В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе 581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но...

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

Курт Волкер по поездке в АТО:  Это не замороженный конфликт, а горячая война
Курт Волкер по поездке в АТО: "Это не замороженный конфликт, а горячая война" [фото] 322 2

Представитель США поделился своими впечатлениями от Донбасса.

В Одессе завершились многонациональные учения Sea Breeze
В Одессе завершились многонациональные учения Sea Breeze 68 3

Военные тренировались почти две недели.

Прокурорам, которые ведут дело Януковича, выделят охрану
Прокурорам, которые ведут дело Януковича, выделят охрану 80

В украинском ведомстве отреагировали на расследование Следкома России.

На парковке в США нашли грузовик с мигрантами, восемь человек уже были мертвы
На парковке в США нашли грузовик с мигрантами, восемь человек уже были мертвы 94

Еще 20 находились в крайне тяжелом состоянии.

На пожаре в Киеве спасли около ста кроликов
На пожаре в Киеве спасли около ста кроликов [фото] 212 2

Огонь распространился из-за большого количества сена, которое хранили на чердаке.

Двухлетний мальчик умер в кабинете у стоматолога в Мариуполе
Двухлетний мальчик умер в кабинете у стоматолога в Мариуполе [фото] 1666 1

Врач решил лечить ребенка под общим наркозом, ему стало плохо.

В Украину прибыло судно с углем из ЮАР
В Украину прибыло судно с углем из ЮАР 168 2

В порт Одессы поступило 7,5 тысяч тонн антрацита.

Пять новшеств этого отопительного сезона
Пять новшеств этого отопительного сезона 3804 7

Платить придется больше, а субсидии станут меньше.

1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы
1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы 1538 4

Также в правительстве назвали компании, которые попадут под приватизацию.

Как украинцам помогают бросить курить онлайн
Как украинцам помогают бросить курить онлайн 188 1

Курильщикам предлагают бороться с вредной привычкой с помощью онлайн-консультаций и "горячих" линий.

В Мариуполе море покрылось черными пятнами
В Мариуполе море покрылось черными пятнами [фото, видео] 1120

По мнению специалистов и местных жителей, это – угольная пыль. Однако точно можно будет сказать лишь после проведения специальных анализов.

Закрытое совещание Путина и гибель известной журналистки: главные новости за ночь 1408 8

"КП" в Украине" собрала самые значимые события прошлых суток, которые Вы могли пропустить. Оставайтесь в курсе важных новостей из жизни страны и мира вместе с нами.

Скончался первый миллионер СССР Артем Тарасов
Скончался первый миллионер СССР Артем Тарасов 771

Причина смерти бизнесмена пока не называется.

Дети принцессы Дианы показали снимки, которые никогда не публиковались
Дети принцессы Дианы показали снимки, которые никогда не публиковались [фото] 742

Накануне 20-й годовщины со дня ее смерти на британском телевидении вышел фильм в память о Леди Ди.

В Киеве скончался ученый Константин Сытник
В Киеве скончался ученый Константин Сытник 314

При жизни академик занимался ботаникой и физиологией.

Дарио Срна:  Киевляне реализовали свой единственный шанс
Дарио Срна: "Киевляне реализовали свой единственный шанс"

Капитан донецкого "Шахтера" прокомментировал поражение от киевского "Динамо" в Харькове

Андрей Ярмоленко: “Мой трансфер? Пока промолчу на эту тему
Андрей Ярмоленко: “Мой трансфер? Пока промолчу на эту тему" 11

Капитан киевского "Динамо" прокомментировал победу над донецким "Шахтером" в матче второго тура чемпионата Украины

Арбитр спас жизнь футболисту во время матча
Арбитр спас жизнь футболисту во время матча [видео] 350

Спортсмена увезли в больницу, сейчас ему ничего не угрожает.