На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко

На самом краю Вселенной заметно какое-то пятнышко [Фото]

Комментарии: 22
Место, где виден край Вселенной, обозначено стрелкой.

Дальше некуда

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO), используя Очень Большой Телескоп (Very Large Telescope - VLT ), установленный в Чили, подтвердили: галактика, получившая кодовое обозначение UDFy -38135539, самая далекая из всех наблюдаемых. До нее - 13,1 миллиарда световых лет. Это соответствует расстоянию, которое покроет за эти самые годы пущенный от туда луч света, пролетая каждую секунду по 300 тысяч километров.

Галактику, расположенную в невообразимой дали, еще в прошлом году засек орбитальный телескоп Hubble. Заглянуть туда позволили две новые - сверхмощные - камеры, установленные два года назад. Галактика предстала в виде едва заметного туманного пятнышка. Уже тогда было ясно, что до него - не менее 10 миллиардов световых лет. Но сколько точно?

Европейские ученые заинтересовались и нацелили на пятнышко VLT, оснащенный аппаратурой, способной регистрировать спектры далеких объектов. Наблюдения длились 16 часов. Еще два месяца ушли на обработку и перепроверку результатов. Но теперь один из руководителей исследований доктор Мэтт Ленерт из Парижской обсерватории уверенно заявляет: - Галактика, ранее зафиксированная Hubble - это действительно самый далекий объект во Вселенной из числа когда-либо идентифицированных. VLT позволил весьма точно определить, насколько далека от нас эта галактика.

Галактика на краю Вселенной выглядит крошечным бледным пятном.

У самой у околицы

- Проведенные исследования не только потрясают, - комментирует открытие доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь наблюдая столь далекие объекты, мы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. И видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого Взрыва некой крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная и расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объект, расположенный в 13,1 миллиарда лет от нас, то появился он спустя всего 600 миллионов лет после Большого Взрыва. В то далекое время только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполнятся светом. И очищаться от водородного тумана - водород стал расщепляться на протоны и электроны. В результате этого процесса, названного ре-ионизацией, Вселенная и сделалась прозрачной.

Как полагали до обнаружения затерянной в глубинах космоса галактики, удаленной от нас на 13,1 миллиарда световых лет, "просветление" в межгалактическом пространстве случилось примерно через 800 миллионов лет после Большого взрыва. А вот, оказывается, раньше - на 200 миллионов лет. Раз мы увидели эту древнюю галактику UDFy -38135539в пору ее молодости. Ее свет, добравшийся до Земли и попавший в телескопы Hubble и VLT, был излучен примерно в это неспокойное время.

Так обнаруженная галактика выглядела бы с близкого расстояния.

Обнаруженная галактика, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близка к нему. Это - для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.

КСТАТИ, О КРАЯХ

Темный поток в другой мир

Около тысячи галактических скоплений сформировали так называемый "темный поток" и устремились, похоже, за пределы мироздания

Еще в 2008 году группа специалистов НАСА под руководством астрофизика Александра (Саши) Кашлинского, изучая микроволновое и рентгеновское излучение, обнаружили странное поведение примерно у 800 отдаленных галактических скоплений. Оказалось, что все они летят в одном направлении - в определенную часть космоса - со скоростью в 1000 километров в секунду. Это вселенское перемещение было названо "темным потоком".

Ныне выяснилось, что "темный поток" охватывает аж 1400 галактических скоплений. И несет их в район, расположенный у обозримых границ нашей Вселенной.

Европейская южная обсерватория, телескопы которой позволили заглянуть на край мироздания.

По одному из предположений, где-то там - за пределами, недоступными наблюдениям, - расположена огромная масса. Которая и притягивает материю. Но это противоречит существующей теории, согласно которой вещество после Большого Взрыва, породившего нашу Вселенную, распределилось более-менее равномерно. Значит, и концентраций масс, обладающих столь фантастической силой, быть не может. Тогда что там?

Удивительную гипотезу предложила Лаура Мерсини-Хоутон из Университета Северной Каролины. По ее расчетам выходит, что наши галактики "засасывает" другая Вселенная, расположенная рядом.

Занятно, что Лаура выступила со своими идеями еще в 2006 году - до обнаружения "темного потока". По сути, предсказала его.

Исследовательница также пророчествовала две "дыры" - участки в нашей Вселенной, в которых нет или почти нет галактик. Одна дыра уже нашлась. Ученые увидели ее на картине микроволнового излучения Вселенной.

Страшно даже подумать, что у Вселенной есть граница - а к такому выводу подталкивают открытия астрофизиков и космологов. А то, что где-то находится еще одна Вселенная или даже несколько, вообще не укладывается в голове.

И как быть с Богом? В каждой - он свой? Или все-таки один на все?

Одно успокаивает: мы никогда не попадем в другие Вселенные. Даже если они есть, то находятся так далеко, что увидеть их не представляется возможным. Но "проход" какой-то, пожалуй, есть. Раз туда засасывает…

Вещество нашей Вселенной темным потоком несется в соседнюю Вселенную.

СПРАВКА "КП"

Красное смещение

Свет далеких объектов доходит до нас в искаженном виде. Как правило, излучение сдвинуто в красную область спектра. Это феномен называется красным смещением. Считается, что возникает он от того, что во Вселенной, расширяющейся после Большого Взрыва, галактики удаляются друг от друга. И, чем дальше галактика тем быстрее она удаляется. Тем больше красное смещение.

Первым до этого додумался астроном Эдвин Хаббл, именем которого и назван орбитальный телескоп. В результате Хаббл предложил уравнение - закон Хаббла, пропорционально связывающее величину красного смещения и расстояние до галактики.

