Николай ЛЕЩУК, Наталья МАЛКИНА, Фото Максима ЛЮКОВА. (15 апреля 2010)
Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь ЛИКАРЧУК: «Дополнительных вступительных экзаменов не будет. Все решат тесты»

Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь ЛИКАРЧУК: «Дополнительных вступительных экзаменов не будет. Все решат тесты»

Ликарчук уверен: без хороших знаний ни одна шпаргалка не поможет.

«ШКОЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ - ВСЕГО ЛИШЬ СТИМУЛ»

- Добрый день. Меня зовут Елена.Не считаете ли вы, что суммирование результатов внешнего оценивания и среднего балла школьного аттестата по 200-балльной шкале нивелирует результаты тестов и негативно скажется на участии в конкурсе выпускников лицеев и гимназий, где заведомо отношение к школьной оценке строже?

- Я работаю уже с третьим министром образования и науки. Говорил предыдущим двум и говорю сейчас, что применять средний балл аттестата во время вступительной кампании - не очень хорошо. Даже в бывшем СССР 4 раза за всю историю существования образовательной системы вводили и отменяли средний балл аттестата во время вступительной кампании.

Мы на днях посмотрели статистику прошлого года. Действительно, средний балл аттестата лучше у тех, кто заканчивал школы в глубинке или рядовые школы.

 К тому же школьная оценка субъективна. И ничего в этом нет удивительного: учитель - тоже человек, и на то, как он ставит оценку, влияет целый ряд факторов. В школе есть директор, школьная инспектура, родители плюс нежелание портить отчетность и т.д.

- Получается, оценки в аттестате никому не нужны?

- Эти оценки нужны как стимул для успешного овладения знаниями. И всегда школьная оценка играла главным образом стимулирующую роль.

- Меня зовут Евгений. Запорожье. Насколько я понял, снятие ограничений по минимально допустимому баллу сертификата дает возможность участвовать в конкурсе при неудовлетворительной оценке. О каком же качестве образования тогда можно говорить?

- Ранее предел был установлен в 124 балла. Я уже тогда говорил, что не нужно этого делать. Дело высшего учебного заведения, с каким результатом принимать абитуриента. Если вуз себя уважает, заинтересован в том, чтобы получить качественно подготовленного студента, он не будет брать с результатом в 124 и даже 150 баллов. А если вузу все равно, кого обучать, - при чем здесь внешнее тестирование? Тестирование лишь покажет, какой уровень знаний у абитуриента.

 К примеру, в прошлом году около 70 человек продемонстрировали очень хорошие результаты по математике и физике, но по украинскому языку их балл был ниже 124. Поэтому я считаю, что эти вопросы должен решать вуз самостоятельно. Хотя и знаю: если уберется планка в 124 балла, у нас вузы примут всех, кто сможет заплатить. И будет ситуация, как рассказывает один мой знакомый профессор: читает он лекцию и говорит «А2», а студент рисует букву А и обводит ее квадратиком…

- Светлана из Киева. Если собираются ввести вступительные экзамены, то зачем тогда тесты?

- Я тоже слышал подобные разговоры. Но в этом году дополнительных вступительных экзаменов не будет.

У КАЖДОГО АБИТУРИЕНТА - СВОЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЧКА

- Валентина, Киев. Что значит «многосессионность» тестирования? 

- Есть детальное объяснение этого понятия у нас на сайте. На тесты по украинскому языку и литературе у нас зарегистрировалось 430 тыс. желающих. Одновременно всех посадить - большая проблема. Поэтому мы решили разбить их на три группы. В первый день будет сдавать одна группа, во второй - вторая, и третья - в третий день. Каждая группа получит разные по содержанию, но одинаковые по уровню сложности задания. Результаты определим не для всех 430 тыс., а для каждой группы составим свой рейтинг. Это мировая практика, в этом году мы попробуем ее у нас по трем предметам. На результатах это никак не скажется.

- Прямая линия? Это Наташа из Львова. Я что-то слышала о «тесте на общую учебную компетентность». Скажите, что это такое? Если это новшество планируемое, то зачем оно нужно?

- Речь идет о том, что мы планируем в 2011-2012 годах ввести новый тест - насколько человек компетентен и какова его готовность продолжать свое обучение. Но в этом году теста не будет, в экспериментальном плане он появится только в 2011 году.

- А какие вопросы будут?

- Разные - по математике, языку, по общему развитию. Это интересный тест, он практикуется во многих странах мира. Мы сейчас заканчиваем подготовку материалов, готовимся к апробации. На это нужно время.

- Людмила из Броваров. Как узнать, где именно абитуриент должен проходить тестирование? Не будет ли каких-то сбоев или накладок?

- Вы получите приглашение по почте или же после 20 мая зайдете на свою персональную страничку на нашем сайте - там будет копия этого приглашения, где указаны адрес, место, время и т.д.

