На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко

На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко [Фото]

Комментарии: 22
Место, где виден край Вселенной, обозначено стрелкой.

Дальше некуда

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO), используя Очень Большой Телескоп (Very Large Telescope - VLT ), установленный в Чили, подтвердили: галактика, получившая кодовое обозначение UDFy -38135539, самая далекая из всех наблюдаемых. До нее - 13,1 миллиарда световых лет. Это соответствует расстоянию, которое покроет за эти самые годы пущенный от туда луч света, пролетая каждую секунду по 300 тысяч километров.

Галактику, расположенную в невообразимой дали, еще в прошлом году засек орбитальный телескоп Hubble. Заглянуть туда позволили две новые - сверхмощные - камеры, установленные два года назад. Галактика предстала в виде едва заметного туманного пятнышка. Уже тогда было ясно, что до него - не менее 10 миллиардов световых лет. Но сколько точно?

Европейские ученые заинтересовались и нацелили на пятнышко VLT, оснащенный аппаратурой, способной регистрировать спектры далеких объектов. Наблюдения длились 16 часов. Еще два месяца ушли на обработку и перепроверку результатов. Но теперь один из руководителей исследований доктор Мэтт Ленерт из Парижской обсерватории уверенно заявляет: - Галактика, ранее зафиксированная Hubble - это действительно самый далекий объект во Вселенной из числа когда-либо идентифицированных. VLT позволил весьма точно определить, насколько далека от нас эта галактика.

Галактика на краю Вселенной выглядит крошечным бледным пятном.

У самой у околицы

- Проведенные исследования не только потрясают, - комментирует открытие доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь наблюдая столь далекие объекты, мы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. И видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого Взрыва некой крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная и расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объект, расположенный в 13,1 миллиарда лет от нас, то появился он спустя всего 600 миллионов лет после Большого Взрыва. В то далекое время только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполнятся светом. И очищаться от водородного тумана - водород стал расщепляться на протоны и электроны. В результате этого процесса, названного ре-ионизацией, Вселенная и сделалась прозрачной.

Как полагали до обнаружения затерянной в глубинах космоса галактики, удаленной от нас на 13,1 миллиарда световых лет, "просветление" в межгалактическом пространстве случилось примерно через 800 миллионов лет после Большого взрыва. А вот, оказывается, раньше - на 200 миллионов лет. Раз мы увидели эту древнюю галактику UDFy -38135539в пору ее молодости. Ее свет, добравшийся до Земли и попавший в телескопы Hubble и VLT, был излучен примерно в это неспокойное время.

Так обнаруженная галактика выглядела бы с близкого расстояния.

Обнаруженная галактика, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близка к нему. Это - для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.

КСТАТИ, О КРАЯХ

Темный поток в другой мир

Около тысячи галактических скоплений сформировали так называемый "темный поток" и устремились, похоже, за пределы мироздания

Еще в 2008 году группа специалистов НАСА под руководством астрофизика Александра (Саши) Кашлинского, изучая микроволновое и рентгеновское излучение, обнаружили странное поведение примерно у 800 отдаленных галактических скоплений. Оказалось, что все они летят в одном направлении - в определенную часть космоса - со скоростью в 1000 километров в секунду. Это вселенское перемещение было названо "темным потоком".

Ныне выяснилось, что "темный поток" охватывает аж 1400 галактических скоплений. И несет их в район, расположенный у обозримых границ нашей Вселенной.

Европейская южная обсерватория, телескопы которой позволили заглянуть на край мироздания.

По одному из предположений, где-то там - за пределами, недоступными наблюдениям, - расположена огромная масса. Которая и притягивает материю. Но это противоречит существующей теории, согласно которой вещество после Большого Взрыва, породившего нашу Вселенную, распределилось более-менее равномерно. Значит, и концентраций масс, обладающих столь фантастической силой, быть не может. Тогда что там?

Удивительную гипотезу предложила Лаура Мерсини-Хоутон из Университета Северной Каролины. По ее расчетам выходит, что наши галактики "засасывает" другая Вселенная, расположенная рядом.

Занятно, что Лаура выступила со своими идеями еще в 2006 году - до обнаружения "темного потока". По сути, предсказала его.

Исследовательница также пророчествовала две "дыры" - участки в нашей Вселенной, в которых нет или почти нет галактик. Одна дыра уже нашлась. Ученые увидели ее на картине микроволнового излучения Вселенной.

Страшно даже подумать, что у Вселенной есть граница - а к такому выводу подталкивают открытия астрофизиков и космологов. А то, что где-то находится еще одна Вселенная или даже несколько, вообще не укладывается в голове.

И как быть с Богом? В каждой - он свой? Или все-таки один на все?

Одно успокаивает: мы никогда не попадем в другие Вселенные. Даже если они есть, то находятся так далеко, что увидеть их не представляется возможным. Но "проход" какой-то, пожалуй, есть. Раз туда засасывает…

Вещество нашей Вселенной темным потоком несется в соседнюю Вселенную.

СПРАВКА "КП"

Красное смещение

Свет далеких объектов доходит до нас в искаженном виде. Как правило, излучение сдвинуто в красную область спектра. Это феномен называется красным смещением. Считается, что возникает он от того, что во Вселенной, расширяющейся после Большого Взрыва, галактики удаляются друг от друга. И, чем дальше галактика тем быстрее она удаляется. Тем больше красное смещение.

Первым до этого додумался астроном Эдвин Хаббл, именем которого и назван орбитальный телескоп. В результате Хаббл предложил уравнение - закон Хаббла, пропорционально связывающее величину красного смещения и расстояние до галактики.

