Владимир ИГОШИН («КП» - Новосибирск»). (18 мая 2011)
Открытие ученых: Муравьи владеют арифметикой

Жанна Резникова и Борис Рябко уже лет тридцать изучают способности муравьев передавать друг другу информацию.

Новосибирских ученых Жанну Резникову и Бориса Рябко, которые исследуют поведение насекомых, сейчас буквально забрасывают письмами коллеги из Европы и Штатов, звонят журналисты. Слава обрушилась на россиян, когда сюжет об их открытии показал на весь мир канал «Дискавери».

ПРИНЦИП АНТЕННОГО КОДА

Собственно, то, что муравьи общаются друг с другом, науке известно. Но сибирские ученые доказали, что муравьи умеют считать - складывать и вычитать простые числа. Несколько лет подряд сибирские ученые ставили два эксперимента, которые пока никому не удалось повторить (хотя многие западные ученые сейчас пытаются присвоить открытия сибиряков).

Суть эксперимента проста. В специальную емкость помещают лабиринт - большую «гребенку» с отходящими от основного ствола 30 одинаковыми дорожками. На некоторых дорожках оставляют ватку, смоченную водой, а на одной - с сахарным сиропом. После этого на «гребенку» выбегает муравей-разведчик. Он мчится по всем дорожкам, находит провиант и возвращается в муравейник, расположенный тут же - в прозрачной емкости, чтобы имитировать естественную среду.

Вернувшись, разведчик применяет «антенный код», то есть, касаясь своими усиками усиков собеседника, рассказывает мурашам-фуражирам, чья задача собирать еду для всей семьи, где найти провизию. В этот момент «гребенку» меняют, чтобы муравьишки не нашли путь к пище по запаху.

- Ватку с сиропом мы оставляли на разных дорожках: то на пятой, то на одиннадцатой, то на третьей - методом случайного выбора, - объяснил Борис Рябко, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Сибирского государственного университета телекоммуникации и информации. - Оказалось, что муравьи умеют передавать друг другу данные уверенно, почти без ошибок, используя числа.

Эксперименты показали: спешащие за лакомством насекомые-труженики точно запоминают маршрут, о котором им «рассказали» сородичи.

«Прямо мимо восьми поворотов, а потом направо» - примерно так говорит собратьям разведчик.

Муравьиный отряд устремляется вперед и - почти всегда безошибочно - находит еду. Мураши прибегают туда, где, по данным разведки, находился сироп. Чтобы не перепутать насекомых, ученые помечали их спинки капельками краски.

- Если группа приходит правильно, можно считать, что разведчик передал информацию, - сказала Жанна Резникова, доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией поведенческой экологии сообществ животных Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). - А вот что конкретно говорят друг другу муравьи, мы, естественно, можем только догадываться.

6 БИТ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССОРЕ МОЗГА

Аналогичный эксперимент с муравьями сибирские ученые ставили и на так называемом бинарном дереве - каждая его веточка через определенный промежуток раздваивается. Оказалось, что муравьишки точно запоминают количество и направление поворотов, чтобы сообщить своим собратьям примерно так: «Вначале прямо, потом направо, потом налево и снова направо - там ждет много вкусного».

- Муравей способен передать до 6 бит информации, мы измерили скорость - около 1 бита в минуту, - рассказал Борис Яковлевич. - Первые опыты на бинарном дереве позволили доказать, что у муравьев существует язык. А также, что насекомые способны передавать сообщения, включающие числа.

Например, если муравьишкам нужно было по пути к сиропу пять раз подряд поворачивать налево, то они быстрее запоминали и передавали полученные разведданные. Если же насекомым нужно было сказать соплеменникам, что бежать нужно «направо, налево и так три раза», то мураши тратили на эту операцию в три раза меньше времени, чем когда порядок поворотов был случайным.

- Насекомым, как и людям, легче запомнить последовательность «налево-направо», если она повторяется, - уверены новосибирские ученые. - Самое интересное в том, что в эксперимент с «гребенкой» доказал: муравьи умеют складывать и вычитать в пределах двух-трех единиц.

Если несколько дней подряд лакомство лежит на одной и той же дорожке «гребенки», то мураши могут сказать друг другу: «Все как вчера!» На такое сообщение насекомые тратят всего пять - семь секунд. Чуть дольше будет послание: «Как вчера, но на две дорожки раньше!» А если еда лежит на последней - 30-й - дорожке, то муравей будет рассказывать про находку не меньше минуты, а то и трех, что считается продолжительным диалогом.

ИНТЕЛЛЕКТ, КАК У ДЕТЕЙ?

В авторитетном научном журнале Behavior, который недавно рассказал о работах Резниковой и Рябко, написали, что муравьи сильны в математике, как... пятилетние дети! Но сибирские ученые считают это шуткой журналиста.

- С очень большой натяжкой пятилетних детей можно сравнить с муравьями, но исключительно  в их способностях к арифметическим действиям, - сказали «Комсомолке» ученые.

Кстати, сибирские ученые используют для опытов только лесных рыжих муравьев, называя их «интеллектуальной элитой». В лесу им встречается больше препятствий, да и путь к пище сложнее. Сообщество лесных муравьев может насчитывать до миллиона особей. Естественно, посчитать всех своих сородичей муравьи не смогут, но узнают своих знакомых в «лицо». Есть у муравьев и нечто вроде радио: когда к муравейнику подходит медведь, насекомые выделяют феромоны с сигналом «общая тревога». А еще муравьи способны оценить уровень угрозы, прикидывая на глаз количество врагов.

