Владимир ИГОШИН («КП» - Новосибирск»). (18 мая 2011)
Открытие ученых: Муравьи владеют арифметикой

Жанна Резникова и Борис Рябко уже лет тридцать изучают способности муравьев передавать друг другу информацию.

Новосибирских ученых Жанну Резникову и Бориса Рябко, которые исследуют поведение насекомых, сейчас буквально забрасывают письмами коллеги из Европы и Штатов, звонят журналисты. Слава обрушилась на россиян, когда сюжет об их открытии показал на весь мир канал «Дискавери».

ПРИНЦИП АНТЕННОГО КОДА

Собственно, то, что муравьи общаются друг с другом, науке известно. Но сибирские ученые доказали, что муравьи умеют считать - складывать и вычитать простые числа. Несколько лет подряд сибирские ученые ставили два эксперимента, которые пока никому не удалось повторить (хотя многие западные ученые сейчас пытаются присвоить открытия сибиряков).

Суть эксперимента проста. В специальную емкость помещают лабиринт - большую «гребенку» с отходящими от основного ствола 30 одинаковыми дорожками. На некоторых дорожках оставляют ватку, смоченную водой, а на одной - с сахарным сиропом. После этого на «гребенку» выбегает муравей-разведчик. Он мчится по всем дорожкам, находит провиант и возвращается в муравейник, расположенный тут же - в прозрачной емкости, чтобы имитировать естественную среду.

Вернувшись, разведчик применяет «антенный код», то есть, касаясь своими усиками усиков собеседника, рассказывает мурашам-фуражирам, чья задача собирать еду для всей семьи, где найти провизию. В этот момент «гребенку» меняют, чтобы муравьишки не нашли путь к пище по запаху.

- Ватку с сиропом мы оставляли на разных дорожках: то на пятой, то на одиннадцатой, то на третьей - методом случайного выбора, - объяснил Борис Рябко, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Сибирского государственного университета телекоммуникации и информации. - Оказалось, что муравьи умеют передавать друг другу данные уверенно, почти без ошибок, используя числа.

Эксперименты показали: спешащие за лакомством насекомые-труженики точно запоминают маршрут, о котором им «рассказали» сородичи.

«Прямо мимо восьми поворотов, а потом направо» - примерно так говорит собратьям разведчик.

Муравьиный отряд устремляется вперед и - почти всегда безошибочно - находит еду. Мураши прибегают туда, где, по данным разведки, находился сироп. Чтобы не перепутать насекомых, ученые помечали их спинки капельками краски.

- Если группа приходит правильно, можно считать, что разведчик передал информацию, - сказала Жанна Резникова, доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией поведенческой экологии сообществ животных Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). - А вот что конкретно говорят друг другу муравьи, мы, естественно, можем только догадываться.

6 БИТ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССОРЕ МОЗГА

Аналогичный эксперимент с муравьями сибирские ученые ставили и на так называемом бинарном дереве - каждая его веточка через определенный промежуток раздваивается. Оказалось, что муравьишки точно запоминают количество и направление поворотов, чтобы сообщить своим собратьям примерно так: «Вначале прямо, потом направо, потом налево и снова направо - там ждет много вкусного».

- Муравей способен передать до 6 бит информации, мы измерили скорость - около 1 бита в минуту, - рассказал Борис Яковлевич. - Первые опыты на бинарном дереве позволили доказать, что у муравьев существует язык. А также, что насекомые способны передавать сообщения, включающие числа.

Например, если муравьишкам нужно было по пути к сиропу пять раз подряд поворачивать налево, то они быстрее запоминали и передавали полученные разведданные. Если же насекомым нужно было сказать соплеменникам, что бежать нужно «направо, налево и так три раза», то мураши тратили на эту операцию в три раза меньше времени, чем когда порядок поворотов был случайным.

