Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Электронное обучение: когда же?

Электронное обучение: когда же?
Фото: По электронным книжкам ребятам учиться интереснее и легче - весят они гораздо меньше кипы учебников.

Но пока маленькие украинцы продолжают грызть гранит науки с теми же досками, учебниками и пособиями, что и их предшественники.  

КОМПЬЮТЕРЫ ЕСТЬ, ЛИЦЕНЗИЙ - НЕТ

Обеспечить все школы компьютерами и доступом к Интернету в Минобразования грозятся давно. Но из-за недостатка финансирования воплощение этих планов растянулось на годы. По информации Минобразования, 86% украинских школ имеют доступ ко Всемирной паутине, а в 96% учебных заведениях есть компьютеры. Однако это обобщенные данные по стране. В реальности, по словам директора Института инновационных технологий и содержания образования Александра Удода, в Луганской и Запорожской области Интернет есть в каждой школе, а, к примеру, в Полтавской - только в 60%.  

Когда в школы закупались первые компьютеры, никто не задумывался о том, что вместе с ними нужно закупать и лицензионное программное обеспечение, которое стоит немалых денег. В итоге компьютеры есть практически в каждой школе, а лицензионных программ на них нет. Государство было непоследовательно в своих решениях, считают эксперты. Перед тем как закупать технику для школ, правительство должно было создать концепцию информатизации учебных заведений, а не наоборот. К слову, эту концепцию приняли всего месяц назад. 

- Лицензионное программное обеспечение в школах - это не только безграничные возможности по освоению детьми профессий будущего, а и моральный аспект, связанный с формированием у них уважения к институту интеллектуальной собственности, - уверен  глава представительства Adobe Systems в Украине и странах СНГ Даниил Ключников. - К примеру, в соседней России при поддержке федерального правительства все без исключения школы были переведены на лицензионные программные продукты Adobe, получив при этом скидку от компании в размере 99,9%. В Украине, к сожалению, данный вопрос пока не является актуальным для государства. 

ИЗДАТЕЛИ ГОТОВЫ ПЕРЕЙТИ НА ЭЛЕКТРОНИКУ

Последние два года школьникам и учителям пришлось на ходу привыкать к новым условиям учебы - без учебников. В этом году десятиклассники, а в прошлом - девятиклассники, с сентября по ноябрь вынуждены заниматься без книг, которые спешно допечатываются в типографиях. Взамен детям и учителям предложили пользоваться электронными вариантами первых параграфов. Каждый выходил из ситуации по-своему: покупали дорогие электронные книги, распечатывали и ксерокопировали отдельные главы. Некоторые учителя вообще решили сами читать лекции по своим предметам, а школьники принялись писать конспекты. Всех этих проблем можно было бы избежать, считают украинские издатели.

- Есть три основных фактора, от которых зависит будущее электронного образования в школах, - уверен член совета Ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей Украины и генеральный директор издательской группы BHV Александр Поляков. - Во-первых, нужно создать инфраструктуру в школах. Это не только компьютерная сеть, Интернет, но и лицензионное программное обеспечение, и сервер, которые обеспечат работу всей системы, и, безусловно, специалист по информатизации. Во-вторых, необходима библиотека электронных объектов. Ее созданием могут заниматься издательства и их авторы. В-третьих, учителя тормозят процесс информатизации - их квалификацию нужно повышать. 

По словам Полякова, большинство украинских издательств готовы создавать электронные библиотеки для школьников, но для их внедрения нужны надежные механизмы электронной системы защиты авторских прав. Ведь все понимают, что рентабельность бумажных книг уже проигрывает электронным. 

Генеральный директор издательской группы BHV Александр Поляков. 

 

 

ЗАХВАТЫВАЮЩАЯ УЧЕБА 

Пока государство только собирается внедрять электронные технологии в образование, сами школьники пытаются их использовать самостоятельно. Если 5 лет назад «домашку» ребята диктовали друг другу по телефону, то теперь условия задач или готовые решения они фотографируют или сканируют и выкладывают в социальные сети либо отправляют одноклассникам по электронной почте. Материалы для рефератов и открытых уроков чаще всего находят в Интернете, а не в школьной библиотеке. 

Используя современные технологии, в этот увлекательный процесс обучения смогли бы включиться и учителя. К примеру, с помощью продуктов E-Learning преподаватели имеют возможность создавать целые факультативные курсы, при этом им не придется изучать язык программирования. Получать знания и проходить промежуточный контроль школьники могут на своих домашних компьютерах. В курс можно включить иллюстрации, видео, анимацию, различных персонажей, озвученные диалоги и тестирования. 

В вузах возможности использования технологий электронного образования еще шире. Можно проводить виртуальные лекции, онлайн-семинары, индивидуальные консультации, осуществлять обмен информацией - и это не предел вариантов изложения материала студентам. Большая часть из перечисленного начинает работать уже с первых курсов. Нетбук, коммуникатор или даже мобильный телефон с доступом к Интернету - и студент может виртуально побывать на лекции или консультации даже из другого города. 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Нужно как минимум 5 лет!

- Реализация механизмов электронного образования в Украине во многом зависит от государственной политики, - говорит глава представительства Adobe Systems в Украине и странах СНГ Даниил Ключников. - Сегодня инициатива внедрения инструментов E-Learning в учебный процесс исходит в большей степени от самих учебных заведений. Ведь именно учителя, преподаватели, директора школ и руководители вузов отчетливо понимают острую необходимость шагать в ногу со временем, готовя своих выпускников к «выживанию» в жесткой конкурентной среде.  Вместе с тем без должного внимания к  данной проблеме на государственном уровне, централизованного бюджетирования и нормативно-правового регулирования национальная система образования все дальше будет дистанцироваться не только от европейских или американских, но и российских, казахстанских и белорусских коллег. 

Фото Максима ЛЮКОВА.