В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе 581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но...

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

В Севастополе компенсируют Порошенко и Коломойскому  национализированные  предприятия
В Севастополе компенсируют Порошенко и Коломойскому "национализированные" предприятия 69

Из городского бюджета выплатят деньги за отобранные предприятия аэропорт Бельбек, несколько АЗС, Севморзавод и прочее.

Парасюк рассказал, как обсуждал с Коломойским  заигравшегося Ахметова
Парасюк рассказал, как обсуждал с Коломойским "заигравшегося Ахметова" [видео] 304

Также он припомнил, как разорвал отношения с экс-командиром "Днепра-1" Юрием Березой из-за Порошенко.

В Южной Корее арестовали экс-президента
В Южной Корее арестовали экс-президента 125

Уже 9 мая в стране будут выбирать нового главу государства. Несмотря на это, следователи решили не временить с расследованием в отношении Пак Кын Хе.

Матиос: Украина сможет сотрудничать с Россией по делу Вороненкова
Матиос: Украина сможет сотрудничать с Россией по делу Вороненкова 7

Следователи двух стран объединят свои усилия, однако украинская сторона требует помощи в деле Януковича, по которому убитый Вороненков проходил свидетелем.

На Львовщине задержали киевлян, которые перекрывали трассу с польскими плакатами 620 4

Среди участников блокады дороги в поддержку поляков не нашлось никого, кто хоть как-то связан с Польшей.

Скандал в спецлагере для наркоманов:  О том, что здесь с людьми делают, знали все
Скандал в спецлагере для наркоманов: "О том, что здесь с людьми делают, знали все" [фото] 2881 12

Служба безопасности Украины заявила, что в Черниговской области закрыт православный реабилитационный центр за пытки и издевательства над людьми.

Аэропорт Ярославского начал прием рейсов самого большого турецкого авиаперевозчика 423 2

Крупнейший турецкий авиаперевозчик Turkish Airlines начинает полеты из Международного аэропорта "Харьков", который управляется компанией бизнесмена Александра Ярославского.

Абонплата за газ: больше всего переплатят пенсионеры и дачники
Абонплата за газ: больше всего переплатят пенсионеры и дачники 5143 3

Мы рассчитали, сколько переплатят одинокие пенсионеры, семьи с детьми и дачники.

Составлен рейтинг самых популярных в Украине авто
Составлен рейтинг самых популярных в Украине авто 839

Авторы проанализировали, какие машины покупали граждане в XXI веке.

Кошкам важнее люди, а не еда
Кошкам важнее люди, а не еда 649

Здравый смысл кошатника со стажем подсказывает: в эксперименте Орегонского университета (США) допущена какая-то ошибка.

Миллиардер решил потратить состояние, чтобы доказать, что сахар более вреден, чем жиры 473

Миллиардер поклялся потратить половину состояния на разоблачение медицинских мифов.

А я вовсе замуж не пойду  - почему женщины сейчас не спешат под венец
"А я вовсе замуж не пойду" - почему женщины сейчас не спешат под венец 643

Принято считать, будто все женщины хотят замуж. А на самом деле?

СМИ: представитель Димы Билана прокомментировал слух о его смерти
СМИ: представитель Димы Билана прокомментировал слух о его смерти 615

По словам концертного директора, с певцом все в полном порядке, просто некоторые СМИ раздувают истерию.

Гройсман не понял, кто такой Monatik:  Это какой-то кандидат в депутаты?
Гройсман не понял, кто такой Monatik: "Это какой-то кандидат в депутаты?" [видео] 1077

Во время визита в Житомир глава правительства обратил внимание на плакат артиста и поинтересовался, кто там изображен.

Владимир Познер: внуки и правнук меня называют Вовой
Владимир Познер: внуки и правнук меня называют Вовой 290

Накануне своего 83-летия (1 апреля) знаменитый журналист и телеведущий дал нам самое искреннее интервью.

Свитолина потеряет место в топ-10 лучших теннисисток мира