- Насекомым, как и людям, легче запомнить последовательность «налево-направо», если она повторяется, - уверены новосибирские ученые. - Самое интересное в том, что в эксперимент с «гребенкой» доказал: муравьи умеют складывать и вычитать в пределах двух-трех единиц.

Если несколько дней подряд лакомство лежит на одной и той же дорожке «гребенки», то мураши могут сказать друг другу: «Все как вчера!» На такое сообщение насекомые тратят всего пять - семь секунд. Чуть дольше будет послание: «Как вчера, но на две дорожки раньше!» А если еда лежит на последней - 30-й - дорожке, то муравей будет рассказывать про находку не меньше минуты, а то и трех, что считается продолжительным диалогом.

ИНТЕЛЛЕКТ, КАК У ДЕТЕЙ?

В авторитетном научном журнале Behavior, который недавно рассказал о работах Резниковой и Рябко, написали, что муравьи сильны в математике, как... пятилетние дети! Но сибирские ученые считают это шуткой журналиста.

- С очень большой натяжкой пятилетних детей можно сравнить с муравьями, но исключительно  в их способностях к арифметическим действиям, - сказали «Комсомолке» ученые.

Кстати, сибирские ученые используют для опытов только лесных рыжих муравьев, называя их «интеллектуальной элитой». В лесу им встречается больше препятствий, да и путь к пище сложнее. Сообщество лесных муравьев может насчитывать до миллиона особей. Естественно, посчитать всех своих сородичей муравьи не смогут, но узнают своих знакомых в «лицо». Есть у муравьев и нечто вроде радио: когда к муравейнику подходит медведь, насекомые выделяют феромоны с сигналом «общая тревога». А еще муравьи способны оценить уровень угрозы, прикидывая на глаз количество врагов.

- Эксперименты с муравьями - первые в мире, использующие естественный язык животных, - говорит Резникова.

Интересно, что свои исследования новосибирские ученые начинали еще в 80-х, но слава в научных кругах к ним пришла только сейчас.

- Многие годы в наши работы никто до конца не верил, - рассказала Жанна Ильинична. - Сейчас же подобным образом экспериментируют во всем мире в десятках лабораторий - с шимпанзе, дельфинами, слонами, даже рыбками. А когда доказали, что даже новорожденные цыплята могут совершать простые арифметические операции, к нашим исследованиям стали относиться серьезнее.

Плот из муравьев плывет по реке.

Один за всех - все за одного

Американские ученые из Технологического института Джорджии исследовали удивительную способность красных огненных муравьев вида Solenopsis invicta. Их полно в Бразилии. Встречаются эти насекомые и в южных районах США - там, где часто случаются наводнения, вызванные тропическими ливнями. Муравьев регулярно смывает водой. Но они не тонут. Потому что строят плоты из самих себя.

Ученые имитировали природную катастрофу - заливали водой примерно по 8 тысяч муравьев. Они моментально хватались друг за друга челюстями, создавая весьма плотный, но гибкий плот толщиной примерно в сантиметр. На «строительство» уходило в среднем по 100 секунд.

В виде плота муравьи могут плавать по нескольку недель, а то и месяцев. А поодиночке они тонут за час - другой.

Австралия ответила на угрозы Северной Кореи
Австралия ответила на угрозы Северной Кореи 2

Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп посоветовала Ким Чен Ыну потратить деньги на жителей КНДР, а не на ядерное оружие.

В Северной Корее задержали профессора из США
В Северной Корее задержали профессора из США 538

Информация о причинах и деталях ареста пока не разглашается.

Ким Чен Ын заявил, что готов потопить американский атомный авианосец
Ким Чен Ын заявил, что готов потопить американский атомный авианосец 2167

В Тихом океане начались совместные учения морских сил США и Японии во главе с атомным авианосцем "Карл Винсон". В ответ лидер КНДР пригрозил применить оружие.

