Анна ГЕРАСИМЕНКО (27 июля 2010)
Летние каникулы: Плаваем, играем, ребятишек развиваем

Летние каникулы: Плаваем, играем, ребятишек развиваем

Главное - побольше находиться на свежем воздухе!

Как это сделать, рассказывает детский психолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН Наталья ГРИШАЕВА. 

В детский сад идти не надо, в школу вставать - тоже. Можно валяться в кровати до обеда, не умываться, гулять целый день, смотреть мультики и ложиться спать поздно-поздно! Не это ли мечта любого Тома Сойера? Проблема только в том, что такое ничегонеделание быстро надоест, утомит, наскучит. И за три месяца отдыха дети при таком режиме только устанут.

Родители, вспомните о том, как редко вы видите своих детей, как мало времени проводите в игре с ними… Лето - это  ваш шанс побыть вместе с детьми. 

УЗНАЙТЕ ВСЕ О ГРИБАХ И КУВШИНКАХ!

Перед тем как пойти в лес за грибами, прочитайте о разных видах грибов - о ядовитых, о ложных. А потом уже в лесу рассказывайте детям что-то интересное и показывайте! Например, малышам очень нравятся грибы, растущие на деревьях: такие есть и в парках, и даже во дворах. Мухоморы, поганки, красавцы подберезовики. Вечером дома можно все эти грибы слепить из пластилина, нарисовать, сделать галерею из рисунков. Рисовать то, что видел своими глазами, очень интересно! Смастерите, а потом и съешьте мухомор из вареного яйца и помидора с каплями сметаны. 

В лесу или парке исследовать можно все что угодно - кувшинки в пруду (как интересно они растут), пеньки с кругами, говорящими о возрасте дерева, на даче изучите цветы полевые, луговые. Найдите в лесу папоротник и прочитайте вместе легенду о цветке папоротника.

СТАНЬТЕ ПЕРВОБЫТНЫМИ И ПОЖИВИТЕ В ПЕЩЕРЕ

* Расскажите малышам о первобытных людях, а знания, полученные на уроках истории в начальных классах, подкрепите практикой: вы можете выкопать пещеру, построить шалаш. Ведь любым рассказам и развивающим урокам нужны практические приложения.

* Вы можете прочитать нужные книжки и научиться проводить химические опыты.

* Купите в детском магазине «Фокусы» - заготовки с объяснениями (карты, колечки, ленточки, пуговицы, коробочки с двойным дном и т. д.). Подготовьте представление - выступление фокусника - и не забудьте хлопать и удивляться!

СПОРТ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

* Как можно больше времени старайтесь проводить с детьми на улице, ведь в рабочие дни ребенок гуляет мало. 

* Начинайте закаливание малышей, если раньше вам на это не хватало времени.

* Лето - самое время для спортивных мероприятий.  

* На даче хорошо бы поставить турник, лесенки, повесить кольца. Вы  можете  даже сами сконструировать горку.  Если  поблизости  есть неглубокий пруд, озеро, речка, сделайте плот или возьмите напрокат лодку  и  отправляйтесь  в  плавание! 

* На море, на реку берите все для плавания: малышам - нарукавники, круги, жилеты, очки. У многих только летом есть возможность подружиться с водой, научить чадо плавать, нырять.

* На даче или во дворе объединитесь с соседями и их детьми и устраивайте соревнования по разным видам спорта. Каждый день - новое соревнование (по бегу, прыжкам и т. д.).

* Опять же, задействовав соседей, вы можете устраивать детям мастер-классы. Каждый родитель научит детей чему-то своему. Один вечер - мастер-класс по английскому языку от папы-переводчика, другой вечер - лепка с папой-дизайнером, потом - печем печенье с мамой-поваром. Кто-то играет с мальчишками в футбол, а кто-то вышивает с девчонками и шьет кукол, кто-то учит рисовать пейзажи.  Родители освобождают себе вечер, пока один «дежурный» занимается детьми.

ДОМАШНИЙ ТЕАТР

Для детей игра - это основная форма жизни. Поэтому они так любят театр. А театр, в свою очередь, помогает развивать воображение, речь, мышление. 

