Крыму – мир и благополучие

Крыму – мир и благополучие

Комментарии: 2

Это и статья «Что ждет Украину, и мир после падения Великой американской империи», статья «Российский флот уйдет из Украины вместе с Крымом» и др.

О том, что эти вопросы крайне злободневны, говорит активная переписка в Интернет-сообществе. Мнения пользователей зачастую диаметрально противоположны и крайне радикальны. Полагаем, что в обсуждении путей решения этих проблем пора принять участие специалистам, политикам, ученым. Необходимо уходить от эмоций и обвинений, а обсуждать конкретные предложения, благо, что время до  2016 г. еще есть.

Позволим себе высказать и обосновать наше мнение, которое базируется на социологических исследованиях, международном опыте, реальной сегодняшней ситуации и возможности спрогнозировать варианты развития событий к 2017 году.

Предположительная позиция России по вопросу базирования Черноморского Флота в Севастополе до и после 2017 г. вполне прогнозируема:

1. До президентских выборов на Украине Россия не будет жестко реагировать на провокации украинской стороны по отношению к российским военнослужащим Черноморского флота (об этих провокациях подробно изложено в статье «Российский флот уйдет из Украины вместе с Крымом?»), дабы не давать повода к повышению шансов «оранжевых» в предстоящих выборах и, более того, исключить возможность срыва президентских выборов в связи с «обострением ситуации в Крыму».

2. Россия предпримет все меры экономического, политического, дипломатического и т.д. характера, чтобы с новым руководством Украины заключить бессрочный Договор аренды Севастополя как базы пребывания ЧФ РФ, на приемлемых для сторон условиях.

3. В случае отказа украинской стороны от пролонгации Договора аренды, Россия в явочном порядке будет использовать Севастополь для базирования своего Флота. В пользу  такого варианта развития событий говорят следующие предпосылки:

- Россия немедленно расторгает т.н. «Большой Договор», в котором содержится жизненно важный пункт для Украины, предусматривающий признание Россией границы и территориальной целостности Украины, сложившиеся на момент подписания Договора. В случае расторжения его, Россия неминуемо поставит вопрос о юридических нарушениях при передаче Крымской области в состав Украинской ССР и о том, что Севастополь как город республиканского подчинения в состав Крымской области не входил, и никогда не передавался Украине;

- ни один руководитель РФ не возьмет на себя ответственность за принятие решения о выводе Флота из города русской славы – Севастополя. В противном случае и севастопольцы, и россияне проклянут на века имя этого человека;

- прозаично, но факт: Черноморский Флот попросту некуда выводить. Новороссийск может быть только вспомогательной базой, и равноценной замены Севастополю нет и быть не может.

Такова предположительно позиция России по вопросу базирования Черноморского Флота в Севастополе. Насколько верны наши прогнозы, станет понятно ближе к 2016 году.

Что же касается прогнозов по позиции Украины в этом вопросе, то их составить невозможно в силу того, что Украина еще не состоялась как государство, и ее внешняя политика, в т.ч. с Россией, во многом зависит от того, какая политсила и соответственно бизнес-группировка будет у власти в 2016-2017 г.г.

Тем не менее, исходя из реального международного, политического, социального, межнационального и т.д. положения Украины, попробуем спрогнозировать возможные действия правящей элиты и возможные последствия принимаемых решений:

1. Украина идет на пролонгацию Договора аренды со сроком или бессрочно. Вариант для сторон компромиссный и позволяющий избежать острой фазы конфликта. Но вариант этот имеет свои негативные моменты, которые связаны с возможным приходом к власти на Украине в будущем новых «оранжевых» или националистов, типа лидера партии «Свобода» О. Тягнибока. Вся политика украинской стороны вновь сведется к «выдавливанию» Черноморского Флота из Севастополя с непредсказуемыми последствиями.

2. Украина категорически отказывает в пролонгации срочного или бессрочного Договора аренды базы размещения ЧФ РФ Севастополе.

Как мы ранее рассматривали реакцию России при таком варианте, можно смело утверждать, что Черноморский Флот будет в явочном порядке базироваться в Севастополе, одновременно будут обращения Сторон в Международные суды с очень туманной перспективой принятия конкретного решения с конкретными сроками исполнения.

Украина в такой ситуации либо будет вынуждена искать компромиссные варианты, либо вступить в прямой конфликт с Россией, в т.ч. вооруженный.

Вооруженный конфликт, на наш взгляд, маловероятен и абсолютно бесперспективен для Украины. Во-первых, военные потенциалы стран несоизмеримы. Во-вторых, подавляющее большинство граждан Украины не станет воевать с Россией, особенно это касается юго-востока Украины и Крыма. В-третьих: как можно воевать за город, в котором 99% населения будет на стороне «противника»? Надежды на военное вмешательство Соединенных Штатов и/или НАТО беспочвенны.

Никто не будет воевать с Россией из-за Украины или Грузии. Жизнь это подтвердила по событиям в Южной Осетии. Максимум, на что может рассчитывать Украина в этом конфликте – на информационную поддержку Запада, которая через короткое время, как правило, затухает.

И в то же время нельзя полностью исключить вооруженный конфликт, который может быть развязан некоторыми украинскими политиками с целью отсрочить свою политическую «смерть». При этом можно смело утверждать, что эта авантюра будет не просто поражением Украины, а ее развалом на части. Таким образом, в ускоренном варианте сбудутся прогнозы авторитетного итальянского политологического журнала Limes (см. «Комсомольская правда в Украине» №171/32 от 7-13 августа 2009 г. «Что ждет Украину и мир после падения Великой американской империи»)

Но и военная победа России обернется для нее тяжелым политическим поражением, т.к. на какое-то время страна окажется в глубокой изоляции, что совершенно недопустимо в современном глобальном мире.

