Дарья ТОКАРЕВА, Анна ЦЯЦЬКО (10 ноября 2010)
Не всем обязательно равняться на отличников

Не всем обязательно равняться на отличников

Младшеклассники чаще всего любят учиться - главное, поддержать этот настрой.

«Комсомолка» вместе с педагогом-психологом Татьяной Малютиной разобралась, что делать, чтобы ребенок не возненавидел учебу?  

МЛАДШАЯ ШКОЛА

Ребята из младших классов обычно горят желанием учиться. Главное - поддержать этот настрой.  

- Иногда сталкиваешься с тем, что родители рассказывают о школе примерно так: «Тебя эта училка будет учить? Да она нашего соседа учила - такая дура», - отмечает Татьяна Малютина.  

Родители могут рассказать интересные школьные истории из своего детства. Вспоминать, как было хорошо маме и папе в своих классах. Обязательно надо начинать рассказывать о каждом предмете что-нибудь интригующее и обрывать на самом интересном месте со словами: «А дальше расскажут на уроках». К примеру, читать сказку из программы, но не до конца. Важно, чтобы в ближайшее время это произведение проходили в школе. 

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

В пятом классе начинается самая настоящая «школьная ломка». Ребенок четыре года учился с одним учителем, заходил в один и тот же класс, садился на привычное место за партой. Теперь у него много новых педагогов, каждый из них предъявляет новые требования, да и места тоже лишили. Но мамы и папы ждут от ребенка оценок не ниже, чем в начальной школе. А тут и тройку поначалу несложно схватить.

- Я советую мамам и папам, у которых ребята переходят в среднюю школу, быть готовыми к тому, что успеваемость снизится. И ничего страшного в этом нет, - уточняет психолог.

Есть и такая проблема: зачастую после 4-го класса ребенка отдают в другую школу. Почему-то у родителей бытует четкое убеждение, что вот эта школа сильная в начальной школе, а вот эта дает классное среднее образование. Тогда ученику точно не позавидуешь: помимо новых условий, еще и новый коллектив.

- Если было принято решение о переводе, то родители должны все свои требования и все свои амбиции отложить. Период адаптации длится максимум полгода. В это время надо обязательно каждый вечер проводить вместе с ребенком, делать уроки, обсуждать отношения в классе, тогда ваше чадо будет чувствовать искреннюю заинтересованность. Что касается похвалы и каких-то порицаний, наказаний, то в этот период лучше, чтобы они не были связаны с учебными удачами или неудачами, - советует Малютина.

Важно ребенка принимать таким, какой он есть. И сравнивать достижения его надо не с одноклассником Васей, который отличную оценку получил, а с ним самим. К примеру, посмотреть, какой уровень достижений у него был вчера и чего он достиг сегодня.

Но только этим не обойтись. Придется еще и заинтересовать ученика. 

- Нужно очень хорошо знать интересы подростка. К примеру, выяснить, кем он хочет стать. И объяснить ему: чтобы стать космонавтом, нужны такие-то знания. Рассказать, на какие предметы обратить внимание и почему. И также неплохо растолковать, что эти знания могут быть реально использованы там-то и там-то. Ведь в школе процесс построен таким образом, что учителя просто вкладывают знания, не говоря о том, где они будут применяться, - добавляет педагог-психолог.

СТАРШАЯ ШКОЛА

Со старшеклассниками возникнут самые большие сложности. Они боятся предстоящего ВНО, переживают из-за первой любви, ссорятся с классом, учителями. И тут заставить полюбить школу уже не получится.

- Нужно мотивировать на получение навыков, значимых для будущей профессии. Для начала стоит задать простые вопросы: «Что я могу сделать, чтобы поступить в институт, а затем найти хорошую работу?» Если ребенок затрудняется ответить, можно начинать с более простого: «Что я больше всего ценю в себе и в других людях?» И уже потом переходить к изменению каких-то качеств, черт, что я могу поменять, что я могу изменить, улучшить, от чего зависит мой собственный успех, - разъясняет психолог.

И тут недостаточно ответов только самого ребенка. Важно, чтобы и родитель ответил на них. А потом сесть и вместе сравнить. Но получиться это может только в том случае, если между подростком и родителем доверительные отношения. А если контакт потерян, надо попробовать его восстановить.

