Астрофизики не считают «Аватар» фантастикой

Для земных мужчин аборигенки Пандоры крупноваты - рост под 3 метра.

КЭМЕРОН-ПРОРОК

Джеймс Кэмерон написал сценарий своего фильма «Аватар» 15 лет назад. И уже тогда поместил вымышленный внеземной мир в реальную и ближайшую к нам звездную систему - альфа Центавра А. До нее - чуть больше 4 световых лет.

Кроме того, автор зачем-то поселил киношных братьев по разуму - синих нави - не на самостоятельную планету вроде нашей Земли, а на Пандору - спутник газового гиганта Полифема, похожего на наш Сатурн или Юпитер.

Три года назад ученые подтвердили первое фантастическое предвидение Кэмерона. Компьютерное моделирование, проведенное Хавьером Гедесом и Грегом Лауфлином из Университета Калифорнии в Санта-Крусе, показало: у альфы Центавра просто обязаны существовать каменистые планеты земного типа. Причем с условиями на поверхности, пригодными для жизни.

А в прошлом году - еще до выхода «Аватара» на экраны - исследователи из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра заявили: внеземную жизнь вероятнее всего обнаружить как раз на спутниках газовых гигантов - так называемых экзолунах. А сами они - экзолуны - подходящего размера с водой и атмосферой - отнюдь не редкие объекты во Вселенной. Пример тому хотя бы наша Солнечная система. Титан - спутник Сатурна - имеет очень плотную атмосферу и рельеф земного типа. Европа - спутник Юпитера - под слоем льда скрывает многокилометровую толщу океана. И если бы наши газовые гиганты находились ближе к Солнцу, в более теплой зоне, то на их спутниках вполне могла бы существовать жизнь. Вплоть до разумной. Как на Пандоре.

К нынешнему году астрофизики обнаружили уже около 400 весьма теплых экзопланет размером с Юпитер или Сатурн. Дело за поиском их спутников.

- Если миры вроде Пандоры существуют, то мы найдем их в ближайшие 10 лет, - обещает ведущий специалист астрофизического центра Лиза Калтенеггер. - И вполне возможно, что найдем именно в районе альфы Центавра, где звезды очень похожи на наше Солнце. Такие задачи по силам современным орбитальным телескопам.

ПОЖИЗНЕННАЯ ССЫЛКА

Действие «Аватара» разворачивается в 2145 году. Сумеют ли люди к этому времени хотя бы добраться до Пандоры, если обнаружат, что там есть жизнь?

Самый быстрый аппарат, построенный людьми, - Voyager 1 разогнался сейчас до 17 километров в секунду. При такой скорости путешествие на альфу Центавра займет 74 тысячи лет. Это только в один конец.

Перспективные ионные двигатели, которые испускают заряженные частицы, разогретые до миллиона градусов, позволили бы двигаться гораздо быстрее. Например, до Марса можно было бы добраться всего за 39 дней. Но для межзвездной экспедиции и такая скорость слишком мала.

У других звезд обитаемыми могут быть не планеты, а спутники газовых гигантов.

В свое время американское агентство перспективных технологий DARPA работало над так называемым проектом «Орион». И конструировало космический корабль, в котором тягу создавали ядерные взрывы. Был и проект «Дедал» с двигателями на основе термоядерного синтеза. Об их нынешней судьбе ничего не известно. Но предполагалось, что аппараты, оснащенные либо тем, либо другим, достигали бы скорости в 10 процентов от скорости света. Для перелетов внутри Солнечной системы подобная прыть вполне приемлема. Но со скоростью 30 тысяч километров в секунду добираться до Пандоры придется от 40 до 50 лет. Очень долго…

С АНТИМАТЕРИЕЙ В БАКАХ

Килограмм антиматерии, аннигилируя с обычным веществом, дал бы энергии в 10 миллиардов раз больше, чем, скажем, килограмм тротила. По расчетам НАСА, подобное «горючее» - из каких-нибудь антипротонов - смогло бы разогнать корабль весом 100 тонн до 100 тысяч километров в секунду. Это треть скорости света и сокращение времени в пути до 12 лет. «Засада» в том, что при нынешних технологиях понадобятся миллионы лет, чтобы синтезировать хотя бы грамм антиматерии.

