дочери в Одессу и оставили номер телефона отца. Девушка позвонила папе в день его рождения 29 октября 2010 года. 

Этот день перевернул жизнь Анатолия. С ним связались дипломаты. Вскоре Вдовиченко поставил Пансака перед фактом: если он не вернет деньги и паспорт, хозяину не поздоровится.

- Увы, все закончилось не так, как я ожидал, - говорит Анатолий. - Пансак сделал все, чтобы не сесть в тюрьму. Он запугал моих друзей из Бирмы - единственных свидетелей по делу. Пансака обвинили только в невыплате зарплаты и в том, что держал работника с просроченной визой и паспортом. Я согласился на компенсацию в $18,5 тысячи и уехал.

Своих родных Анатолий узнал с трудом. Не отходит от матери и старшей дочери Натальи, которая приехала к отцу из Одессы. 

- За неделю до того, как мне рассказали о спасении сына, я всю ночь не могла уснуть, - говорит Галина Трофимовна. -  А потом начала молить всех святых дать мне знак: жив ли он? Когда впервые за годы поговорила с Толей, пришлось вызвать «скорую». Сердце не выдерживало. Жаль, что отец не увидел Толю. Умер за год до его освобождения.

Чем заниматься дальше, Анатолий пока не решил. Будет жить с матерью (жена ушла к другому мужчине), заботиться о ней и дочках.

- Наслаждаюсь природой Украины и едой, - улыбается Анатолий. - Не могу оторваться от картошки и голубцов. Тайский рис так надоел! Самое главное сейчас - подправить здоровье и выдать дочек замуж!

Больше всего бывший узник ждал встречи с мамой и детьми. Старшая дочь Наталья приехала к отцу на следующий день после его возвращения.

Фото Максима ЛЮКОВА. 

КОММЕНТАРИЙ ПОСОЛЬСТВА 

Перед отъездом едва не посадили

- Спасти Анатолия было сложно, - говорит консул Украины в Таиланде Константин Иващенко. - Его работодатель оказался настоящим тайцем в плохом смысле этого слова - очень хитрым. Он ликвидировал фирму задним числом! В общем, суд аргументы Анатолия не учел и желаемую сумму компенсации - 200 тысяч долларов он не получил. К тому же у него были проблемы с документами. Его могли посадить за просроченные визу и паспорт и депортировать из Таиланда. К счастью, нам удалось уладить эту ситуацию. Так что, если у Анатолия возникнет желание приехать в Таиланд, в визе ему не откажут. 

КСТАТИ 

Почему на заводе не волновались

Больше всего в этой истории поражает тот факт, что своего опытного сотрудника не искал одесский завод «Кислородмаш», где он работал до командировки. 

Нынешние сотрудники предприятия Анатолия не помнят. А в отделе кадров заявили, что перед своей поездкой в Таиланд Вдовиченко уволился.

- Он написал заявление по собственному желанию, - сообщили на заводе. - Поэтому мы его и не искали, когда он исчез. 

Такие заявления предприятия Анатолия удивляют. Он говорит, что уезжая - числился сотрудником предприятия.

Александр ЖУКОВ («КП» - Одесса»).