Астрофизики не считают «Аватар» фантастикой

Для земных мужчин аборигенки Пандоры крупноваты - рост под 3 метра.

КЭМЕРОН-ПРОРОК

Джеймс Кэмерон написал сценарий своего фильма «Аватар» 15 лет назад. И уже тогда поместил вымышленный внеземной мир в реальную и ближайшую к нам звездную систему - альфа Центавра А. До нее - чуть больше 4 световых лет.

Кроме того, автор зачем-то поселил киношных братьев по разуму - синих нави - не на самостоятельную планету вроде нашей Земли, а на Пандору - спутник газового гиганта Полифема, похожего на наш Сатурн или Юпитер.

Три года назад ученые подтвердили первое фантастическое предвидение Кэмерона. Компьютерное моделирование, проведенное Хавьером Гедесом и Грегом Лауфлином из Университета Калифорнии в Санта-Крусе, показало: у альфы Центавра просто обязаны существовать каменистые планеты земного типа. Причем с условиями на поверхности, пригодными для жизни.

А в прошлом году - еще до выхода «Аватара» на экраны - исследователи из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра заявили: внеземную жизнь вероятнее всего обнаружить как раз на спутниках газовых гигантов - так называемых экзолунах. А сами они - экзолуны - подходящего размера с водой и атмосферой - отнюдь не редкие объекты во Вселенной. Пример тому хотя бы наша Солнечная система. Титан - спутник Сатурна - имеет очень плотную атмосферу и рельеф земного типа. Европа - спутник Юпитера - под слоем льда скрывает многокилометровую толщу океана. И если бы наши газовые гиганты находились ближе к Солнцу, в более теплой зоне, то на их спутниках вполне могла бы существовать жизнь. Вплоть до разумной. Как на Пандоре.

К нынешнему году астрофизики обнаружили уже около 400 весьма теплых экзопланет размером с Юпитер или Сатурн. Дело за поиском их спутников.

- Если миры вроде Пандоры существуют, то мы найдем их в ближайшие 10 лет, - обещает ведущий специалист астрофизического центра Лиза Калтенеггер. - И вполне возможно, что найдем именно в районе альфы Центавра, где звезды очень похожи на наше Солнце. Такие задачи по силам современным орбитальным телескопам.

ПОЖИЗНЕННАЯ ССЫЛКА

Действие «Аватара» разворачивается в 2145 году. Сумеют ли люди к этому времени хотя бы добраться до Пандоры, если обнаружат, что там есть жизнь?

Самый быстрый аппарат, построенный людьми, - Voyager 1 разогнался сейчас до 17 километров в секунду. При такой скорости путешествие на альфу Центавра займет 74 тысячи лет. Это только в один конец.

Перспективные ионные двигатели, которые испускают заряженные частицы, разогретые до миллиона градусов, позволили бы двигаться гораздо быстрее. Например, до Марса можно было бы добраться всего за 39 дней. Но для межзвездной экспедиции и такая скорость слишком мала.

У других звезд обитаемыми могут быть не планеты, а спутники газовых гигантов.

В свое время американское агентство перспективных технологий DARPA работало над так называемым проектом «Орион». И конструировало космический корабль, в котором тягу создавали ядерные взрывы. Был и проект «Дедал» с двигателями на основе термоядерного синтеза. Об их нынешней судьбе ничего не известно. Но предполагалось, что аппараты, оснащенные либо тем, либо другим, достигали бы скорости в 10 процентов от скорости света. Для перелетов внутри Солнечной системы подобная прыть вполне приемлема. Но со скоростью 30 тысяч километров в секунду добираться до Пандоры придется от 40 до 50 лет. Очень долго…

С АНТИМАТЕРИЕЙ В БАКАХ

Килограмм антиматерии, аннигилируя с обычным веществом, дал бы энергии в 10 миллиардов раз больше, чем, скажем, килограмм тротила. По расчетам НАСА, подобное «горючее» - из каких-нибудь антипротонов - смогло бы разогнать корабль весом 100 тонн до 100 тысяч километров в секунду. Это треть скорости света и сокращение времени в пути до 12 лет. «Засада» в том, что при нынешних технологиях понадобятся миллионы лет, чтобы синтезировать хотя бы грамм антиматерии.

Дело, однако, не безнадежное. Физик Джеймс Бикфорд из лаборатории Драпера в Кембридже уверяет: антивещество можно насобирать, летая с электромагнитным сачком-ловушкой за орбитой Юпитера. Там, по его прикидкам, за счет взаимодействия космических лучей с облаками газов сами собой образуются примерно по 4 тонны антипротонов в год.

С ЧЕРНОЙ ДЫРОЙ ПОД КАПОТОМ

Достичь скорости света и добраться до альфы Центавра менее чем за 5 лет позволили бы проекты, разработанные и опубликованные американскими учеными. Недавно один из них - физик Джиа Лю из Нью-Йоркского университета - предложил звездолет с двигателями, работающими на темной материи. Другие - математики Луис Крейн и Шаун Вестмореленд из Государственного университета штата Канзас - намерены «впрячь» аж черную дыру. Исследователи уверяют: подобная экзотика в принципе возможна.

По теории Лю темная материя состоит из электрически нейтральных частиц нейтралинов (neutralinos), главная экзотическая особенность которых в том, что они являются античастицами друг для друга. И аннигилируют при определенных условиях, выделяя огромную энергию.

Лю планирует собирать темную материю по пути, открывая специальные камеры-ячейки, размещенные на поверхности площадью примерно 100 квадратных метров. Периодически выпускаемые продукты аннигиляции будут создавать импульсы тяги. И, по мнению исследователя, позволят достичь скорости света за несколько дней.

Авторы второго проекта уповают на так называемое излучение Хоукинга. Еще в 70-х годах прошлого века этот ученый показал, что черные дыры могут «испаряться». Крейн и Вестмореленд полагают, что возникающий при этом поток субатомных частиц можно использовать для разгона космического корабля. А их расчеты свидетельствуют: подошла бы черная дыра весом в миллион тонн. Ее энергии хватило бы на 100 лет полета.

На вопрос, где взять дыру, Крейн отвечает: можно изготовить самим, сконцентрировав очень много энергии в маленьком объеме. Например, с помощью гамма-лазера, питаемого гигантскими - в сотни квадратных километров - солнечными батареями.

Полученная в результате черная дыра будет размером всего лишь с атомное ядро. Ее надо разместить в особой камере и снабдить параболическим зеркалом, отражающим излучение Хоукинга.

По мнению исследователей, предложенный ими способ создания тяги и разгона до скорости света вполне может быть реализован в ближайшие 100 - 200 лет. И именно его используют инопланетяне, если они существуют.

Главреду  Страны  Игорю Гужве избрали меру пресечения
Главреду "Страны" Игорю Гужве избрали меру пресечения [видео] 280

24 июня в Шевченковском райсуде Киева избрали меру пресечения главному редактору интернет-издания "Страна" Игорю Гужве, который обвиняется в вымогательстве.

На заседании суда по делу Гужвы заметили националистов С14
На заседании суда по делу Гужвы заметили националистов С14 313 2

В зале суда, где идет слушание об избрании меры пресечения главреду интернет-издания "Страна" Игорю Гужве, заметили молодых людей из националистической организации С14.

Березюк и Пастух прекратили голодовку ради поездки во Львов
Березюк и Пастух прекратили голодовку ради поездки во Львов 106 1

Лидер фракции "Самопомич" Олег Березюк заявил, что он и народный депутат из этой фракции Тарас Пастух заканчивают голодовку ради поезди во Львов на вече, которое пройдет 25 июня.

Израиль нанес авиаудар по сирийским войскам
Израиль нанес авиаудар по сирийским войскам 39

Израильская авиация атаковала два танка сирийских правительственных войск и позиции артиллерии из-за конфликта на Голанских высотах.

В Одессе напали на журналистку:  Брызнули баллоном, потом били по лицу
В Одессе напали на журналистку: "Брызнули баллоном, потом били по лицу" 348

На одесского журналиста, участника расследовательской "Группы 2 мая", движений "Генпротест" и "Зеленый лист" и блогера издания "Думская" Светлану Подпалую напали неизвестные.

В аквапарке Турции пятерых человек убило током
В аквапарке Турции пятерых человек убило током 220

В турецком аквапарке пятеро человек погибли после того, как их ударило током. Среди жертв - трое детей.

Нацбанк ликвидирует  Диамантбанк
Нацбанк ликвидирует "Диамантбанк" 267

В настоящее время оформляется сделка по передаче "Диамантбанка" принимающему "ТАСкомбанку".

Стало известно, сколько денег нужно для счастья
Стало известно, сколько денег нужно для счастья 1790 5

Ученые в очередной раз сравнили доходы людей и уровень их удовлетворенности жизнью. Как оказалось, и в деньгах счастье.

Эксперт прокомментировал предложение отменить пенсии в Украине
Эксперт прокомментировал предложение отменить пенсии в Украине 2639 7

С инициативой об отмене пенсий выступил депутат от БПП Алексей Мушак.

В МИД Украины визит Путина в Крым назвали  циничным и демонстративным пренебрежением
В МИД Украины визит Путина в Крым назвали "циничным и демонстративным пренебрежением"

Министерство иностранных дел Украины направило в МИД Российской Федерации ноту протеста в связи с несогласованным с Украиной визитом президента РФ Владимира Путина в Крым.

Ароматерапия избавит от целлюлита и депрессии
Ароматерапия избавит от целлюлита и депрессии 110

Ах, какие ароматы - и душа, и тело рады!

Почему украинки  пилят  мужей и как остановить этот  вынос мозга
Почему украинки "пилят" мужей и как остановить этот "вынос мозга" 127

Психологи рекомендуют дамам благоверных не клевать, а вдохновлять.

Памела Андерсон нашла себе бойфренда, который моложе нее на 18 лет
Памела Андерсон нашла себе бойфренда, который моложе нее на 18 лет 450

Ради молодого сексуального спортсмена Памела Андерсон бросила 45-летнего основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа, с которым встречалась несколько месяцев.

Трансферы телеведущих: Фреймут вернется  на родину , а Леся Никитюк заменит Варнаву
Трансферы телеведущих: Фреймут вернется "на родину", а Леся Никитюк заменит Варнаву 2019

На ТВ наблюдается массовая миграция: кого и где мы увидим в новом телесезоне?

Ирина Шейк снялась в эротической фотосессии для журнала Sports Illustrated
Ирина Шейк снялась в эротической фотосессии для журнала Sports Illustrated [видео] 690

Всего лишь через три месяца после родов супермодель Ирина Шейк разделась в горячей фотосессии для самого известного спецвыпуска купальников.

В Болгарии на футбольное поле посреди матча выбежали корова и собака
В Болгарии на футбольное поле посреди матча выбежали корова и собака [видео] 428

Встречу пришлось прервать, чтоб животное покинуло газон.

Новый тренер  Шальке  принял решение о будущем Коноплянки