- Эксперименты с муравьями - первые в мире, использующие естественный язык животных, - говорит Резникова.

Интересно, что свои исследования новосибирские ученые начинали еще в 80-х, но слава в научных кругах к ним пришла только сейчас.

- Многие годы в наши работы никто до конца не верил, - рассказала Жанна Ильинична. - Сейчас же подобным образом экспериментируют во всем мире в десятках лабораторий - с шимпанзе, дельфинами, слонами, даже рыбками. А когда доказали, что даже новорожденные цыплята могут совершать простые арифметические операции, к нашим исследованиям стали относиться серьезнее.

Плот из муравьев плывет по реке.

Один за всех - все за одного

Американские ученые из Технологического института Джорджии исследовали удивительную способность красных огненных муравьев вида Solenopsis invicta. Их полно в Бразилии. Встречаются эти насекомые и в южных районах США - там, где часто случаются наводнения, вызванные тропическими ливнями. Муравьев регулярно смывает водой. Но они не тонут. Потому что строят плоты из самих себя.

Ученые имитировали природную катастрофу - заливали водой примерно по 8 тысяч муравьев. Они моментально хватались друг за друга челюстями, создавая весьма плотный, но гибкий плот толщиной примерно в сантиметр. На «строительство» уходило в среднем по 100 секунд.

В виде плота муравьи могут плавать по нескольку недель, а то и месяцев. А поодиночке они тонут за час - другой.

Прописалось оно в 2015 году : Матиос опубликовал фото  крымский  паспорта экс-налоговика
"Прописалось оно в 2015 году": Матиос опубликовал фото "крымский" паспорта экс-налоговика [фото] 629

Один из 23 задержанных налоговиков, который пытался в день задержания сбежать из страны, имел российский паспорт с пропиской в оккупированной Ялте.

Ярославский купил у "Евраза" Сухую Балку 300

Страны  Большой семерки  подписали декларацию о борьбе с терроризмом
Страны "Большой семерки" подписали декларацию о борьбе с терроризмом 165 1

При этом представители G7 не смогли достичь соглашения по климатическому соглашению.

Египет нанес удары в Ливии после расстрела христиан
Египет нанес удары в Ливии после расстрела христиан 600 1

Авиация атаковала базы, которые располагаются на востоке страны.

Фото: в Берлине авто протаранило людей на лестнице станции метро
Фото: в Берлине авто протаранило людей на лестнице станции метро [дополнено] 613

По предварительной информации пострадали шесть человек, о погибших не сообщается.

Видео: в Москве взорвался и сгорел пассажирский автобус
Видео: в Москве взорвался и сгорел пассажирский автобус [фото, видео] 791

В результате никто не пострадал, так как пассажиров в транспорте не было.

Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича
Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича 569 1

Высокий суд Лондона проводит слушание по поводу задолженности Украины перед Россией на 3 млрд. долл. США.

В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине
В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине 897

Об этом на своей странице в соцсети рассказал генеральный директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Без моратория: как уберечь землю и бизнес 261

Модель земельной реформы, которую разработал Кабинет Министров, позволит малым и средним фермерам покупать землю на выгодных условиях.

Животы разболелись : мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой
"Животы разболелись": мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой 731 2

Когда пицца была почти вся съедена мусульманские супруги поняли, что лакомились свининой.

Укрзализныця  назначила дополнительные поезда на Троицу
"Укрзализныця" назначила дополнительные поезда на Троицу 147

Поезда будут курсировать по самым востребованным направлениям.

Омелян: в этом году в Украине может появиться отечественный лоукостер
Омелян: в этом году в Украине может появиться отечественный лоукостер 163 1

На данный момент создание национальной авиакомпании находится на стадии переговоров.

Ариана Гранде даст благотворительный концерт в поддержку пострадавших в Манчестере 113

Артистка прервала свой европейский тур.

Шоу Холостяк-7: стало известно имя победительницы
Шоу Холостяк-7: стало известно имя победительницы 5720

Главный герой проекта "Холостяк" Дмитрий Черкасов надел кольцо на палец девушке, в которую влюбился.

Наталья Могилевская: Сдерживаю себя, чтобы не прокричать на весь мир о своей любви! 3059

Харизматичная артистка переживает период творческого взлета и душевного полета, но свое счастье на публику боится выносить.

Паулу Фонсека:  Я хочу продолжать быть  женатым  на  Шахтере
Паулу Фонсека: "Я хочу продолжать быть "женатым" на "Шахтере" 89

Главный тренер донецкого клуба провел пресс-конференцию после поражения от киевского "Динамо"

Сергей Ребров:  Надеюсь, поговорю с президентом сегодня-завтра
Сергей Ребров: "Надеюсь, поговорю с президентом сегодня-завтра" 118 1

Тренер киевского "Динамо" ответил на вопросы журналистов после победы над "Шахтером" в Харькове

Экс-футболист  Тоттенхэма  оставит спорт ради карьеры в порно
Экс-футболист "Тоттенхэма" оставит спорт ради карьеры в порно 292

Тренер клуба попытается его уговорить остаться.