Организуйте домашний театр - подберите или напишите все вместе пьесу, в которой будут роли для всех детей-актеров. Устройте мастерскую, где будут шить костюмы (из подручных материалов - простыней, картона, бумаги, ленточек-тесемочек). Купите грим, чтобы разрисовать лица. Пригласите на спектакль всех-всех-всех!

СХОДИТЕ В ПОХОД

Для детей поход - это приключение! Поход можно организовать на даче, в лесу, а можно даже в городе в парке. Главное - заранее подготовиться. У похода может быть несколько целей:

* Заройте «клад», нарисуйте карту, и пусть малыши ищут сокровища по подсказкам, загадкам, считают шаги, вычитывают разные ответы в книгах, высматривают в фильмах, ориентируются по компасу. Дети многому научатся. Только пусть сокровище, которое они найдут, будет стоящим!

* В походе можно собирать гербарий. Но, чтобы это было не скучно, можно добавить волшебства. Нарисуйте «заколдованный» листок дуба и, чтобы его расколдовать, ищите листик дуба точно такой формы. 

ПИШИТЕ РАССКАЗЫ

Когда я была маленькая, мы с бабушкой сочиняли стихи обо всем, что происходит вокруг, писали рассказы о жизни котенка Васьки. Сестра писала рассказы о медвежонке Трофимыче, ведь он «нашептал» бабушке, что хочет, чтобы о нем все узнали.

Можете предложить ребенку придумывать рассказы о его собственной жизни. Или про девочку или мальчика, похожего на ваше чадо. Так вы узнаете, что тревожит малыша, о чем он думает и переживает. Такое сочинительство развивает все: речь, мышление, письмо, воображение. В процессе составления рассказов вы можете подсказывать ребенку, как действовать в той или иной ситуации, учить его дружить, общаться.

ДНИ АНГЛИЙСКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО

Учите иностранные слова. Никто не предлагает закапываться в дебри китайской грамматики. Вы можете устроить день английского языка - приготовьте английский завтрак, выучите несколько слов: «привет», «пока», «спасибо», «пожалуйста». На следующий день может быть французский язык, потом испанский, немецкий… Заодно и сами узнаете много нового!

ДОЖДЛИВЫЕ ВЕЧЕРА

* Когда на улице дождь, самое время доставать карты, шахматы, шашки. Эти игры очень развивают логическое мышление, учат усидчивости, выдержке, успокаивают, учат проигрывать, что тоже важно.

* Лепите из теста. Лепка развивает мелкую моторику, а вместе с ней и речь. Из самодельного теста (8 ложек муки, 2 ложки соли, вода) можно лепить фигурки, потом 20 минут запекать их в духовке, а потом еще и раскрашивать. Если не хочется возиться с тестом, купите готовую глину для лепки, ее тоже можно раскрашивать.

* Рисуйте картины все вместе: один рисует голову, другой - ноги, третий - руки и т. д.

* Если средства позволяют, накупите готовых поделок и развивающих наборов в детском магазине - трафареты, витражи, которые нужно заполнять акриловыми красками, мягкий конструктор, скульптуры, заготовки для шитья мягких игрушек, вышивку без иголок, раскраски по шелку, по камням, паззлы, аппликации. 

ВЫХОДИТЕ НА НАТУРУ

Берите большие листы бумаги, краски, провизию и выходите в лес, на реку, в парк - рисовать картины. Познакомьте ребенка с разными видами живописи - расскажите, что такое портрет, пейзаж, натюрморт. Попытайтесь все это нарисовать разными красками (акварелью, гуашью, маслом), мелками, карандашами… 

Если у вас есть большие рулоны бумаги для рисования или старых ненужных обоев, можете рисовать на них декорации для спектаклей.

ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ

Хорошо, если у ребенка есть свои домашние обязанности. Психологи говорят, что детей нужно приучить к трем видам труда:

* труд для самообслуживания (убирать постель, складывать игрушки),

* труд для способностей (занятия, чтение, лепка и т. д.),

* труд для других (мытье посуды, пола, прополка грядок).

И летом у вас будет время, чтобы подключать малышей к домашним хлопотам постепенно, а не в один день объявить список обязанностей.

КОГДА УСТРАИВАТЬ ЗАНЯТИЯ

Если школьнику нужно выполнить задания на лето, посвящайте занятиям час после завтрака, чтобы о скучной домашней работе ребенок не думал целый день.

Фото Олега РУКАВИЦЫНА.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