Ныне по известному красному смещению астрономы вычисляют расстояния до галактик. А красное смещение можно определить, анализируя спектр излучения объекта. Что и сделали в Европейской южной обсерватории, 16 часов следя за галактикой UDFy -38135539. Красное смещение этого затерянного мира оказалось равным 8,6. И ничего подобного прежде наблюдать не удавалось. А самым удаленным считался гамма-всплеск - чудовищная вспышка рентгеновского излучения GRB 090423 в созвездии Льва с красным смещением в 8,2. Это - в 13 миллиардах световых лет от нас.

Из галактик самой дальней полагали IOK-1 в созвездии Волосы Вероники. Ее красное смещение равно 6,96.

Несколько раз появлялись сообщения будто бы во Вселенной зафиксированы объекты, красное смещение которых больше 10. Но проверки показывали, что наблюдатели ошибались. Сейчас, по словам ученых, ошибка исключена, данные проверены и перепроверены.

– Сейчас мы точно знаем, что видели одну из галактик, которая только-только начала вырисовываться из тумана, которым была заполнена ранняя Вселенная, - уверяет Николь Несвадьба.

Геноцид украинского народа : сенат США принял резолюцию по Голодомору
"Геноцид украинского народа": сенат США принял резолюцию по Голодомору 203 5

В документе указано, что Голодомор 1932-1933-х годов устроили советские власти под руководством Иосифа Сталина.

Поляки пожаловались на въезжающие из Украины авто с европейскими номерами
Поляки пожаловались на въезжающие из Украины авто с европейскими номерами 385

Очереди на украинско-польской границы из авто-"пятидневок" заставили польские власти усилить таможенный осмотр.

Экс-премьера Македонии обвинили в отмывании денег
Экс-премьера Македонии обвинили в отмывании денег 46

Бывшего главу правительства подозревают в финансировании своей партии с пожертвований.

Россиянин, которого пытались линчевать в Мексике, пришел в себя
Россиянин, которого пытались линчевать в Мексике, пришел в себя 378 3

Медики оценивают состояние пострадавшего как приемлемое.

Полиция задержала подозреваемого в убийстве 17-летней студентки
Полиция задержала подозреваемого в убийстве 17-летней студентки 923

Девушку искали неделю, после чего выяснилось, что ее убил таксист.

В Одессе свидетель убийства выследил и задержал вооруженного преступника
В Одессе свидетель убийства выследил и задержал вооруженного преступника 627

Парень увидел в кафе, как один посетитель ударил другого ножом и ушел. Смелый свидетель в одиночку тайком пошел за преступником, задержал его и сдал полиции.

СМИ: Новая схема вымывания денег из госпредприятий опробована на  Укрхимтрансаммиаке
СМИ: Новая схема вымывания денег из госпредприятий опробована на "Укрхимтрансаммиаке" 1327 1

В Украине появилась очередное ноу-хау в сфере вывода средств из госпредприятий.

Российские шоколадки обложат налогом: как изменятся цены в Украине
Российские шоколадки обложат налогом: как изменятся цены в Украине 803 2

Через месяц вступят в силу антидемпинговые пошлины на шоколад из России.

Пенсионерам разрешили получать пенсии не по месту прописки
Пенсионерам разрешили получать пенсии не по месту прописки 1072 1

Теперь выплаты можно получить по фактическому месту проживания получателя.

В Украине ликвидируют санитарно-эпидемиологическую службу
В Украине ликвидируют санитарно-эпидемиологическую службу 379

В правительстве считают, что ее задачи и без того выполняют другие ведомства.

Моисей никого не водил по пустыне
Моисей никого не водил по пустыне 1182

Археологи не нашли подтверждений библейским историям.

Вы поддерживаете введение виз для россиян?
Вы поддерживаете введение виз для россиян? [вопрос дня] 148 1

Королевская семья предложила матери Кардашьян продать свои яйцеклетки
Королевская семья предложила матери Кардашьян продать свои яйцеклетки 510

Крис Дженнер получила письмо от щедрых покупателей, но не уверена, что продаст свой генетический материал.

Исполнительный продюсер  Евровидения : Слухи о Lady Gaga распространяют для самопиара
Исполнительный продюсер "Евровидения": Слухи о Lady Gaga распространяют для самопиара 156

Павел Грицак, исполнительный продюсер "Евровидения-2017" делится своей точкой зрения касательно возможности участия мировой звезды в "Евровидении".

Новая музыкальная звезда Артем Пивоваров:  90 процентов из того, что играет на радио, - это безлико, безэмоционально, бездушно
Новая музыкальная звезда Артем Пивоваров: "90 процентов из того, что играет на радио, - это безлико, безэмоционально, бездушно" 321

Молодой композитор, создающий песни для многих знаменитостей (LOBODA, группа "Казаки", Регина Тодоренко), и сам стал звездой интернета.

Ротань может перейти в  Зарю
Ротань может перейти в "Зарю" 112 1

Луганчане хотят усилиться капитаном "Днепра" накануне нового сезона в Лиге Европы

Мейвезер:  Ломаченко должен торопиться, хотя не знаю точно, сколько ему лет
Мейвезер: "Ломаченко должен торопиться, хотя не знаю точно, сколько ему лет" 300

Легендарный боксер заявил, что его подопечный не будет избегать объединительного чемпионского боя с украинским бойцом

Чемпион мира по мотогонкам погиб после аварии на велосипеде
Чемпион мира по мотогонкам погиб после аварии на велосипеде 440

Спортсмен катался по оживленной трассе вместе со своими друзьями.