О том, что Госавтоинспекция потеряет право проводить технический осмотр и передаст его бизнесменам, говорили давно. Но только сейчас стали известны возможные изменения.
«Комсомолка» изучила предварительный документ, проанализировав его позитивные и негативные стороны.
НА ПРОВЕРКУ ЕЖЕГОДНО?
Первое, на что стоит обратить внимание, - изменение названия процедуры. Государственного технического смотра больше не будет, ему на смену придет «периодическая проверка технического состояния автомобилей». Вы спросите, а какая разница? Дело в том, что никто из авторов доселе не может сказать, как часто эта проверка будет происходить. Если чиновники «подтягивают» отечественное законодательство к европейским нормам, то не удивляйтесь, если осматривать вашего железного друга будут, как в Европе: ежегодно.
ПРОВЕРЯТЬ СТАНУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Каждый автомобилист привык, что проверяют машину, как и выдают талон, в ГАИ. Причем по месту регистрации автомобиля. Если законопроект примут, все процедуры перейдут к частным предприятиям.
- Исправность машины начнут контролировать частные диагностические станции, которые прошли аттестацию, - объясняют в Госкомпредпринимательства. - Если техника исправна, водитель по месту получит и талон ТО, а также протокол о прохождении проверки. Все данные должны быть отправлены в МВД в электронном виде не позднее следующего дня после техосмотра. Что касается оплаты за услуги, то ставка будет фиксирована Кабмином.
ЗА ОБМАН БУДУТ ШТРАФОВАТЬ И ДАЖЕ САЖАТЬ
По мнению авторов документа, пройти техосмотр по блату станет невозможно. Тем бизнесменам, которые пожелают «шлепнуть» талон своим друзьям или родственникам, будет грозить наказание вплоть до тюрьмы.
- Проверки авто будут снимать на фото и видео, а без этого оборудования станции сертифицироваться не будут, - акцентируют в Госкомпредпринимательства. - Информация будет храниться не менее 3 лет. За умышленное уничтожение видеоматериалов предусматривается штраф от 850 до 1700 грн. и даже уголовная ответственность.
Правда, нет в новом документе самого главного: кто именно будет проводить контроль над станциями и подлинностью прохождения ТО, скажем, на трассе, если это право заберут у ГАИ?
ОСМОТР - ДОРОЖЕ, СПРАВОК - МЕНЬШЕ
Сегодня пройти ТО в ГАИ без уплаты штрафов нереально, также нужны справка от врача и страховой полис. По новым правилам процедуру упростят. Взысканием штрафов будет заниматься исключительно исполнительная служба. О справке от доктора и вовсе забыто. Что касается страхового полиса, то его можно будет купить только после окончания техосмотра.
«Если сейчас для прохождения ТО нужен полис, то в будущем, чтобы купить его у страховой, потребуется предъявлять талон об осмотре», - рассказывают чиновники.
Как вышеозначенное повлияет на дисциплину водителей на дорогах и все ли захотят покупать страховку, пока вопрос. Сами страховики лишь пожимают плечами, надеясь на лучшее.
- ТО станет дороже, и есть опасения, что на страховку у людей просто не останется денег, - говорит страховщик Николай Лукьяненко.
ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ
Есть в новом законе и долгожданные пункты. К примеру, водить по доверенности разрешат на основании расписки от хозяина.
Если в течение 5 лет зарегистрированный автомобиль не проходил ТО, его автоматически снимут с регистрации. Кроме того, новый закон подразумевает создание специальных служб: его авторы планируют, что должны будут появиться так называемые «скорые помощи» для авто. Но кто этим будет заниматься - местные власти или частные станции, пока неизвестно.
P.S. Как ни странно, обнародованные новшества пока отказываются комментировать как известные правозащитники, так и в Департаменте ГАИ. Смеем полагать, причина кроется в том, что окончательный вариант будет отличаться от проекта. Самих же водителей, несмотря на множество позитивных моментов, новшества скорее пугают. Ведь вопросов остается очень много, а значит, есть где разгуляться коррупции.