Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
17 апреля
Загрузить еще

Парень, засудивший собственную мать: Если бы она хоть раз попросила у меня прощения...

Парень, засудивший собственную мать: Если бы она хоть раз попросила у меня прощения...

Обычно органы опеки или же прокуратура выступают с инициативой наказать нерадивых родителей. А тут 17-летний парень сам подал в суд иск с требованием лишить его мать родительских прав. Подобного в Украине еще не было. Более того - Виктор Олейниченко на днях выиграл дело.  

НАКИПЕЛО

Село Салганы небольшое, всего полторы тысячи жителей, так что все друг друга хорошо знают. Витин поступок сейчас тут - тема номер один. В большинстве своем селяне относятся к семейным разборкам философски: мол, близкие люди, помирятся. При этом парня искренне жалеют. 

- Кто мы такие, чтобы осуждать или поддерживать Витю? - говорит председатель Салганского сельсовета Василий Дереваль. - С одной стороны, он публично отказался от своей матери, самого близкого, как нас еще в школе учили, человека. Но с другой - уж слишком много обид и разочарований этот мальчик пережил к своим 17 годам. Как говорится, накипело. При живых родителях он по-настоящему нужен только бабушке.  

Витя вместе с родителями переехал в Салганы в начале 2000-х из Ташкента. Его отец там учился в высшем военном училище, там же обзавелся семьей. Первое время жили у родителей Александра, но что-то не заладилось, и через несколько лет ссор и раздоров супруги решили разойтись. Развод был зарегистрирован 30 октября 2003 года, ровно через три дня после Витиного десятого дня рождения. Ребенка оставили с мамой - так решил суд. Вместе они уехали в Белгород-Днестровский, к родителям Анны. Но мальчик пробыл с мамой всего лишь год. 

- Однажды она принесла все мои вещи в школу и сказала: «Поживешь немного со своим папой», - вспоминает Виктор. - Объяснила, что уезжает в Киев оформлять какие-то документы. Обещала на зимние каникулы забрать к себе, но так и не приехала. Уже потом я узнал, что у нее там появилась другая семья… 

При живых родителях Виктор по-настоящему нужен только бабушке Валентине Васильевне, которая его вырастила.

ОТЦА ПОСАДИЛИ ЗА АВАРИЮ В ПЬЯНОМ ВИДЕ 

С тех пор Витя жил с отцом и бабушкой, но и тут начались неприятности. Александр тяжело переживал развод, стал пить, а затем пристрастился к игровым автоматам. Односельчане говорят, что за несколько лет он умудрился проиграть свою квартиру в райцентре и влезть в огромные долги. 

- Люди говорят, что Сашка все время от кредиторов прятался, брал в разных банках ссуды, часть из которых тратил на то, чтобы рассчитаться с долгами, а остальное проигрывал, - рассказывает соседка Светлана.

- Он у меня добрый, отзывчивый, но какой-то безвольный, что ли, - вздыхает мать Александра Валентина Васильевна Фабьяк. - Сколько раз его просила: одумайся, какой ты пример сыну подаешь?! А он все отшучивался и обещал, что исправится, только вот вечером отыграется маленько. Доигрался до того, что из МЧС его выгнали. 

После увольнения Александр пообещал сыну, что начнет новую жизнь, завяжет с игрой. Но дальше слов дело опять не пошло. Друзья помогли ему устроиться в службу такси, и большую часть зарплаты непутевый папаша снова стал спускать на автоматах. А проигравшись, напивался. Выпивка его окончательно и погубила. Однажды Александр повез клиента, а по пути сбил двух парней на мопеде. Один погиб на месте, второго чудом спасли медики. Экспертиза установила, что таксист был пьян. Ему дали шесть лет тюрьмы. А Витя остался с бабушкой. 

Уже из мест лишения свободы Александр обратился в суд с просьбой обязать Анну выплачивать алименты на сына. Но она согласилась давать на ребенка лишь 60 гривен в месяц. 