- Меня зовут Вероника. Харьков. Когда будут известны результаты тестирования? Их огласят все вместе в конце или по каждому предмету отдельно?

- Как только мы заканчиваем проверку ответов по каждому предмету, на нашем сайте testportal.gov.ua тут же появляется информация о результатах. В течение часа она попадает на персональные страницы участников внешнего тестирования. То есть это зависит от того, сколько времени будет продолжаться проверка. К примеру, украинский язык и литература - это 10-15 дней, а химия, где нет открытой части, - 2-3 дня.

- А электронной почтой результаты будут рассылаться?

- Нет. Но персональные страницы открыты для всех участников внешнего тестирования - там вы сможете все узнать.

- Такое делается впервые?

- Нет, странички у нас были и в прошлом году. Но в этом году они более функциональны - там будет больше информации.

ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ НУЖНЫ ЗНАНИЯ И ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

- Правда ли, что в этом году на пунктах тестирования будут использовать специальные приборы, которые глушат сигнал мобильного?

- А вот этого я вам не скажу. Зачем? Мы просим не брать мобильные телефоны. И если будущий абитуриент придет на тестирование с техникой – рискует не сдать.

- А есть случаи?

- Да, в прошлом году были. Но сложно с помощью мобильного телефона найти ответ на 70 вопросов теста. Что это даст? По-моему, куда проще выучить и повторить программу и быть готовым ко всем вопросам, чем так сильно рисковать.

- Ирина из Симферополя. Скажите, что именно делает написанный абитуриентом тест недействительным?

- Таких погрешностей может быть много. Если абитуриент сел не на свое место и выполнял не свою работу, результаты будут аннулированы немедленно. Или абитуриент не придерживался требований по заполнению бланка ответов. Например, заполнял не те графы, писал не там, где нужно, - компьютер данную работу просто не прочтет. Работу также аннулируют, если установят факт списывания, подсказок и т.д. Или же абитуриент, не зная ответа на вопрос, начнет писать глупости.

- А если какие-то случайные надписи?

- Случайно надписи не появляются. Их не должно быть. И, кстати, не надо писать чернилами желтого, зеленого или красного цвета. Только ручкой черного или темно-синего цвета - тогда компьютер хорошо прочитает все работы.

- Дмитрий из Киева звонит. Что взять с собой, отправляясь на тестирование? Нужны  какие-то документы, канцелярские принадлежности?

- Хорошее настроение, знания, ручку (можно даже две) с чернилами черного или темно-синего цвета. Надо взять паспорт или свидетельство о рождении. То есть документ, по которому вы проходили регистрацию. Можете прихватить бутылочку воды. Но желательно так, чтоб на ее наклейке ничего не было написано. Кстати, обо всем этом рассказано в информационно-регистрационном бюллетене, который каждый абитуриент получил после регистрации. Настойчиво советую прочитать его.

У МНОГИХ ШКОЛЬНИКОВ - ЛИПОВЫЕ СПРАВКИ

- Андрей из Донецка звонит. Скажите, пожалуйста, какие льготные категории останутся в этом году? Не пора ли убрать надуманную «престижность шахтерского труда»? В Донецке из-за этого не пробиться на бюджет! Дети погибших шахтеров - не в счет.

- Дело не в шахтерских квотах. Дело в том, что институт льгот на право получить образование - это антиконституционные льготы, потому что Конституция всем гарантирует равный доступ к высшему образованию. Государство, вместо того чтобы материально поддержать таких людей, придумало льготу на получение образования. Льготы надо убирать. Есть другой вопрос - какая политическая сила найдет мужество поставить этот вопрос в парламенте?


Если абитуриент сел не на свое место, результаты аннулируют.

Если абитуриент сел не на свое место, результаты аннулируют.

 Относительно справок говорил, говорю и буду говорить: у нас торгуют справками. Я могу привести сотни примеров, когда справки выдавались по таким диагнозам, что об этом даже смешно говорить. Но, к сожалению, Министерство здравоохранения не хочет отменить свою часть приказа, который регламентирует этот процесс.

- Елена из Мариуполя. Как пройти тестирование тем, кто разговаривает на другом языке? Не всем легко справиться с украинскими терминами.

- Об этом нужно говорить во время регистрации. Абитуриент может попросить предоставить ему тесты, в которых будет перевод основных терминов на один из следующих языков - крымско-татарский, молдавский, румынский, русский, польский. Тот, кто это сделал, получит на тестах две тетради. Одна будет с украинским вариантом, а вторая - с вариантом теста на том языке, который он избрал.

- А если во время регистрации он этого не указал…

- Тогда в срочном порядке нужно прийти на пункт регистрации, принести документы, которые необходимы для перерегистрации, и пройти эту процедуру. В этом нет никакой проблемы. Главное - не тянуть.

