В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе 581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но...

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

Очередь километровая : заработали центры, которые выдают загранпаспорта
"Очередь километровая": заработали центры, которые выдают загранпаспорта [фото] 139

Центры обслуживания "Паспортный сервис" начали работать в Киеве, Харькове и Ровно.

Кабмин отреагировал на обращение "Відродження" и выделил дополнительно 45 млн. грн. для Балаклеи 28

После неоднократных обращений партии "Відродження" Кабинет министров Украины принял решение о выделении дополнительных средств на восстановительные работы после взрывов на арсенале в Балаклее Харьковской области.

Эксперт заявил о политических мотивах давления на компании  Dragon Capital  и  S Group
Эксперт заявил о политических мотивах давления на компании "Dragon Capital" и "S Group" 80

Главная причина давления - активная позиция Сергея Рыбалки.

Подробности убийства женщины в Киеве: глухонемой племянник зарезал тетю

Мужчина свою вину не отрицает, но зачем убил свою родственницу – пока не говорит. Подозреваемый на несколько дней приехал в столицу из Донецкой области решить дела с документами.

У киевского детского сада, где произошел взрыв, нашли вторую  бомбу
У киевского детского сада, где произошел взрыв, нашли вторую "бомбу" 1301

Рядом с дошкольным заведением лежал шарик, свернутый изолентой.

В Киеве убийца тащил по улице окровавленное тело женщины на матрасе
В Киеве убийца тащил по улице окровавленное тело женщины на матрасе [фото] 1164

Когда на место происшествия прибыли правоохранители, подозреваемый сидел на скамейке во дворе. У убитой женщины было перерезано горло.

Хочешь научиться экономить? Говори нет!
Хочешь научиться экономить? Говори нет! 480

Финансовые ошибки, мешающие разбогатеть.

За поставки электроэнергии в  ЛНР  заплатят российские потребители
За поставки электроэнергии в "ЛНР" заплатят российские потребители 616 10

По данным журналистов поставки запишут как гуманитарные, а также как технологические потери Федеральной сетевой компании.

В МВФ рассказали, где в Украине меньше всего коррупции
В МВФ рассказали, где в Украине меньше всего коррупции 467

О том, что уровень коррупции в нашей стране зашкаливает, в фонде уже устали говорить.

Как сделать шашлык мягким и сочным: советы шеф-повара
Как сделать шашлык мягким и сочным: советы шеф-повара 309

Простые советы, которые помогут приготовить идеальное мясо.

Из колокольни немецкой церкви каждые 15 минут раздается жуткий смех
Из колокольни немецкой церкви каждые 15 минут раздается жуткий смех [видео] 341

Удивленные туристы сначала пугаются и расспрашивают местных о звуках смеха, а те открывают нехитрую, но странную тайну.

В США в один день скончалась пара, прожившая вместе 69 лет
В США в один день скончалась пара, прожившая вместе 69 лет 666

В американском штате Иллинойс супруги Исаак и Тереза Ваткин умерли один день. Вместе они терпели радости и невзгоды семейной жизни в течение 69 лет.

Леонтьев, попавший в  Миротворец , отправил украинцев в Крым
Леонтьев, попавший в "Миротворец", отправил украинцев в Крым 1905 1

68-летний певец считает, что теперь для поклонников из Украины это единственный выход посетить его концерт.

К Тимати в больницу ворвался журналист:  Проник ко мне в палату и снял, как я сплю!
К Тимати в больницу ворвался журналист: "Проник ко мне в палату и снял, как я сплю!" 674 1

На днях в ряде СМИ появилась информация, что российский рэпер попал в больницу. Сам же Тимати утверждает, что не болен, а лишь проходит ежегодное плановое обследование.

Джамала опубликовала нежные фото со свадьбы и открыла тайну платья
Джамала опубликовала нежные фото со свадьбы и открыла тайну платья [фото, видео] 8745

Певица поделилась романтическими фото со своим мужем во время свадебной фотосессии.

Полный провал: Украина проиграла четвертый матч ЧМ-2017 и скатилась в низший дивизион [видео] 466 1

Наши хоккеисты уступили сборной Казахстана и досрочно потеряли даже теоретические шансы остаться в Дивизионе 1А

Король Лео, прачка и инопланетянин
Король Лео, прачка и инопланетянин [фото] 214

Лионель Месси забил свой 500-й гол за "Барселону", чем вызвал небывалую волну всевозможных мемов в интернете.

Шахтер  и  Динамо  встретятся в финале Кубка Украины