- Как можно прожить на такие деньги? - возмущается бабушка Виктора. - А Витя у меня талантливый, больше трех лет в школу бальных танцев ходил, все страну с конкурсами объездил, призовые места занимал. Сейчас учится на музыкальном отделении Белгород-Днестровского педучилища, мечтает в институт поступить… 

Так и жили все это время - на бабушкину копеечную пенсию и благодаря периодическим заработкам. Валентина Васильевна занялась общественной деятельностью при сельсовете, да так успешно, что в минувшем году ее избрали местным депутатом. На каникулах Витя на пляже кукурузу вареную продавал - сам себе на учебу зарабатывал. 

Витя больше трех лет занимался бальными танцами и не раз выигрывал призовые места на конкурсах.

«НЕ МОГУ ЕЕ ПРОСТИТЬ»

Последние семь лет Витя с мамой почти не общался. Говорит, что ей не было до него никакого дела. Даже когда он с отцом однажды приехал в Киев погулять, Анна не захотела повидаться.

Сразу отметим, что мы очень хотели услышать и ее точку зрения: не верилось, что вроде бы благополучная женщина может много лет вот так спокойно добивать равнодушием своего ребенка. Однако Анна наотрез отказалась от любых комментариев. 

- Я бы ее, наверное, простил, если бы она хоть раз попросила у меня прощения за все, что сделала, - Виктор очень волнуется, пытаясь объяснить нам свое решение подать иск. - За то, что избегала встреч со мной, что обманула, когда уехала в Киев к новой семье. За то, что ее родители - мои бабушка и дедушка ни разу не подошли ко мне, когда забирали мою двоюродную сестру из школы. Видели меня, но не подошли. 

Последней каплей для Вити стало мамино поведение на суде, когда ее три года назад уже попытались лишить родительских прав по требованию отдела по делам детей Салганского сельсовета. Анна помогать сыну не хотела, не интересовалась им, а бабушка Вити не могла ни опекунство оформить, ни пособие или субсидию, ведь по документам воспитанием ребенка занималась его мать. 

- Я тогда представляла в суде интересы истца, - вспоминает секретарь сельсовета Лариса Викторовна. - Меня поразило, как повела себя Анна Викторовна. Когда ей позвонили и сказали о том, что собираются лишить родительских прав, она лишь сухо сказала: «Не выйдет!» Даже не попыталась разобраться, что да как, просто приехала на суд с дорогим адвокатом. А еще меня поразило, что ни на одном заседании, а их за три года было немало, она ни единым словом со своим сыном не обмолвилась. Представляете? 

Кстати, то дело Салганский сельсовет выиграл еще весной 2010 года, однако Анна подала апелляцию, которую выиграла 11 ноября 2010 года. 

- Я у нее тогда спросила: «Что же ты делаешь? Ты же сына губишь! Заботиться о нем не хочешь, еще и лишаешь положенной ему государством помощи», - говорит бабушка Виктора. - А она мне в ответ: «Клеймо лишенной родительских прав мне не нужно - что скажут люди?» Ее волновало мнение родственников нового гражданского мужа, а не собственный сын.  

На том же суде Виктор сказал маме: «Не откажешься от апелляции - подам иск от своего имени». Но даже худого мира достичь не получилось.

8 февраля Анну второй раз официально лишили родительских прав. Но, как нам стало известно, женщина сдаваться не собирается: ее адвокат уже готовит апелляцию и встречный иск к Виктору и его бабушке. Кажется, все чувства, которые испытывают близкие люди: любовь, сочувствие, желание поддержать в трудную минуту, давно выветрились в этой когда-то счастливой  семье, превратив их в непримиримых врагов…

Фото автора. 

КОМПЕТЕНТНО 

«Это единственный шанс для парня наладить жизнь»

- С юридической точки зрения это было единственным шансом для парня получить путевку в нормальную жизнь, - говорит правозащитник Людмила Семенова. - Если упомянутое решение суда не будет обжаловано матерью, то Виктор сможет претендовать на целый ряд государственных льгот, как человек, лишенный родительской опеки. Например, при поступлении в вуз. Кроме того, он сможет обучаться в любом государственном вузе на бюджетной основе, а на время обучения ему будут обязаны предоставить бесплатное жилье и выплачивать повышенную стипендию. В противном случае он может рассчитывать только на жалкие гроши материнских алиментов.