Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Сталин запрещал показывать себя по телевизору

Сталин запрещал показывать себя по телевизору
Фото: Вот так выглядел телевизор 30-х годов. Этот экземпляр завезли из США.

Наше телевидение отмечает юбилей: в конце марта 1951 года Совмин  СССР принял постановление об организации ежедневных телепередач и о создании Центральной телестудии. С этой даты в Советском Союзе и пошло большое ТВ. В нашем сериале, посвященном истории телевидения, мы решили рассказать, как это было. 

Телевидение началось на почте

Сегодня это звучит комично, но родилось телевещание совсем не там, где этого можно было бы ожидать. Его отцом-прародителем оказался Народный комиссариат почт и телеграфов. Еще 13 октября 1930 года (по самому большому счету, именно эту дату и следует считать днем рождения нашего ТВ)  Наркомпочтель провел совещание о развитии телевидения. О чем спустя всего неделю общественность известила газета «Правда». 

Эксперименты с передачей картинки на расстояние в СССР шли полным ходом, и уже в апреле 1931 года в Москве был проведен первый опыт передачи «механического телевидения» по радио на волне 56,6 метра. Аппаратура передачи и приема была разработана во Всесоюзном электротехническом институте. 

«Правда» писала: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 будет передаваться изображение живого лица и фотографии». О сопровождении картинки звуком речь пока не шла. Суть метода была в том, что изображение «разверстывалось» на элементы с помощью вращающегося диска. В дальнейшем механическое телевидение было признано тупиковой ветвью развития, и его сменило  электронное. Но полностью отказаться от «механики» в СССР решились лишь в 1941 году, когда весь мир уже вовсю осваивал «электронику».

«Б-2» - радио и телеприставка. Смотреть надо было в маленькое окошко снизу.

Первым в эфир вышел «Злоумышленник»

Через полгода после первого опыта прошло всесоюзное совещание по телевидению, на котором демонстрировались разработанные образцы телевизоров. И 1 мая 1932 года был передан первый отечественный «телефильм» о прошедших утром параде и демонстрации. Операторы снимали по всей Москве статичные планы, а потом эти «картинки» смонтировали и выпустили в эфир. Видеть это могли единицы счастливых обладателей импортных образцов «телевизионных приемных установок». 

Вотчиной молодого советского телевидения стало… московское радио, которое практически ежедневно вело трансляции: в пространство отправлялись фотографии и неподвижные изображения - портреты и натюрморты. Чтобы не мешать деятельности основного пропагандиста - непосредственно радио, телеигрушкам оставили ночное время. Зато в обиход вошло слово «радиозрители». 

В конце 1934 года Всесоюзный радиокомитет добрался до регулярного телевещания со звуком. Два раза в пять дней после полуночи в эфир выпускали эстрадные концерты или выступления артистов. Первым днем, а точнее - первой ночью, новой телеэры стало 15 ноября 1934 года, когда в эфир вышла 25-минутная передача. Сначала знаменитый актер Иван Москвин прочел чеховский рассказ «Злоумышленник», затем был балет и песня. 

К этому времени - вот же темпы были! - завод «Физэлектроприбор» сделал подарок телезрителям, начав выпуск телевизоров с экраном 3 на 9 сантиметров. Правда, в частные руки телевизоры не отпускали, их передавали на фабрики и заводы для коллективного пользования. Как предполагалось коллективно пялиться в экран размером чуть больше спичечного коробка, не понятно.

Вот оно - пособие для телелюбителей: «Самодельный телевизор». На странице справа - фото этой самоделки.

В1939 году передачи стали регулярными, в эфир шли не только фильмы, но и постановки театров, разыгрывавшиеся прямо в студии. 

Современное ТВ сделали пленные немцы 

Зато после войны развитие телевидения пошло семимильными шагами. Но делалось это примерно таким же способом, как и подъем всей остальной промышленности. В 1945 году несколько наших ведущих специалистов отправились в Германию и Чехословакию, где размещался завод «Фернзее» (по-немецки - «Телевидение»), и там отбирали необходимую технику и оборудование. Чтобы упростить им работу, а заодно  и для конспирации телевизионщикам даже присвоили воинские звания и выдали военную форму.

Одновременно в подмосковном Фрязине создали закрытый институт, куда в добровольно-принудительном порядке собрали лучших немецких ученых, занимавшихся телевидением. Неудивительно, что уже через пару лет Московский телецентр оснастили самым современным по мировым меркам оборудованием с фактически нынешним стандартом развертки в 625 строк, на который все остальные страны перешли гораздо позже. 

Новый формат открыл широчайшие возможности, стала возможна внестудийная съемка. И один из первых экспериментов в этом направлении провели на футболистах. В июне 1949 года состоялась первая в истории страны телетрансляция футбольного матча. На стадионе «Динамо» ЦДКА со счетом 4:1 разгромил минское «Динамо». Первым телекомментатором стал популярнейший в то время радиодиктор Вадим Синявский. 

После этого работа телекамер стала фактически обязательной на всех больших мероприятиях. Техническое же развитие взяло курс на расширение зоны приема. В докосмическую эпоху считалась большим успехом возможность смотреть в Рязани программы, транслирующиеся из Москвы. Параллельно увеличивалось количество часов регулярного вещания. 

Это и есть легендарный «народный телевизор» «КВН-49». Линза заполнялась водой.

И когда уже объем «телеконтента» разросся до очень внушительных размеров, стало ясно, что все это надо срочно упорядочить. Вот тут-то 60 лет назад Совмин СССР и принял то самое постановление об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения. Комитету по делам искусств приказали не только выделять для участия в передачах художественные коллективы и исполнителей, но и печатать для телевидения отдельную копию каждого (!) кинофильма, выпускаемого на киноэкраны СССР. Закончилась пора экспериментов, началась Эра большого государственного телевидения. 

