Самый большой карьер в Европе оказался не у дел
Самая большая искусственная яма в Европе находится в Челябинской области. Глубина Коркинского угольного разреза - 500 метров, диаметр - полтора километра.
Разрабатывать его стали в 1931 году. Рабочие три года вручную рыли землю, чтобы добраться до угля. В итоге докопались до угольного пласта толщиной 100 метров, а еще ниже обнаружили 200-метровые залежи.
Позднее специалисты поняли, что копать неэффективно, гораздо быстрее взрывать землю. Мегавзрыв готовили полгода: закладывали тонны взрывчатки, эвакуировали жителей соседних деревень. Шарахнули в июле 1936 года. Тогда столб грунта поднялся на высоту полкилометра!
Со временем доставлять уголь с такой глубины стало проблематично. «БелАЗы» не справлялись. Решили построить железную дорогу, которая витками шла по уступам до самого низа.
Понятное дело, в такой огромной яме стала собираться дождевая вода. Чтобы она не мешала работам, инженеры проложили под угольным разрезом целую сеть шахт, которые ее отводят.
Сейчас в разрезе добычу угля прекратили - невыгодно. Там дежурит охрана, чтобы не растащили технику и рельсы. Что дальше делать с этой гигантской ямой, никто не знает.
Посадочная полоса для «Бурана» принимает гражданские самолеты
Запасной аэродром в Симферополе предназначался для посадки советского орбитального корабля многоразового использования «Буран». Основной взлетный комплекс для него был построен на Байконуре. Для страховки и аварийной посадки почти одновременно начали проектировать (в конце 70-х) сразу две посадочные полосы - на Дальнем Востоке и в Крыму.
- Для приземления советского челнока нужна была прочная «взлетка» не менее двух километров. Ведь орбитальный комплекс весом около ста тонн садился на очень большой скорости, - вспоминает ветеран Вооруженных сил Владимир Майстренко. - Потому нужен был особо прочный бетон. Работу военных строителей контролировали представители не только космической отрасли, но и КГБ. К весне 1987 года все было готово. А в 1989 году после всех испытаний полосу в Крыму приняли.
Так как она проходила над трассой Симферополь - Евпатория, обычные методы не годились. После специальных расчетов дорогу накрыли особо прочным кубом из железобетона.
Сейчас самая большая (ее общая протяженность с аварийными полями - 4200 метров) взлетно-посадочная полоса Украины используется для приема гражданских самолетов. Пригодилось и здание контрольно-диспетчерского пункта. Правда, технику, предназначенную для автоматической посадки «Бурана», оттуда выкинули.
Ну а сам космический челнок так ни разу там и не садился.
|
Телевышку в Екатеринбурге превратили в «башню смерти»
Ее начали возводить в 1983 году.
- Будет не хуже Останкинской, 361 метр высотой! - с энтузиазмом потирали руки инициаторы постройки. Они даже ресторан по типу «Седьмого неба» решили сделать наверху.
Планировалось, что это будет самое высокое сооружение на Урале. Но в итоге железобетонная конструкция дотянула только до 213 метров. Потом грянул 1991 год, и деньги внезапно закончились.
Бесполезное и уродующее город сооружение осталось бесхозным. Не обделяли его вниманием только экстремалы. Неформалы частенько поднимались на самую верхотуру - карабкались по металлическим ступенькам. Кое-кто из них так и не добрался до верха - сорвался с высоты. Башню также облюбовали и самоубийцы. Счет погибшим пошел на десятки. Телевышку в народе стали называть «башней смерти». Тем не менее охранять ее, отгоняя рисковых гостей, никому не хочется.
Архитекторы придумывают все новые и новые проекты, чтобы хоть как-то облагородить этот недострой. Сейчас появились идеи сделать там офисный центр, гостиницу, ресторан. Но пока - только идеи.
|
Фото Оксаны ПОНОМАРЕВОЙ, с сайтов urban3p.ru и ruschudo.ru.