- Для этого стоит обращать внимание не только на успехи в школе, но и на межличностные отношения. Старшие классы - это возраст, когда складываются первые романтические пары. Для родителей, как правило, это запретная тема. Подростковый возраст - это тот возраст, когда нужно стать ребенку другом, как можно чаще приглашать в дом друзей, в том числе противоположного пола.  

- Если организовывать такие встречи, не журить ребенка, он будет меньше отвлекаться во время учебного процесса, - уверена специалист. - Да и к тому же хорошо, если он почувствует, что мама с папой на его стороне. И в этом случае, кстати, родителям будет проще решать учебные проблемы.   

Фото Максима ЛЮКОВА и из архива «КП». 

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Пять самых распространенных ошибок родителей 

1. Слишком много строгости

Дети должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Они могут беспрекословно выполнять родительские приказы, когда мама с папой рядом, а оставшись одни, нарушают все правила. Лучше не приказывать, а убеждать и объяснять.  

2. Детей надо баловать

Переизбыток родительской любви и заботы может привести к множеству проблем. Со временем ребенок, с которого сдували пылинки, становится беспомощным и одиноким. Предложите своему чаду самостоятельно выполнять мелкие домашние обязанности. А если у него не получится - вы всегда сможете прийти ему на помощь.  

3. Мой ребенок - вундеркинд

Часто родители пытаются вырастить из ребенка талантливого художника, танцора, музыканта или спортсмена, воплощая в жизнь свои собственные детские мечты. Поэтому, записывая ребенка на всевозможные кружки и секции, не руководствуйтесь только своими вкусами, а поинтересуйтесь предпочтениями своего чада.  

4. Слишком мало ласки

Дети любого возраста хотят получать ласку от родителей, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Поэтому ребенка можно и нужно целовать, обнимать, гладить по голове. Но помните, что слишком много ласки тоже не всегда хорошо: активное проявление чувств может и оттолкнуть чадо.  

5. Мало времени для ребенка

Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, может навсегда закрыть свой внутренний мир для родителей, а в будущем будет делиться самым сокровенным с посторонними людьми. Даже если день расписан по минутам, найдите вечером полчаса, чтобы поговорить с ребенком, узнать, как прошел его день, что его беспокоит. 

- Вот выучу все это и получу зарплату!
- Вот выучу все это и получу зарплату! 

В ТЕМУ

Платить за оценки или нет?

Современные родители часто задаются вопросом, как мотивировать к учебе школьника. Сегодняшним детям не так просто объяснить, что знания, полученные в школе, пригодятся им в будущем. Поэтому некоторые родители все чаще поднимают заинтересованность к учебе денежным поощрением. Мол, получил в школе 10, 11 или 12 баллов - вот тебе премия 10, 11 или 12 гривен. Чтобы оправдать такой не совсем педагогичный метод, папы и мамы проводят аналогию: школа - это твоя работа, если выполняешь ее хорошо - получаешь вознаграждение. Однако такая мотивация к учебе - не самое лучшее решение, уверены психологи.

- Следовало бы ребенку объяснять так: учеба - это твоя обязанность, твой долг, а за исполнение долга зарплату не платят, - говорит детских психолог Елена Коренева. - Если родители платят за хорошие оценки, ребенком движет стремление заработать, а вовсе не тяга к знаниям. Но это не значит, что школьника вовсе не нужно поощрять за успехи. Можно купить подарок, отправить в поездку или на экскурсию, но это не должно стать системой, а сюрпризом, приятным бонусом за приложенные усилия.  

Многие психологи убеждены: «денежные отношения» негативно влияют на детскую и подростковую психику. Невинная игра в юного бизнесмена может стать поводом для жадности вашего чада. Кроме того, родители могут попасть в материальную зависимость от собственного ребенка, если вдруг в семье не будет денег, чтобы «оплатить» его школьные успехи.    

- Правильная мотивация к учебе развивает в ребенке еще и навык прикладывания усилий, - отмечает психолог. - Жизнь - это цепь усилий. Объясните ребенку, что все, что он делает, очень полезно. Просто эта польза бывает видна не сразу. Чем больше усилия, тем лучше результаты для него самого.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

вакансии верстальщика Одессаsinoptik.uaфильм Мой самый страшный кошмар