Сегодня 18 августа +23°C
Владимир ИГОШИН («КП» - Новосибирск»). (18 мая 2011)
Открытие ученых: Муравьи владеют арифметикой

Жанна Резникова и Борис Рябко уже лет тридцать изучают способности муравьев передавать друг другу информацию.

Новосибирских ученых Жанну Резникову и Бориса Рябко, которые исследуют поведение насекомых, сейчас буквально забрасывают письмами коллеги из Европы и Штатов, звонят журналисты. Слава обрушилась на россиян, когда сюжет об их открытии показал на весь мир канал «Дискавери».

ПРИНЦИП АНТЕННОГО КОДА

Собственно, то, что муравьи общаются друг с другом, науке известно. Но сибирские ученые доказали, что муравьи умеют считать - складывать и вычитать простые числа. Несколько лет подряд сибирские ученые ставили два эксперимента, которые пока никому не удалось повторить (хотя многие западные ученые сейчас пытаются присвоить открытия сибиряков).

Суть эксперимента проста. В специальную емкость помещают лабиринт - большую «гребенку» с отходящими от основного ствола 30 одинаковыми дорожками. На некоторых дорожках оставляют ватку, смоченную водой, а на одной - с сахарным сиропом. После этого на «гребенку» выбегает муравей-разведчик. Он мчится по всем дорожкам, находит провиант и возвращается в муравейник, расположенный тут же - в прозрачной емкости, чтобы имитировать естественную среду.

Вернувшись, разведчик применяет «антенный код», то есть, касаясь своими усиками усиков собеседника, рассказывает мурашам-фуражирам, чья задача собирать еду для всей семьи, где найти провизию. В этот момент «гребенку» меняют, чтобы муравьишки не нашли путь к пище по запаху.

- Ватку с сиропом мы оставляли на разных дорожках: то на пятой, то на одиннадцатой, то на третьей - методом случайного выбора, - объяснил Борис Рябко, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Сибирского государственного университета телекоммуникации и информации. - Оказалось, что муравьи умеют передавать друг другу данные уверенно, почти без ошибок, используя числа.

Эксперименты показали: спешащие за лакомством насекомые-труженики точно запоминают маршрут, о котором им «рассказали» сородичи.

«Прямо мимо восьми поворотов, а потом направо» - примерно так говорит собратьям разведчик.

Муравьиный отряд устремляется вперед и - почти всегда безошибочно - находит еду. Мураши прибегают туда, где, по данным разведки, находился сироп. Чтобы не перепутать насекомых, ученые помечали их спинки капельками краски.

- Если группа приходит правильно, можно считать, что разведчик передал информацию, - сказала Жанна Резникова, доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией поведенческой экологии сообществ животных Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). - А вот что конкретно говорят друг другу муравьи, мы, естественно, можем только догадываться.

6 БИТ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССОРЕ МОЗГА

Аналогичный эксперимент с муравьями сибирские ученые ставили и на так называемом бинарном дереве - каждая его веточка через определенный промежуток раздваивается. Оказалось, что муравьишки точно запоминают количество и направление поворотов, чтобы сообщить своим собратьям примерно так: «Вначале прямо, потом направо, потом налево и снова направо - там ждет много вкусного».

- Муравей способен передать до 6 бит информации, мы измерили скорость - около 1 бита в минуту, - рассказал Борис Яковлевич. - Первые опыты на бинарном дереве позволили доказать, что у муравьев существует язык. А также, что насекомые способны передавать сообщения, включающие числа.

Например, если муравьишкам нужно было по пути к сиропу пять раз подряд поворачивать налево, то они быстрее запоминали и передавали полученные разведданные. Если же насекомым нужно было сказать соплеменникам, что бежать нужно «направо, налево и так три раза», то мураши тратили на эту операцию в три раза меньше времени, чем когда порядок поворотов был случайным.

- Насекомым, как и людям, легче запомнить последовательность «налево-направо», если она повторяется, - уверены новосибирские ученые. - Самое интересное в том, что в эксперимент с «гребенкой» доказал: муравьи умеют складывать и вычитать в пределах двух-трех единиц.

Если несколько дней подряд лакомство лежит на одной и той же дорожке «гребенки», то мураши могут сказать друг другу: «Все как вчера!» На такое сообщение насекомые тратят всего пять - семь секунд. Чуть дольше будет послание: «Как вчера, но на две дорожки раньше!» А если еда лежит на последней - 30-й - дорожке, то муравей будет рассказывать про находку не меньше минуты, а то и трех, что считается продолжительным диалогом.

ИНТЕЛЛЕКТ, КАК У ДЕТЕЙ?

В авторитетном научном журнале Behavior, который недавно рассказал о работах Резниковой и Рябко, написали, что муравьи сильны в математике, как... пятилетние дети! Но сибирские ученые считают это шуткой журналиста.

- С очень большой натяжкой пятилетних детей можно сравнить с муравьями, но исключительно  в их способностях к арифметическим действиям, - сказали «Комсомолке» ученые.

Кстати, сибирские ученые используют для опытов только лесных рыжих муравьев, называя их «интеллектуальной элитой». В лесу им встречается больше препятствий, да и путь к пище сложнее. Сообщество лесных муравьев может насчитывать до миллиона особей. Естественно, посчитать всех своих сородичей муравьи не смогут, но узнают своих знакомых в «лицо». Есть у муравьев и нечто вроде радио: когда к муравейнику подходит медведь, насекомые выделяют феромоны с сигналом «общая тревога». А еще муравьи способны оценить уровень угрозы, прикидывая на глаз количество врагов.