В таких условиях радикальных дисперсионных оценок на перспективу развития Крыма необходим поиск новых подходов, которые отвечали бы интересам всех заинтересованных сторон. Как один из возможных вариантов бесконфликтного и устойчивого развития региона группой ученых разработаны и опубликованы в форме тезисов Антикризисная программа развития Крыма и Основы Концепции межнационального согласия. Представленные материалы вызвали живой интерес общественности и по предложению организаций «Крымские татары за союз с Россией» и «Союз российских соотечественников им. А. Невского» в ноябре месяце этого года планируется их обсуждение на Форуме народов Крыма с принятием соответствующих решений. 

Какие основные положения содержат Антикризисная программа и Концепция межнационального согласия в Крыму.

Прежде всего, исследования показывают, что в современных условиях нет объективных причин для межнациональных, межрелигиозных и других конфликтов в Автономии. Имеющиеся проблемы вызваны искусственно созданными факторами и при желании устранимы научно-обоснованным менеджментом.

торое. Интенсивное навязывание в последнее время общественному мнению точки зрения о якобы эскалации напряженности в российско-украинских отношениях вокруг Крыма также не имеет под собой оснований. Крым не должен и не может в принципе быть полигоном для разжигания конфликта между Украиной и Россией. А, наоборот, здесь имеются все условия для эффективного развития взаимовыгодного международного сотрудничества.

Третье. Экономической основой гражданского и межнационального согласия в Крыму, на наш взгляд, может стать предоставление региону статуса «международной здравницы», экономика которой будет построена на оффшорных принципах, с максимальными льготами для бизнеса, с беспошлинным и безвизовым режимом. В соответствии со Статьей 18 Конституции АРК Автономия имеет право самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и организациями, осуществлять с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодной сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах. Именно предоставление Крыму статуса территории приоритетного международного экономического и, прежде всего российско-украинского сотрудничества, на практике обеспечивает реализацию конституционных положений АРК.

Четвертое. В качестве гипотезы считаем целесообразным изучить возможность создания в Крыму  управленческой системы на принципах Кондоминиума  России и Украины - стран, которые в наибольшей степени заинтересованы в его экономическом и гуманитарном развитии. Такой подход исторически апробирован международной практикой и, как правило, является стабилизирующим фактором в потенциально конфликтогенных регионах. Более того, он сферу конфликтогенности переводит в сферу взаимного сотрудничества и партнерства.

Пятое. Особое внимание в антикризисных трансформациях должно быть уделено созданию комфортных условий для совершенствования образа жизни местного населения. Гуманитарные отношения в развитии современного Крыма должны строиться прежде всего на институтах гражданского общества, которые «Всеобщей Декларацией прав человека» определяются как универсальный критерий взаимоотношений между людьми. Региональная специфика Крыма не ограничивает, а наоборот, увеличивает возможности расширения и развития демократии как основополагающего принципа жизнедеятельности людей в современных условиях.

Шестое. Полагаем, что для эффективного проведения национальной политики в Крыму созрела необходимость создания при Парламенте в Автономии Национальной Палаты, которая бы эффективно и согласованно решала проблемы межнационального согласия как совещательный орган с правом законодательной инициативы. Основной задачей Национальной Палаты должно явиться содействие разрешению возможных межнациональных и межконфессиональных проблем и создание соответствующих условий для обеспечения межнационального и общегражданского согласия.

Седьмое. Проблемы, обсуждаемые вокруг Черноморского Флота, не являются антагонистическими. Черноморский Флот Российской Федерации должен изменить свой статус присутствия, развиваясь не только как институт защиты от внешних угроз, но и как «миротворческая организация», поддерживающая региональную безопасность, участвующая в преодолении техногенных катастроф и т.д. В этом объективно заинтересована как Россия, так и Украина. И, прежде всего, сами крымчане, которые видят в Черноморском Флоте, как показывают многочисленные социологические исследования, не источник конфликтогенности, а гаранта мира и региональной стабильности.

Таким образом, поднимаемые «Комсомольской правдой» проблемы Крыма, действительно актуальны и требуют своего конструктивного решения. Мы не претендуем на то, чтобы дать исчерпывающие ответы на обсуждаемые вопросы. Но в то же время, наши обобщения и расчеты показывают, что преодоление системного кризиса в Крыму и конфликтогенной ситуации вокруг Крыма необходимо решать научно обоснованными методами на основе приоритетного реформирования экономики, исторически сложившихся реалий и с учетом общественного мнения местного населения.

Доктор экономических наук,  профессор Котолупов О.А. (Россия)

Доктор социологических наук, профессор Хриенко П.А. (Украина)
(Россия) (Украина)

загрузка...
загрузка...

Политика

Рейтинг Трампа продолжает падение
Рейтинг Трампа продолжает падение 135 1

В США рейтинг одобрения политики нового лидера страны Дональда Трампа показа, что американцы стали еще более недовольны его деятельностью. Большая часть населения не одобряет его поступки.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

В Европейском вещательном союзе прокомментировали возможное исключение Украины из  Евровидения
В Европейском вещательном союзе прокомментировали возможное исключение Украины из "Евровидения" 12

28 марта швейцарская газета Blick опубликовала статью, согласно которой организаторы песенного конкурса могут ввести против Киева санкции из-за запрета въезда в Украину российской участнице Юлии Самойловой.

Спорт

Месси дисквалифицировали на четыре матча
Месси дисквалифицировали на четыре матча 681

Дисциплинарный комитет ФИФА принял данное решение в связи с инцидентом с участием футболиста, который произошедшего 23 марта. Там посчитали, что футболист оскорбил помощника судьи.