В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе 581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но...

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

Для адвокатов Гужвы стало неожиданностью избрание меры пресечения Антону Филипковскому 51

24 июня в Шевченковский райсуде Киева главного редактора интернет-издания "Страна" Игоря Гужву ждет рассмотрение ходатайства об избрании меры пресечения.

Дочь Трампа вызвали в суд из-за плагиата
Дочь Трампа вызвали в суд из-за плагиата 76

Суд вызвал для дачи показаний дочь президента США Иванку Трамп, которая обвиняется в том, что ее компания IT Collection LLC скопировала дизайн туфель другого бренда.

Скандальный мост в Днипре. Заму Филатова указали, что сроки капремонта Центрального моста снова сорваны 107 1

Работы по ремонту Центрального моста в Днепре идут с существенным отставанием от графика, требуют дополнительного финансирования и более качественного технического надзора.

В США смерч повредил особые самолеты  судного дня
В США смерч повредил особые самолеты "судного дня" 280

На прошлой неделе во время шторма в штате Небраса торнадо повредил 10 самолетов ВВС США, в том числе два так называемых "самолета конца света" E-4B.

В результате оползня в Китае без вести пропал 141 человек
В результате оползня в Китае без вести пропал 141 человек 78

В результате схода оползня в китайской провинции Сычуань более 140 человек пропали без вести. Более 540 спасатели ведут поисковые работы, но пока экстренным службам удалось найти лишь двух человек.

В Киеве у стриптиз-клуба произошла стрельба
В Киеве у стриптиз-клуба произошла стрельба [фото] 347

В ночь на 24 июня в Киеве на улице Верхний Вал у стрипклуба "Носорог" произошла драка между двумя мужчинами, которая переросла в конфликт с охранником.

Нацбанк ликвидирует  Диамантбанк
Нацбанк ликвидирует "Диамантбанк" 248

В настоящее время оформляется сделка по передаче "Диамантбанка" принимающему "ТАСкомбанку".

Стало известно, сколько денег нужно для счастья
Стало известно, сколько денег нужно для счастья 1421 5

Ученые в очередной раз сравнили доходы людей и уровень их удовлетворенности жизнью. Как оказалось, и в деньгах счастье.

В Украине предложили отменить пенсии: что из этого может получиться?
В Украине предложили отменить пенсии: что из этого может получиться? 3857 20

Несмотря на всю фантастичность этого предложения, эксперты говорят, что самостоятельно накопить на старость проще, чем надеяться на помощь государства.

Украинский школьник победил на американской олимпиаде для гениев
Украинский школьник победил на американской олимпиаде для гениев 249

Украинский школьник стал золотым призером престижной олимпиады GENIUS, которая прошла в городе Освего, штат Нью-Йорк. Он создал изобретение, которое поможет очистить воду от нефти.

Причина головных болей - плесень?
Причина головных болей - плесень? 614

Ученые провели новое исследование, в котором указали на огромный вред, который здоровью людей наносит привычная плесень.

В сети появились фотографии жуткого шторма в Одессе
В сети появились фотографии жуткого шторма в Одессе [фото] 1343

23 июня Одессу накрыл мощный ураган, надвинувшийся со стороны Черного моря. Над городом пронесся пугающий грозовой фронт.

Трансферы телеведущих: Фреймут вернется  на родину , а Леся Никитюк заменит Варнаву
Трансферы телеведущих: Фреймут вернется "на родину", а Леся Никитюк заменит Варнаву 880

На ТВ наблюдается массовая миграция: кого и где мы увидим в новом телесезоне?

Стало известно, как Бейонсе и Jay-Z назвали новорожденных близнецов
Стало известно, как Бейонсе и Jay-Z назвали новорожденных близнецов 530

Двойняшки получили весьма неожиданные имена. Бейонсе родила 12 июня, однако дети до сих пор остаются в больнице

Джонни Депп пошутил про Трампа, но извинился после реакции Белого дома
Джонни Депп пошутил про Трампа, но извинился после реакции Белого дома 361

Артист сказал, что его слова не носили злого умысла и он сожалеет о них.

В Болгарии на футбольное поле посреди матча выбежали корова и собака
В Болгарии на футбольное поле посреди матча выбежали корова и собака [видео] 380

Встречу пришлось прервать, чтоб животное покинуло газон.

Новый тренер  Шальке  принял решение о будущем Коноплянки