Сегодня 19 августа +23°C
В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе 581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но...

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

Путин предложил создать в крымском Херсонесе  русскую Мекку
Путин предложил создать в крымском Херсонесе "русскую Мекку" 178 1

Античный город около Севастополя оккупационные власти хотят сделать привлекательной для российских туристов. особенно молодежи.

Американских морпехов учат воевать в макете  украинского села на границе с Россией
Американских морпехов учат воевать в макете "украинского села на границе с Россией" [фото, видео] 238 3

Макет жилищ с улицами, бутафорными животными и прочим сооружен в огромном павильоне и имитирует оккупированное россиянами поселение в сценарии "Третьей мировой".

ООН проверит информацию о поставках двигателей для ракет КНДР
ООН проверит информацию о поставках двигателей для ракет КНДР 143

Организация направит своих экспертов, чтоб изучить ситуацию.

На месте теракта в Барселоне ультраправые и антифашисты устроили драку
На месте теракта в Барселоне ультраправые и антифашисты устроили драку [видео] 238

Первые пришли с лозунгами против беженцев и исламистов, вторые защищают либеральные права.

В Германии неизвестный убил ножом прохожего и скрылся
В Германии неизвестный убил ножом прохожего и скрылся 305 3

За несколько часов пред этим аналогичное нападение было совершено в Финляндии.

В Черкасской области 11-летний мальчик случайно застрелился
В Черкасской области 11-летний мальчик случайно застрелился 546

Ребенка увезли в больницу, но спасти ему жизнь не удалось.

Московская валютная биржа отказалась торговать украинской гривной
Московская валютная биржа отказалась торговать украинской гривной 212

Там пояснили, что эта валюта не пользуется спросом в местном сегменте рынка.

Правительство снизило норму потребления газа без счетчиков на 25%
Правительство снизило норму потребления газа без счетчиков на 25% 816

Кабинет Министров снизил на 25% нормы использованием газоснабжением без наличия счетчиков. Соответствующее решение было принято на заседании правительства.

Зачем Ахметов выкупил  Западэнерго  и  Киевэнерго : политика или бизнес?
Зачем Ахметов выкупил "Западэнерго" и "Киевэнерго": политика или бизнес? 926

Эксперт считает, что с коммерческой точки зрения самому богатому украинцу не было смысла тратить более 1 млрд. грн на блокпакеты предприятий

К Авдеевке проведут газопровод в обход  ДНР
К Авдеевке проведут газопровод в обход "ДНР" 96 1

Проект оценивают в 58 миллионов гривен.

К Земле приближается крупнейший астероид Флоренс
К Земле приближается крупнейший астероид Флоренс 435

Небесное тело достигает пяти километров в диаметре.

Что купить на Форуме издателей: откровения Саакашвили, письма Роксоланы или правду про Хмельницкого 159

В этом году на Форуме издателей во Львове, который состоится с 13 по 17 сентября, будет много интересных книг в жанре мемуары и биографии.

Океан Ельзи  в День Независимости соберет аншлаг в Харькове
"Океан Ельзи" в День Независимости соберет аншлаг в Харькове [фото, видео] 182 4

Традиционный праздничный концерт "Океанов" откроет Кристина Соловий.

Скончался актер Брюс Форсайт
Скончался актер Брюс Форсайт 1014

Артист страдал от инфекции дыхательных путей и умер в больнице.

Пропавшую звезду 90-х Евгения Осина нашли в клинике для алкозависимых
Пропавшую звезду 90-х Евгения Осина нашли в клинике для алкозависимых 3188

Исполнителя "Плачет девушка в автомате" поместили в заведение по совету друзей.

Владимир Кличко включил в пятерку лучших боксеров всех времен своего брата
Владимир Кличко включил в пятерку лучших боксеров всех времен своего брата 277 1

Украинский экс-чемпион мира назвал тех, на кого равнялся во времена своей карьеры

Мейвезер:  Если Макгрегор ударит меня ногой, то потеряет 90% гонорара
Мейвезер: "Если Макгрегор ударит меня ногой, то потеряет 90% гонорара" 502

Боксер рассказал, что будет, если его оппонент на мгновение забудет о том, что он не на арене ММА

Испанские футбольные клубы почтят жертв теракта в Барселоне минутой молчания
Испанские футбольные клубы почтят жертв теракта в Барселоне минутой молчания 121

Матчи пройдут с 18 по 21 августа. Теракт унес жизни 13 человек.