- Эксперименты с муравьями - первые в мире, использующие естественный язык животных, - говорит Резникова.

Интересно, что свои исследования новосибирские ученые начинали еще в 80-х, но слава в научных кругах к ним пришла только сейчас.

- Многие годы в наши работы никто до конца не верил, - рассказала Жанна Ильинична. - Сейчас же подобным образом экспериментируют во всем мире в десятках лабораторий - с шимпанзе, дельфинами, слонами, даже рыбками. А когда доказали, что даже новорожденные цыплята могут совершать простые арифметические операции, к нашим исследованиям стали относиться серьезнее.

Плот из муравьев плывет по реке.

Один за всех - все за одного

Американские ученые из Технологического института Джорджии исследовали удивительную способность красных огненных муравьев вида Solenopsis invicta. Их полно в Бразилии. Встречаются эти насекомые и в южных районах США - там, где часто случаются наводнения, вызванные тропическими ливнями. Муравьев регулярно смывает водой. Но они не тонут. Потому что строят плоты из самих себя.

Ученые имитировали природную катастрофу - заливали водой примерно по 8 тысяч муравьев. Они моментально хватались друг за друга челюстями, создавая весьма плотный, но гибкий плот толщиной примерно в сантиметр. На «строительство» уходило в среднем по 100 секунд.

В виде плота муравьи могут плавать по нескольку недель, а то и месяцев. А поодиночке они тонут за час - другой.

Порошенко:  Осуждаю варварский террористический акт в Барселоне
Порошенко: "Осуждаю варварский террористический акт в Барселоне" 100 1

Глава государства выразил соболезнования семьям погибших.

Передавала ли Украина ракетные двигатели КНДР: Порошенко поручил создать рабочую группу 72

Президент Порошенко поручил создать рабочую группу, чтобы проверить информацию The New York Times о том, что якобы произведенные в Украине ракетные двигатели попали в КНДР.

А как нам Михо встретить?
А как нам Михо встретить? [вопрос дня] 123

Саакашвили сообщил дату своего предполагаемого возвращения в Украину - 10 сентября.

Свидетельница трагедии в Барселоне:  Сегодня мой второй день рождения
Свидетельница трагедии в Барселоне: "Сегодня мой второй день рождения" 269

Местные власти Испании подтвердили гибель 13 человек, около 80 – травмированы, среди них есть дети.

В Барселоне названный террористом сам пришел в полицию и сказал, что его паспорт украли 200

Дрисс Укабир заявил, что его паспорт, который нашли в фургоне, сбившем людей в центре города, у него украли.

За терактами в Барселоне стоит ИГИЛ
За терактами в Барселоне стоит ИГИЛ 221

Террористическая организация "Исламское государство" взяло на себя ответственность за теракт в Барселоне, в ходе которого погибли 13 человек и свыше 80 ранены.

Из-за безвиза в Украине стало меньше безработных
Из-за безвиза в Украине стало меньше безработных 766 3

Экономисты говорят, что радоваться нечему, и оживление экономики здесь ни при чем.

Что ищут антикоррупционеры в Нацкомиссии по тарифам по делу о тарифе  Роттердам+
Что ищут антикоррупционеры в Нацкомиссии по тарифам по делу о тарифе "Роттердам+" 405

По словам экспертов, цена на уголь по данному тарифу могла превышать реальную до 1000 гривен за тонну.

15 ошибок на собеседовании, которые стоили украинцам работы
15 ошибок на собеседовании, которые стоили украинцам работы 1218

Кадровый портал rabota.ua выяснил, какие ошибки украинцы чаще всего допускают при поиске работы.

Главная ошибка тех, кто приходит в Церковь
Главная ошибка тех, кто приходит в Церковь 1262 1

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Генеральный конструктор КБ  Южное :  Даже имея всю документацию, в короткий срок ракету не создать
Генеральный конструктор КБ "Южное": "Даже имея всю документацию, в короткий срок ракету не создать" 181 1

Александр Дегтярев рассказал "КП" в Украине", в чем допустил неточности американский эксперт Майкл Эллеман.

Разгадываем коды и ждем подробностей о героях "Игры престолов" 156

ТОП-5 литературных новинок, которые еще не вышли, но уже наделали шороху.

1+1  продали свой телесериал российскому каналу:  Работаем на разных территориях
"1+1" продали свой телесериал российскому каналу: "Работаем на разных территориях" 773 5

Руководство украинского телеканала прокомментировала слух о продаже своего контента россиянам.

Cедокова рассказала о расставании с отцом своего третьего ребенка
Cедокова рассказала о расставании с отцом своего третьего ребенка 1384 1

Певица призналась, что возлюбленный не верил в нее.

Оля Полякова признала, что способна быть злодейкой и стервой
Оля Полякова признала, что способна быть злодейкой и стервой [фото] 395

В столичном кинотеатре "Оскар" состоялась гала-премьера анимационной комедии "Эмоджи Муви".

Маритиму  -  Динамо : киевляне не забили и потеряли Хачериди
"Маритиму" - "Динамо": киевляне не забили и потеряли Хачериди 180 1

Первый матч киевлян в плей-офф Лиги Европы завершился вничью

Дмитрий Немчанинов перешел в российский клуб  Крылья Советов
Дмитрий Немчанинов перешел в российский клуб "Крылья Советов" 125

Защитник донецкого "Олимпика" Дмитрий Немчанинов перешел в российский футбольный клуб "Крылья Советов".

Маритиму  -  Динамо : киевляне в гостях у Криштиану Роналду