В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе 581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но...

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

В Донбассе пострадали двое украинских военных

Жертв среди наших солдат нет.

Ирак перешел к освобождению последнего оплота  Исламского государства  в Мосуле
Ирак перешел к освобождению последнего оплота "Исламского государства" в Мосуле 102

Боевики засели в старой части города.

В Афганистане прогремел взрыв возле футбольного поля, погибли 14 человек
В Афганистане прогремел взрыв возле футбольного поля, погибли 14 человек 54

Взрывчатку заложили в автомобиле, который располагался рядом с футбольным полем и военной базой.

Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича
Эксперт рассказал, чего ждать от решения суда по долгу Януковича 698 2

Высокий суд Лондона проводит слушание по поводу задолженности Украины перед Россией на 3 млрд. долл. США.

В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине
В Беларуси украинские огурцы дешевле, чем в Украине 1005

Об этом на своей странице в соцсети рассказал генеральный директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Без моратория: как уберечь землю и бизнес 287

Модель земельной реформы, которую разработал Кабинет Министров, позволит малым и средним фермерам покупать землю на выгодных условиях.

Для язычников тело - тюрьма, а для христиан - храм Духа Святого!
Для язычников тело - тюрьма, а для христиан - храм Духа Святого! 209

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

5 важных новостей для субботнего утра
5 важных новостей для субботнего утра 350

КП" в Украине" собрала самые значимые события этой ночи, которые Вы могли пропустить. Оставайтесь в курсе важных новостей из жизни нашей страны и мира вместе с нами.

Животы разболелись : мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой
"Животы разболелись": мусульманин требует 100 миллионов компенсации за пиццу со свининой 1222 4

Когда пицца была почти вся съедена мусульманские супруги поняли, что лакомились свининой.

Антитела  сближают тела и вмешиваются в дела чужой эпохи
"Антитела" сближают тела и вмешиваются в дела чужой эпохи 132

На концерте известной украинской группы случилось предложение руки и сердца розыгрыш последнего (седьмого!) айфона.

Российский актер - о возможном отдыхе в Крыму:  Дорого и смотрят, как на дойную корову
Российский актер - о возможном отдыхе в Крыму: "Дорого и смотрят, как на дойную корову" 1213

Свое мнение о возможном летнем отдыхе на полуострове высказал звезда фильмов "Антикиллера" и "Гастролеров" Владимир Зайцев.

Умер один из главных идеологов внешней политики США - Збигнев Бжезинский
Умер один из главных идеологов внешней политики США - Збигнев Бжезинский 1124 4

Экс-советнику президента США было 89 лет. Он умер в ночь на 27 мая. Рядом с Бжезинским была его супруга.

Лучший форвард  Днепра  может уйти из клуба
Лучший форвард "Днепра" может уйти из клуба 234

Артемом Довбиком интересуются "Шахтер" и "Заря".

Паулу Фонсека:  Я хочу продолжать быть  женатым  на  Шахтере