Ныне по известному красному смещению астрономы вычисляют расстояния до галактик. А красное смещение можно определить, анализируя спектр излучения объекта. Что и сделали в Европейской южной обсерватории, 16 часов следя за галактикой UDFy -38135539. Красное смещение этого затерянного мира оказалось равным 8,6. И ничего подобного прежде наблюдать не удавалось. А самым удаленным считался гамма-всплеск - чудовищная вспышка рентгеновского излучения GRB 090423 в созвездии Льва с красным смещением в 8,2. Это - в 13 миллиардах световых лет от нас.

Из галактик самой дальней полагали IOK-1 в созвездии Волосы Вероники. Ее красное смещение равно 6,96.

Несколько раз появлялись сообщения будто бы во Вселенной зафиксированы объекты, красное смещение которых больше 10. Но проверки показывали, что наблюдатели ошибались. Сейчас, по словам ученых, ошибка исключена, данные проверены и перепроверены.

– Сейчас мы точно знаем, что видели одну из галактик, которая только-только начала вырисовываться из тумана, которым была заполнена ранняя Вселенная, - уверяет Николь Несвадьба.

Журналист узнал, почему 51-летний боец АТО спит в киевском переходе
Журналист узнал, почему 51-летний боец АТО спит в киевском переходе 3937 1

В "Фейсбуке" пишут, что Али Герасименко уволили за то, что начал выпивать и стал агрессивным.

Рэперу Басте могут разрешить выступить в Киеве после Крыма
Рэперу Басте могут разрешить выступить в Киеве после Крыма [фото] 539

Ранее после концертов на полуострове в украинской столице выступали Comedy Woman.

СМИ: США сократят финансовую помощь Украине на 68%
СМИ: США сократят финансовую помощь Украине на 68% 1675 2

Объем помощи США для Украины на 2018 год в предварительном плане бюджета составлял более 570 миллионов долларов, но теперь может снизиться до 177 миллионов долларов.

Появилось видео с погибшим от подорванного на мине трактора в  ЛНР
Появилось видео с погибшим от подорванного на мине трактора в "ЛНР" 3

Трактор, который чистил лесопосадку, подорвался на мине на следующий день после машины ОБСЕ.

Чили всколыхнули мощные землетрясения
Чили всколыхнули мощные землетрясения 418

С 24 на 25 апреля у побережья Чили произошло сильное землетрясение, за которым последовали десятки не менее мощных афтершоков. Подземные толчки происходят до сих пор.

Брат погибшего в Донбассе американца собирает деньги на доставку его тела домой
Брат погибшего в Донбассе американца собирает деньги на доставку его тела домой [фото] 957 1

"Он был героем" - говорит о погибшем члене патруля ОБСЕ его родственник Мэттью Стоун.

Тука: Донбасс задолжал за электричество 11 миллиардов гривен
Тука: Донбасс задолжал за электричество 11 миллиардов гривен [видео] 214

Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука сообщил о размере долга неподконтрольных территорий Донбасса за электроэнергию.

НБУ признал неплатежеспособным банк Жвании
НБУ признал неплатежеспособным банк Жвании 631

"Диамантбанк" не обеспечил выполнение мероприятий, предусмотренных планом реструктуризации.

НАБУ показало, куда коррупционеры выводят из Украины деньги
НАБУ показало, куда коррупционеры выводят из Украины деньги [видео] 1082 1

Наворованные средства чаще всего выводятся в Латвию, Великобританию, Германию и Швейцарию.

Сегодня днем, 25 апреля, в Украине потеплеет до 18 градусов
Сегодня днем, 25 апреля, в Украине потеплеет до 18 градусов 57

Во вторник днем, 25 апреля в Киеве, без осадков. Температура воздуха 14-16 градусов, сообщил Гидрометеорологический центр.

В Китае родился поросенок-циклоп
В Китае родился поросенок-циклоп [видео] 144

Животное-мутант появилось на свет с одним-единственным глазом и сразу же стало сенсацией в интернете. Фермер снял на видео новорожденного поросенка, у которого врожденные дефекты.

5 новостей к утренней чашечке кофе
5 новостей к утренней чашечке кофе 294

"КП" в Украине" собрала самые интересные события за ночь, которые Вы могли проспать. Оставайтесь в курсе важных событий из жизни нашей страны и мира вместе с нами.

Появился первый трейлер ремейка  Грязных танцев
Появился первый трейлер ремейка "Грязных танцев" [видео] 103

Создатели картины обещают много деталей, которых не было в оригинальной истории.

Кирилла Сафонова растрогали пограничники, которые не пустили его в Украину
Кирилла Сафонова растрогали пограничники, которые не пустили его в Украину [фото] 3215

Звезда российских сериалов рассказал, как его развернули в аэропорту Одессы.

36-летняя Ким Кардашьян засветила целлюлит на пляже в Мексике
36-летняя Ким Кардашьян засветила целлюлит на пляже в Мексике [фото] 1887 1

Тело звезды реалити-шоу оказалось настолько неидеальным, что поклонники уверены - это фотошоп.

Днепр  не проигрывает 10 матчей подряд
"Днепр" не проигрывает 10 матчей подряд [фото, видео] 234

Команде удалось покинуть последнюю строчку турнирной таблицы.

Хоккей по-украински: приколы и проколы домашнего ЧМ-2017
Хоккей по-украински: приколы и проколы домашнего ЧМ-2017 592

Игроки "сине-желтых" жалуются на слишком хороший лед, а болеют за них... венгерские фанаты.

Агент:  В ближайшие две недели будущее Гусева определится