ОЧЕНЬ УМЕЛЫЕ РУКИ

«Вы не знаете, как делать телевизор?» 

Телевидение - такая штука, что его мало создать и выпустить в эфир. Надо, чтобы кто-то его еще и смотрел, а для этого нужны телевизоры. В начале 30-х, когда ТВ делало первые шаги, телеящики были огромной редкостью. До 1936 года советская промышленность выпускала так называемые «механические телевизоры» с вращающимся внутри колесом и экраном 3x4 сантиметра. Его можно было подключать к радиоприемнику ловить тот самый «радиотелесигнал».

Однако на выручку пришел бум радиолюбительства, переметнувшийся и на телевидение. Уже в то время для наших умельцев не было ничего хитрого... собрать примитивный телевизор самим. Тем более что власти это поощряли. Газета «Вечерняя Москва» писала: 

«Ежедневно с 24 до 0.30 ночи с радиостанции МОСПС производится передача в эфир движущихся изображений (телевидение). Делайте телевизоры (приемники изображений), настраивайтесь на волну в 379 м!

Вы не знаете, как делать телевизор? На днях мы расскажем об этом в газете».

В 1937 году появилась даже специальная брошюра «Самодельный телевизор», выпущенная, что характерно, издательством «Детиздат». Промышленность за нуждами населения, как обычно, не успевала. В 1936 году начался серийный выпуск малогабаритных телевизоров «Б-2». В сущности это был все тот же радиоприемник с телевизионной приставкой, а размер изображения на экране был 1,6x1,2 сантиметра. К нему прилагалась линза, увеличивавшая картинку в 2,5 раза. Смотреть
«Б-2» мог только один человек. 

Одно детище довоенной советской промышленности: чтобы не путали с швейной машинкой, надпись «Телевизор».

После войны телевизор продолжал оставаться чем-то из разряда научной фантастики. Вот характерный эпизод из 1945 года, описанный братьями Вайнерами в книге «Эра милосердия»: 

«Шесть-на-девять  устроился с  Пасюком  и  рассказывал ему,  что  точно знает: изобретатели  открыли  прибор,  который  выглядит  вроде  обычного радиоприемника,  но в него вмонтирован экран - ма-а-ленький, вроде блюдца, но  на этом экране можно увидеть передаваемое из «Урана» кино.  Или концерт идет в Колонном зале, а на блюдце все видно. И даже, может быть, слышно. Пасюк мотал от удовольствия головой, приговаривал: «От бисова дытына! Ну и брешет! Як не слово - брехня!» 

Тем не менее в 1946 году Московский радиозавод начал производство телевизионного приемника «Москвич Т-1»,  а в Ленинграде пошел выпуск «Ленинграда Т-1» с экраном 10 на 13 сантиметров. А в 1949 году в серию пошел ставший знаменитым «КВН-49», получивший название «народного телевизора». Именно с него «скопировала» свое имя и ставшая позднее сверхпопулярной телеигра, с него  началась в СССР телеэпоха. 

ЗАГАДКА ИСТОРИИ 

Почему «отец народов» боялся телекамер?

Как ни странно, но советские власти далеко не сразу поняли, какой мощный инструмент оказался у них в руках. И несмотря на то что уже в 1949 году качество трансляций было очень высоким, Сталин ни разу не разрешил снимать его  телекамерой. 

Сталин так и не попал в объектив телекамеры.

Это объяснялось соображениями безопасности. Ведь все программы шли в прямом эфире, а значит, с помощью телевидения можно было понять, где в эту минуту находится вождь. Поэтому на тех мероприятиях, где присутствовал Сталин, трансляция велась в «усеченном режиме». 

- Мы работали на всех торжественных мероприятиях, - рассказал «КП» начальник первой в СССР передвижной телевизионной станции Лев Лейтес. - Но снимать разрешали только идущий после официальной части концерт.

Работать телевизионщикам приходилось так: когда на сцене в президиуме находился Сталин, всех операторов из зала выгоняли «люди в штатском», а камеры разворачивали в противоположную от вождя сторону. 

- Камеры нельзя было выключить, потому что потом они долго прогревались, - объяснил Лейтес. - Поэтому единственный вариант был - развернуть их в другую сторону от президиума. Органы безопасности таким образом гарантировали себе его непопадание в кадр. 

В 1950 году была отменена уже согласованная первая трансляция демонстрации на Красной площади. Накануне телевизионщики дважды проводили на месте технические пробы. Но, едва увидев крупный план трибуны Мавзолея, где должен был стоять Сталин,  с камеры, установленной на балконе ГУМа, чекисты тут же отменили съемку. 

Впервые члены правительства «попали в телевизор» лишь после смерти Сталина. 22 февраля 1954 года эфир шел из Центрального театра Советской армии. На следующий день в телецентр явился референт Лазаря Кагановича, чтобы выяснить, почему его патрон смотрелся на телеэкране так плохо. Жене Кагановича показалось, что ее муж выглядел в телевизоре рябым. 

«Б-2» - радио и телеприставка. Смотреть надо было в маленькое окошко снизу. 

Вот оно - пособие для телелюбителей: «Самодельный телевизор». На странице справа - фото этой самоделки. 

Это и есть легендарный «народный телевизор» «КВН-49». Линза заполнялась водой. 

Одно детище довоенной советской промышленности: чтобы не путали с швейной машинкой, надпись «Телевизор». 

Сталин так и не попал в объектив телекамеры.