Во время пожара на одесском рынке отравились 7 полицейских
Во время пожара на одесском рынке отравились 7 полицейских [фото] 46

22 апреля в Одессе произошел пожар на рынке "Северный". Огонь уничтожил повредил 149 торговых павильоны на площади около 700 квадратных метров. Пострадали также прибывшие на место ЧП полицейские.

В Греции неизвестные атаковали турецкое консульство коктейлями Молотова
В Греции неизвестные атаковали турецкое консульство коктейлями Молотова 37

К счастью, обошлось без пострадавших и материального ущерба.

В Донбассе подорвалась машина ОБСЕ
В Донбассе подорвалась машина ОБСЕ 1078 4

23 апреля в районе населенного пункта Пришиб автомобиль СММ ОБСЕ подорвался на противотанковой мине. ЧП произошло, когда две машины миссии ехали из Славяносербска в Сокольники.

Денис Костржевский:  На данном этапе аэропорт  Киев  временно приостановил диалог с Ryanair
Денис Костржевский: "На данном этапе аэропорт "Киев" временно приостановил диалог с Ryanair" 611 3

Ирландская авиакомпания желает снижения аэропортовых сборов, но у "Киева" нет возможности.

В Украине возросло производство шоколада
В Украине возросло производство шоколада 834 7

Украинцы стали потреблять больше сладостей.

Суд признал незаконным постановление НБУ о банкротстве банка  Хрещатик
Суд признал незаконным постановление НБУ о банкротстве банка "Хрещатик" 284 1

В Фонде уверены, что НБУ правомерно вывел банк "Хрещатик" с рынка из-за выявленных манипуляции с активами.

Крым засыпало апрельским снегом
Крым засыпало апрельским снегом [фото, видео] 5

В конце весеннего месяца аннексированный Россией южный украинский полуостров стал белым. 23 апреля Симферополь и еще несколько городов накрыло зимней стужей и выпал снег.

В Госпогранслужбе прокомментировали выдворение из Украины Лолиты
В Госпогранслужбе прокомментировали выдворение из Украины Лолиты 846

Российская певица Лолита не сможет въезжать в Украины на протяжении еще трех лет. Ее сняли с поезда "Москва - Киев" 23 апреля в пункте пропуска "Конотоп" из-за посещения аннексированного Крыма.

В Киеве украинская писательница попала в новый скандал
В Киеве украинская писательница попала в новый скандал 1373 5

По словам Ларисы Ницой, ее и журналистов телеканала ZIK обозвали "садистами" и "нацистами".

Лолита пожелала тем, кто не пустил ее в Украину, закончить жизнь плохо
Лолита пожелала тем, кто не пустил ее в Украину, закончить жизнь плохо [видео] 4839 5

По поводу того, что 53-летняя певица оказалась невъездной в страну, в которой родилась, даже пограничники высказали ей соболезнования.

Украинка выиграла престижный модельный конкурс Supermodel International-2017
Украинка выиграла престижный модельный конкурс Supermodel International-2017 352

19-летняя обладательница титула "Мисс Украина-Вселенная - 2016" Алена Сподынюк добавила к своей короне еще одну – супермодельную.

Певице Лолите запретили въезд в Украину
Певице Лолите запретили въезд в Украину [видео] 1979 11

Артистку сняли с поезда в Сумской области. Причиной стало посещение с концертом Керчи в 2015 году.

Где и когда смотреть бой Кличко против Джошуа
Где и когда смотреть бой Кличко против Джошуа 1477 1

29 апреля на стадионе "Уэмбли" в Лондоне состоится бой 41-летнего украинца Владимира Кличко против 27-летнего британца Энтони Джошуа.

Сын Роналду порадовал фанатов первым красивым голом
Сын Роналду порадовал фанатов первым красивым голом [видео] 741

Мальчик впервые продемонстрировал свои футбольные навыки.

Украинский гимнаст Радивилов стал третьим в Европе
Украинский гимнаст Радивилов стал третьим в Европе 169

Спортсмен выиграл бронзовую медаль в состязании по спортивной гимнастике.