Специалисты различают два вида щекотки - по способам, ее вызывающим. И называют их по-гречески, в честь древних философов. Если щекотать легко и нежно, допустим, перышком, или травинкой, или, скажем, языком, да хотя бы с помощью ползающего по телу муравья, то это книсмесис. А если интенсивно и с применением грубой силы, то это уже гаргалезис.
- От книсмесиса, как правило, не смешно, - говорит профессор Лондонского университета Сара-Джейн Блэйкмор. - Но он может довести до исступления. Превратиться в пытку.
По словам Блэйкмор, сейчас принято считать, что реакция на легкую щекотку досталась нам от предков как защита от надоедливых насекомых и паразитов. Она указывает место, на которое надо обратить внимание. Усиливается со временем, если человек не избавляется от раздражителя его нервных окончаний. Откликается на него почти все тело.
Однако при такой логике остается непонятным, почему книсмесис в исполнении женщины приятен мужчине. И наоборот. Возбуждает. И если кажется пыткой, то очень сладкой. Загадка…
А с гаргалезисом еще сложнее. Никакой эротики, но люди его практикуют.
Аристотель, Сократ, Платон, Леонардо да Винчи, Галилео, Декарт, Бэкон, Дарвин - все эти выдающиеся умы прошлого подбирались к загадке с разных сторон. Но так ее и не разгадали. Не слишком преуспели и потомки. Можно насчитать несколько сотен современных исследователей, которым щекотка не давала покоя. Но и XXI век не принес точных ответов на простые, казалось бы, вопросы. Например, зачем люди щекочут друг друга? Приятно ли им или невыносимо? А бурная реакция - гомерическое ржание, дурацкое хихиканье, поросячий визг, дикие вопли «ой, мама, щекотно - не могу!», конвульсии? Если это рефлекс, то для чего природа наградила им? А если элемент социального поведения, то в чем его смысл? И главная загадка: смех от щекотки. Ну откуда он берется? Ведь ничего юмористического не происходит.
Аристотелю, кстати, принадлежит эпохальное открытие. Путем многочисленных экспериментов он пришел к выводу: человек не способен сам себя защекотать. А тем более засмеяться от этого. Тоже странно. И в принципе верно. Хотя недавно ученые нашли состояние, в котором самоудовлетворение до смеха все-таки возможно. Но это - редкое исключение. В целом оно не опровергает Аристотеля, а лишь добавляет небольшой штришок к «щекотливой» картине, до конца так и не проясненной. Однако ученые не сдаются.
Дальше всех в познании щекотки сейчас продвинулась доктор Кристина Харрис из Университета Калифорнии в Сан-Диего (США) - она уже лет 10 щекочет и себя, и добровольцев. По ее заказу инженеры даже изготовили агрегат в виде руки робота. Она - рука - может пальцем почесывать ступни, подмышки, ребра.
Вот так, делая гаргалезис то сама, то пальцем робота, исследовательница обнаружила: никакой разницы нет. Люди абсолютно одинаково ржут в ответ и на одушевленное щекотание, и на механическое.
- Очевидно, - говорит Кристина, - реакция на гаргалезис ближе к рефлексам, раз участие другого человека в процессе необязательно.
В поисках ответа на вопрос, зачем природа наградила нас столь необычным и вроде бы бесполезным рефлексом, доктор обратила внимание на детей. Их реакция на щекотку самая эмоциональная. И смеяться от нее младенцы начинают примерно с 6 месяцев.
Подтверждаю. Я, как и большинство родителей, регулярно играю с маленькой дочкой в «козу». Шевеля пальцами, приговариваю: «Идет коза рогатая за малыми ребятами…» Ну вы знаете: «Забодаю-забодаю!» Зачем это делаю - не знаю. Но с удовольствием наблюдаю, как ребенок хохочет.
Оказывается, делать детям «козу» очень полезно. Кристина выяснила.
- Смех от щекотки - самый первый, который появляется у человека, - объясняет доктор. - Потом из этой примитивной и рефлекторной реакции вырастает чувство юмора. А оно, в свою очередь, помогает адаптироваться и в окружающем мире, и в среде себе подобных. Поэтому, делая ребенку «козу» или что-то в этом роде, вы его развиваете. К тому же закладываете основы общения и учите «позитивному социальному взаимодействию».
Кристина не исключает и такого: замкнутые, угрюмые, не понимающие шуток и анекдотов люди вырастают из тех, кого в детстве мало щекотали.
Но как объяснить, что у людей щекотка, особенно продолжительная, вызывает и отрицательные эмоции?
- Я снимала на видео людей, которых щекотала, - говорит Харрис. - И заметила странную мимику. Человек вроде бы смеется, а выражение лица такое, словно бы он еще и страдает.
По мнению Кристины, возникающие эмоции нельзя четко разделить на положительные и отрицательные. Потому что реакция на щекотку - это уникальное состояние, когда появляются и те и другие одновременно.
Предшественники исследовательницы рассматривали эмоции отдельно. И отводили им соответственно разные роли. Недовольство щекоткой, например, связывали с инстинктом защищать наиболее уязвимые части тела. Харрис же опять ссылается на детей. Мол, щекотка не столько пробуждает древние инстинкты, сколько развивает их. Заливаясь смехом, ребенок стимулирует взрослого продолжить игру даже тогда, когда она уже перестала быть только приятной. Но именно с этого момента и начинается тренировка способности защищаться. А у родителей одна задача - не довести чадо до слез.
Другой вопрос: почему и в зрелом возрасте люди продолжают реагировать на щекотку, почти как дети? Ответа пока нет.
Декарт приписывал щекотке метафизическую природу, считая, что щекотание занимает пограничное положение между духовным и телесным. По его мнению, это «удовольствие, не отрицающее страдания».
В Средневековье голые ступни ног жертвы фиксировались, и каждый, кто проходил мимо, мог пощекотать их.
При наиболее простом варианте щекотали чувствительные места либо руками, либо волосяными щетками, кистями и жесткими птичьими перьями.
Палачи щекотали пятки, соски, паховые складки, половые органы, под мышками, а женщин еще и под грудями. Существовали и более извращенные методы: например, ступни посыпались солью, которую затем слизывали овцы.
Доктор Марк Блэгроув из британского Университета Уэльса обнаружил, что самощекотание вызывает смех у человека, которого неожиданно разбудили в фазе так называемого быстрого сна. Почему? Ученый не разобрался. Подметил лишь, что эффект длится несколько минут, пока мозг находится в промежуточном состоянии - между сном и бодрствованием.
И, кстати, о снах. Их толкователи утверждают: испытывать от щекотки неловкость во сне - к раздражению от вмешательства в личную жизнь наяву. Хохотать - к обману. Щекотать - к ревности.