Дело, однако, не безнадежное. Физик Джеймс Бикфорд из лаборатории Драпера в Кембридже уверяет: антивещество можно насобирать, летая с электромагнитным сачком-ловушкой за орбитой Юпитера. Там, по его прикидкам, за счет взаимодействия космических лучей с облаками газов сами собой образуются примерно по 4 тонны антипротонов в год.

С ЧЕРНОЙ ДЫРОЙ ПОД КАПОТОМ

Достичь скорости света и добраться до альфы Центавра менее чем за 5 лет позволили бы проекты, разработанные и опубликованные американскими учеными. Недавно один из них - физик Джиа Лю из Нью-Йоркского университета - предложил звездолет с двигателями, работающими на темной материи. Другие - математики Луис Крейн и Шаун Вестмореленд из Государственного университета штата Канзас - намерены «впрячь» аж черную дыру. Исследователи уверяют: подобная экзотика в принципе возможна.

По теории Лю темная материя состоит из электрически нейтральных частиц нейтралинов (neutralinos), главная экзотическая особенность которых в том, что они являются античастицами друг для друга. И аннигилируют при определенных условиях, выделяя огромную энергию.

Лю планирует собирать темную материю по пути, открывая специальные камеры-ячейки, размещенные на поверхности площадью примерно 100 квадратных метров. Периодически выпускаемые продукты аннигиляции будут создавать импульсы тяги. И, по мнению исследователя, позволят достичь скорости света за несколько дней.

Авторы второго проекта уповают на так называемое излучение Хоукинга. Еще в 70-х годах прошлого века этот ученый показал, что черные дыры могут «испаряться». Крейн и Вестмореленд полагают, что возникающий при этом поток субатомных частиц можно использовать для разгона космического корабля. А их расчеты свидетельствуют: подошла бы черная дыра весом в миллион тонн. Ее энергии хватило бы на 100 лет полета.

На вопрос, где взять дыру, Крейн отвечает: можно изготовить самим, сконцентрировав очень много энергии в маленьком объеме. Например, с помощью гамма-лазера, питаемого гигантскими - в сотни квадратных километров - солнечными батареями.

Полученная в результате черная дыра будет размером всего лишь с атомное ядро. Ее надо разместить в особой камере и снабдить параболическим зеркалом, отражающим излучение Хоукинга.

По мнению исследователей, предложенный ими способ создания тяги и разгона до скорости света вполне может быть реализован в ближайшие 100 - 200 лет. И именно его используют инопланетяне, если они существуют.

Россия выгнала американских дипломатов с подмосковной дачи
Россия выгнала американских дипломатов с подмосковной дачи [дополняется] 45 1

Дипломатам запретили пользоваться дачей в Серебряном бору и складскими помещениями в Москве.

Все скандалы Гульнары Каримовой, которой грозит второй уголовный срок
Все скандалы Гульнары Каримовой, которой грозит второй уголовный срок [фото, видео] 99

Стоимость причиненного "узбекской принцессой" ущерба оценили в баснословные деньги. Сколько ей "добавят" к уже полученным пяти годам, пока неизвестно.

В США журналист уронила ноутбук на голову сенатора
В США журналист уронила ноутбук на голову сенатора [видео] 56

Виновницей инцидента стала сотрудница издания "Independent Journal Review" Хэйли Берд. Ноутбук упал на сенатора сверху, из ложи прессы.

Суд взял под стражу второго подозреваемого в  днепровской перестрелке
Суд взял под стражу второго подозреваемого в "днепровской перестрелке" 110

Станиславу Ельчищеву, как и Александру Лакизе, назначили два месяца ареста.