«ВСЕ ВОПРОСЫ ПРОХОДЯТ ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ»

- Мама ученика 11-го класса звонит - Евгения Васильевна из Киева. Какие, по-вашему, еще нововведения необходимо принять, чтобы сделать процедуру тестирования предельно честной?

 - Мы делаем все возможное для того, чтобы система была честной. И, по-моему, за три года проведения внешнего тестирования мы это уже доказали. За данное время не было ни одного судебного иска, потому что все понимают, что оценки объективны.

 Хотя, еще раз повторяю, система не закрыта для усовершенствования и в ней есть что усовершенствовать.

- Здравствуйте! Это Антон из Донецка. Тесты, насколько я понимаю, уже напечатаны. А как вы боретесь с утечкой информации?

- Ответ на этот вопрос и будет утечкой информации. Но меры действительно принимаются. Мы каждый день отслеживаем сообщения по Интернету, проверяем другие источники. К примеру, есть три темы, которые будут предложены в тестах по украинскому языку для сочинения. Их название в Украине знают только три человека.

- И кто они?

- Не скажу. Но имейте в виду: уже сейчас в Интернете и на раскладках продают темы сочинений, различные задания. Я в таких случаях говорю: если у вас есть лишние деньги - отдайте их нуждающимся, бедным и страждущим, но не обогащайте жуликов. В предыдущие три года фактов утечки информации не было. Делаем все для того, чтобы такого не случилось и в этом.

 - В прошлом году, говорят, в тестах было много ошибок.

- То-то и оно, что только говорят. Знаете, мне когда-то показали, как обсуждают создание тестов во Франции. Там несколько недель все газеты дискуссируют по поводу их содержания, все происходит абсолютно демократически.

А у нас обсуждения заходят в тупик. Утверждают, мол, было много ошибок. А я говорю в таких случаях: а покажите! К примеру, по истории Украины в прошлом году имелся вопрос о металлургической промышленности - многие были с ним не согласны. Но ведь такой материал напечатан в учебниках! И мне даже пришлось пойти на беспрецедентный шаг: в Институте истории просить официальный вывод, что наши тесты не имеют фактологических ошибок. С ним, кстати, можно ознакомиться на сайте.

Кроме того, на каждое задание в тесте три раза дают отзыв люди, которые не знают предыдущей рецензии. Вопросы проходят очень жесткий отбор.

- Василий, Киев. В прошлом году брат сдавал тесты и жаловался, что не все вопросы проходили в школе.

- Все тесты составлены в соответствии со школьной программой. Но, к сожалению, у нас в каждом учебном заведении свое понимание школьной программы. И очень многое зависит от того человека, который учит. Подобные замечания слышу и по остальным предметам, и это абсолютно нормально, поскольку является естественной реакцией общества и стимулом для нас. Но я вам скажу, идеальных тестов, которые бы понравились абсолютно всем, никто никогда не напишет.

- Насчет профилирующего предмета собеседование будет?

- Давайте дождемся утверждения изменений к условиям приема. Я не могу комментировать то, что пишут газеты или звучит на телевидении, там не всегда информацию объективно передают, поэтому давайте дождемся официальных документов.

- Антонина. Днепропетровск. Хочу получить второе высшее. Будет ли введен профилирующий экзамен в вузе? И когда об этом сообщат?

- С этими вопросами вам надо обращаться в приемную комиссию вуза. Но, прежде чем связаться с комиссией, внимательно прочтите правила приема и поступления - эта информация открыта.

ВАЖНО

Как вычисляются результаты тестирования

1. Суммируются баллы за правильные ответы в тестах, каждое задание имеет свою «стоимость» от 1 до 4 баллов. Получаем так называемый сырой балл.

2.Сырой балл преобразовывается в рейтинговый, то есть определяется уровень ваших знаний относительно ваших коллег по тестированию. Если вы набрали сырой балл - 0, то  рейтинговый будет 100. Максимальный - 200.

3. К полученныму рейтинговому баллу прибавляется суммарный балл вашего школьного аттестата, умноженный на коэффициент 0,1. К примеру, если суммарный балл вашего школьного аттестата 100, то к рейтинговому баллу за тестирование будет прибавлено 10 баллов (100х0,1).

В результате средний балл школьного аттестата при подсчете результатов тестирования хоть и играет роль, но далеко не ключевую. Если ваш ребенок показал высокий уровень знаний на тестировании, он все равно получит более высокий результат, чем тот, кто не ответил на вопросы тестов, но получил золотую медаль в школе.

Куда звонить?

Все вопросы относительно проведения тестирования можно задать по телефонам

Информационной службы: 0(44)503-37-93.

Режим работы:

  • ПН-ЧТ - с 9.00 до 18.00
  • ПТ - с 9.00 до 16.45
  • СБ, ВС - выходные
загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт