Астрофизики не считают «Аватар» фантастикой

Для земных мужчин аборигенки Пандоры крупноваты - рост под 3 метра.

КЭМЕРОН-ПРОРОК

Джеймс Кэмерон написал сценарий своего фильма «Аватар» 15 лет назад. И уже тогда поместил вымышленный внеземной мир в реальную и ближайшую к нам звездную систему - альфа Центавра А. До нее - чуть больше 4 световых лет.

Кроме того, автор зачем-то поселил киношных братьев по разуму - синих нави - не на самостоятельную планету вроде нашей Земли, а на Пандору - спутник газового гиганта Полифема, похожего на наш Сатурн или Юпитер.

Три года назад ученые подтвердили первое фантастическое предвидение Кэмерона. Компьютерное моделирование, проведенное Хавьером Гедесом и Грегом Лауфлином из Университета Калифорнии в Санта-Крусе, показало: у альфы Центавра просто обязаны существовать каменистые планеты земного типа. Причем с условиями на поверхности, пригодными для жизни.

А в прошлом году - еще до выхода «Аватара» на экраны - исследователи из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра заявили: внеземную жизнь вероятнее всего обнаружить как раз на спутниках газовых гигантов - так называемых экзолунах. А сами они - экзолуны - подходящего размера с водой и атмосферой - отнюдь не редкие объекты во Вселенной. Пример тому хотя бы наша Солнечная система. Титан - спутник Сатурна - имеет очень плотную атмосферу и рельеф земного типа. Европа - спутник Юпитера - под слоем льда скрывает многокилометровую толщу океана. И если бы наши газовые гиганты находились ближе к Солнцу, в более теплой зоне, то на их спутниках вполне могла бы существовать жизнь. Вплоть до разумной. Как на Пандоре.

К нынешнему году астрофизики обнаружили уже около 400 весьма теплых экзопланет размером с Юпитер или Сатурн. Дело за поиском их спутников.

- Если миры вроде Пандоры существуют, то мы найдем их в ближайшие 10 лет, - обещает ведущий специалист астрофизического центра Лиза Калтенеггер. - И вполне возможно, что найдем именно в районе альфы Центавра, где звезды очень похожи на наше Солнце. Такие задачи по силам современным орбитальным телескопам.

ПОЖИЗНЕННАЯ ССЫЛКА

Действие «Аватара» разворачивается в 2145 году. Сумеют ли люди к этому времени хотя бы добраться до Пандоры, если обнаружат, что там есть жизнь?

Самый быстрый аппарат, построенный людьми, - Voyager 1 разогнался сейчас до 17 километров в секунду. При такой скорости путешествие на альфу Центавра займет 74 тысячи лет. Это только в один конец.

Перспективные ионные двигатели, которые испускают заряженные частицы, разогретые до миллиона градусов, позволили бы двигаться гораздо быстрее. Например, до Марса можно было бы добраться всего за 39 дней. Но для межзвездной экспедиции и такая скорость слишком мала.

У других звезд обитаемыми могут быть не планеты, а спутники газовых гигантов.

В свое время американское агентство перспективных технологий DARPA работало над так называемым проектом «Орион». И конструировало космический корабль, в котором тягу создавали ядерные взрывы. Был и проект «Дедал» с двигателями на основе термоядерного синтеза. Об их нынешней судьбе ничего не известно. Но предполагалось, что аппараты, оснащенные либо тем, либо другим, достигали бы скорости в 10 процентов от скорости света. Для перелетов внутри Солнечной системы подобная прыть вполне приемлема. Но со скоростью 30 тысяч километров в секунду добираться до Пандоры придется от 40 до 50 лет. Очень долго…

С АНТИМАТЕРИЕЙ В БАКАХ

Килограмм антиматерии, аннигилируя с обычным веществом, дал бы энергии в 10 миллиардов раз больше, чем, скажем, килограмм тротила. По расчетам НАСА, подобное «горючее» - из каких-нибудь антипротонов - смогло бы разогнать корабль весом 100 тонн до 100 тысяч километров в секунду. Это треть скорости света и сокращение времени в пути до 12 лет. «Засада» в том, что при нынешних технологиях понадобятся миллионы лет, чтобы синтезировать хотя бы грамм антиматерии.

Дело, однако, не безнадежное. Физик Джеймс Бикфорд из лаборатории Драпера в Кембридже уверяет: антивещество можно насобирать, летая с электромагнитным сачком-ловушкой за орбитой Юпитера. Там, по его прикидкам, за счет взаимодействия космических лучей с облаками газов сами собой образуются примерно по 4 тонны антипротонов в год.

С ЧЕРНОЙ ДЫРОЙ ПОД КАПОТОМ

Достичь скорости света и добраться до альфы Центавра менее чем за 5 лет позволили бы проекты, разработанные и опубликованные американскими учеными. Недавно один из них - физик Джиа Лю из Нью-Йоркского университета - предложил звездолет с двигателями, работающими на темной материи. Другие - математики Луис Крейн и Шаун Вестмореленд из Государственного университета штата Канзас - намерены «впрячь» аж черную дыру. Исследователи уверяют: подобная экзотика в принципе возможна.

По теории Лю темная материя состоит из электрически нейтральных частиц нейтралинов (neutralinos), главная экзотическая особенность которых в том, что они являются античастицами друг для друга. И аннигилируют при определенных условиях, выделяя огромную энергию.

Лю планирует собирать темную материю по пути, открывая специальные камеры-ячейки, размещенные на поверхности площадью примерно 100 квадратных метров. Периодически выпускаемые продукты аннигиляции будут создавать импульсы тяги. И, по мнению исследователя, позволят достичь скорости света за несколько дней.

Авторы второго проекта уповают на так называемое излучение Хоукинга. Еще в 70-х годах прошлого века этот ученый показал, что черные дыры могут «испаряться». Крейн и Вестмореленд полагают, что возникающий при этом поток субатомных частиц можно использовать для разгона космического корабля. А их расчеты свидетельствуют: подошла бы черная дыра весом в миллион тонн. Ее энергии хватило бы на 100 лет полета.

На вопрос, где взять дыру, Крейн отвечает: можно изготовить самим, сконцентрировав очень много энергии в маленьком объеме. Например, с помощью гамма-лазера, питаемого гигантскими - в сотни квадратных километров - солнечными батареями.

Полученная в результате черная дыра будет размером всего лишь с атомное ядро. Ее надо разместить в особой камере и снабдить параболическим зеркалом, отражающим излучение Хоукинга.

По мнению исследователей, предложенный ими способ создания тяги и разгона до скорости света вполне может быть реализован в ближайшие 100 - 200 лет. И именно его используют инопланетяне, если они существуют.

Олланд:  Я буду голосовать за Макрона
Олланд: "Я буду голосовать за Макрона" 88

Второй тур голосования пройдет уже через две недели, а в первом лидер движения "Вперед" опередил остальных кандидатов.

Это теракт : Турчинов обвинил Россию в подрыве автомобиля ОБСЕ в Донбассе
"Это теракт": Турчинов обвинил Россию в подрыве автомобиля ОБСЕ в Донбассе 115 3

По мнению секретаря СНБО, подрыв автомобиля с членами миссии ОБСЕ был не случайностью, а спланированным террористическим актом.

Ляшко о подозрении в незаконном обогащении: Меня дискредитируют
Ляшко о подозрении в незаконном обогащении: Меня дискредитируют 415 1

Лидер "Радикальной партии" прокомментировал информацию об открытии в отношении него уголовного производства.

В Афганистане взорвали бомбу возле военной базы США
В Афганистане взорвали бомбу возле военной базы США 105

Боевики Талибана – под подозрением.

В Москве загадочно погиб актер-американец из сериала  Интерны
В Москве загадочно погиб актер-американец из сериала "Интерны" 1534

Казимир Лиске упал с окна пятого этажа и умер в больнице от полученных травм.

В российской школе восьмиклассник взорвал себя во время урока
В российской школе восьмиклассник взорвал себя во время урока [фото, видео] 847

Парень принес гранату в школу, а причиной взрыва стало неосторожное обращение с ней.

НБУ признал неплатежеспособным банк Жвании

"Диамантбанк" не обеспечил выполнение мероприятий, предусмотренных планом реструктуризации.

НАБУ показало, куда коррупционеры выводят из Украины деньги
НАБУ показало, куда коррупционеры выводят из Украины деньги [видео] 1

Наворованные средства чаще всего выводятся в Латвию, Великобританию, Германию и Швейцарию.

Факт. ПраймБрокер покупает самого развивающегося брокера форекс PrivateFX
Факт. ПраймБрокер покупает самого развивающегося брокера форекс PrivateFX 25

В современном динамичном мире глобализация зачастую проявляется в разделении труда с одновременной концентрацией капитала.

Ученые доказали, что жизнь могла произойти из неорганических веществ
Ученые доказали, что жизнь могла произойти из неорганических веществ 12

Ученные смогли синтезировать молекулы РНК внутри установки, которая смоделировала первоначальные условия на Земле для зарождения жизни.

У Сатурна жизнь бьет ключом и фонтаном
У Сатурна жизнь бьет ключом и фонтаном 35

Специалисты НАСА уверяют, что его спутник Энцелад местами, возможно, обитаем.

В Украину начнет летать Qatar Airways
В Украину начнет летать Qatar Airways 22

Одна из лучших авиакомпаний мира объявила о запуске 12 новых рейсов с 2017-2018 годов, в числе которых оказался и Киев.

Кто такая LP и почему стоит пойти на ее концерт в Киеве
Кто такая LP и почему стоит пойти на ее концерт в Киеве [видео] 442

Впервые в Украине выступит автор хита Lost on you, создающая песни для Рианны, Кристины Агилеры, Шер, Backstreet Boys и других мировых звезд.

Адвокат: Европейский суд Лолите попасть в Украину не поможет
Адвокат: Европейский суд Лолите попасть в Украину не поможет 745

Юрист объяснил, удастся ли 53-летней Лолите добиться через международный суд отмены трехлетнего запрета на право въезда в нашу страну.

Юрко Юрченко считает победительницей  Голоса  Ингрет Костенко, которая исполнила его песню
Юрко Юрченко считает победительницей "Голоса" Ингрет Костенко, которая исполнила его песню 960

Композицию "Менуэты" группа "Юркеш" выпустила десять лент назад.

Агент:  В ближайшие две недели будущее Гусева определится