На трассе Киев-Одесса ограбили молдаван на глазах десятков свидетелей
На трассе Киев-Одесса ограбили молдаван на глазах десятков свидетелей [фото] 520

Пострадавший выложил пост с фотографиями инцидента в Фейсбуке. Многие комментаторы переключились с бандитизма на тему Украины.

В Барселоне поезд без тормозов столкнулся с перроном, пострадали 48 пассажиров
В Барселоне поезд без тормозов столкнулся с перроном, пострадали 48 пассажиров [фото, видео] 470

Пятеро пострадавших, включая машиниста, в тяжелом состоянии. Состав по какой-то причине не смог затормозить.

Эксперт: Украина – страна низкого достатка, но не страна низких цен
Эксперт: Украина – страна низкого достатка, но не страна низких цен 36

Такой вывод сделал генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, проанализировав цены на борщ.

Суд: требования банка  Форум  к WOG выплатить более 30 млн долл., - незаконные
Суд: требования банка "Форум" к WOG выплатить более 30 млн долл., - незаконные 71

Ровенский апелляционный хозяйственный суд отказал банку "Форум" в удовлетворении иска о взыскании с компании "Вест Ойл Груп" (WOG) больше 30 млн долл.

Самый богатый человек в мире: британский финансист оценил состояние Путина
Самый богатый человек в мире: британский финансист оценил состояние Путина 2113 1

Глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер считает президента России самым богатым человеком на планете. Он оценил состояние Владимира Путина в 200 миллиардов долларов.

Сегодня днем, 28 июля, Украину накроют дожди, грозы, град и шквальный ветер
Сегодня днем, 28 июля, Украину накроют дожди, грозы, град и шквальный ветер 154

В пятницу днем, 28 июля, в Киеве пройдет кратковременный дождь, гроза, ветер юго-восточный, 5-10 м/с, местами шквалы 15-20 м/с.

Новости компании. Городской стиляга с характером путешественника: 5 причин купить новый SUBARU XV 159

Встречайте в Украине, готовый к путешествиям и развлечениям, полностью обновленный, стильный городской кроссовер Subaru XV в официальной дилерской сети Субару.

Концепция поменялась: теперь брак вреден для здоровья!
Концепция поменялась: теперь брак вреден для здоровья! 731

Долгое время нас убеждали в том, что супружеские пару обладают гораздо более крепким здоровьем, чем их одинокие ровесники, но теперь американские исследователи утверждают прямо противоположное.

Мэрайя Кэри весит уже 120 килограммов
Мэрайя Кэри весит уже 120 килограммов 136

Поп-дива по-прежнему выходит на сцену в откровенных боди, несмотря на то, что выглядит при этом глубоко беременной.

Супруга Никиты Преснякова сменила пышное свадебное платье на полупрозрачное
Супруга Никиты Преснякова сменила пышное свадебное платье на полупрозрачное [фото] 9327

Внук Аллы Пугачевой женился.

Сергей Жуков обвенчался с женой после 10 лет брака
Сергей Жуков обвенчался с женой после 10 лет брака [фото] 825

Артисты скрепили свои клятвы перед Богом.

Тренер  Олимпика :  Поблагодарил ребят за самоотдачу, но все равно остался доволен не до конца
Тренер "Олимпика": "Поблагодарил ребят за самоотдачу, но все равно остался доволен не до конца" 30

Роман Санжар прокомментировал старт команды в Лиге Европы в матче против греческого ПАОКа

4 наивных вопроса о новом  Динамо  Хацкевича
4 наивных вопроса о новом "Динамо" Хацкевича 840

Что интересует болельщиков после победы киевлян над "Янг Бойз" на старте квалификации Лиги чемпионов.

Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег:  Это безумие!
Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег: "Это безумие!" 723

Потенциальный дорогущий трансфер Неймара вызвал немало дискуссий о том, есть ли возможность остановить эту "гонку вооружений".