Юлия ЗИНЧЕНКО («КП» - Харьков»). Фото Романа ШУПЕНКО и из архива «КП». (5 июня 2009)
Механик «Калипсо», француз с украинскими корнями Андре ЛАБАН: «Мы с Кусто прожили под водой три недели»

Механик «Калипсо», француз с украинскими корнями Андре ЛАБАН: «Мы с Кусто прожили под водой три недели»

Андре Лабан.

«Комсомолка» встретилась с одним из членов знаменитой команды Кусто, другом изобретателя и подводника, художником, фотографом и оператором, проработавшим с Жаком-Ивом не один десяток лет…

В Украину месье Лабан приехал на харьковский фестиваль «Живая вода». Его привлекли работы местных дайверов. С собой француз привез уникальные фильмы - как снятые вместе с Кусто, так и собственные. А также показал картины, нарисованные под водой. Но главной интригой, конечно, стали истории о путешествиях в таинственных глубинах морей и океанов…

«Жак любил делать специалистов»

Вообще Андре даже мечтать не мог о том, что после окончания школы химии начнет сотрудничать со своим кумиром. Известный океанограф взял его на свое судно, несмотря на то что молодой человек тогда ничего не смыслил в навигации.

- Мне кажется, ему нравилось делать специалистов из людей, которые приходили к нему совершенно неподготовленными, - вспоминает Лабан.

О своих первых погружениях опытный дайвер теперь говорит с улыбкой:

- Первый раз я нырнул с «Калипсо» тайком ночью. Взял чей-то использованный баллон, полупустой. Никто и не знал об этом… Второй раз - уже на задании. Мы отправились в Средиземное море, где на глубине

40 метров покоились остатки затонувшего около двух тысяч лет назад греческого судна. Искали что-то для музеев. Мне поручили испробовать недавно отремонтированный фотоаппарат. Когда я погружался, думал, там лежит большой античный корабль, а оказалось - сгнившая рухлядь. Начал искать и в какой-то момент понял, что начинает кружиться голова: не хватает воздуха. В результате я не сделал ни одной фотографии и всплыл.

Но самым запоминающимся погружением стало для меня то, которое тянулось целых три недели. Жизнь в субмарине под давлением в 11 атмосфер (в 11 раз больше того, что на суше)! И все это время мы с Кусто не поднимались на поверхность. Подлодка служила для нас домом, а прогуляться мы выплывали в море. Кусто доказал, что человек может довольно долго жить и работать под водой. Правда, потом нам пришлось перенести четыре тяжелейших дня декомпрессии (болезненное состояние, возникающее от резкого понижения атмосферного давления. - Прим. ред.).

Все, кто знал Кусто, называли его Великим.

Все, кто знал Кусто, называли его Великим.

«Акулы абсолютно незлые»

- Мы видели много чудесных рыб, в том числе акул различных видов, - делится француз. - Но самое потрясающее - это кит! Плывешь и видишь громадину длиной 15 метров. Такое ощущение, будто он неподвижен, только еле-еле машет хвостовым плавником, надвигаясь на тебя, как автобус. Его глаз - это тарелка, глядящая абсолютно без всякой агрессии. Одновременно ты понимаешь: один взмах хвостом, и окажешься далеко-далеко! Но на самом деле и киты, и акулы абсолютно незлые. Это все люди придумали. В реальности все животные любознательные, голодные и влюбленные…

Самое поразительное место, где довелось побывать команде Кусто, по мнению Андре Лабана, - подводный храм из сталактитов. Природную достопримечательность обнаружили при съемке одного из фильмов.

- В мировом океане есть точка, где рифы расположены на глубине не более двух метров. Посреди них огромная впадина диаметром 100 метров и тянущаяся на 100 метров вниз, - объясняет Андре. - Мы оставили «Калипсо» на поверхности, а сами с аквалангами погрузились внутрь этой ямы. Она оказалась похожа на собор: там невероятное множество сталактитов, потрясающе!

Он был уверен: человечество уйдет жить под воду

Каким же был Жак-Ив Кусто? На этот вопрос Андре Лабан отвечает односложно: «Великим». И шутит: «Не только потому, что сделал много важнейших изобретений (в том числе акваланг), но и просто потому, что был... высоким».

- Он любил делать все по-своему, - улыбается Лабан. - Говорил: вот так хорошо, а вот так плохо, и давайте поступим вот так, потому что… будет весело! А если подходил и хлопал по плечу, говоря: «Эх, старый брат», это означало, что у него созрел какой-то безумный проект. Но он горячо убеждал, и проекты осуществлялись!

…Жак-Ив Кусто в прошлом был военным, поэтому на борту «Калипсо» всегда царила строжайшая дисциплина. Иногда капитан терял спокойствие, и от него доводилось слышать резкое словцо. Как-то ныряльщик заикнулся о своих правах, на что прозвучал ответ: «Здесь ни у кого нет прав!»

И все же Лабан вспоминает работу с Кусто как лучшие годы своей жизни:

- Это были замечательные времена! Благодаря Кусто я познакомился с людьми, которые научили меня тому, что я знаю. Работая на «Калипсо», я стал одним из режиссеров трех фильмов. А позже снял и четыре собственные работы. Да, Кусто немало требовал, но и очень многое давал.

А еще Кусто считал, что люди в конце концов станут акватичными созданиями. Ведь не зря говорят, что у нас есть жабры. Возможно, в следующем веке человечество скажет: «Кусто был прав». Но, будем надеяться, нам не придется обитать в океане только из-за того, что воздух окажется непригодным для дыхания...

С 1959 г. на «Калипсо» базировалась мини-подлодка типа «ныряющее блюдце». Глубина ее погружения - до 300 м, скорость - 1,5 узла.

С 1959 г. на «Калипсо» базировалась мини-подлодка типа «ныряющее блюдце». Глубина ее погружения - до 300 м, скорость - 1,5 узла.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Андре Лабан (80 лет) - механик, ведущий инженер научно-исследовательского судна «Калипсо», уникальный художник, рисующий под водой, дайвер с более чем 45-летним стажем. Живет в пригороде Тулузы (Франция). Но корни у Лабана украинские: его дед родом из Львова.

В 1947-м Андре посмотрел фильм Кусто о подводном мире. Впечатление оказалось настолько сильным, что он начал мечтать о том, чтобы попасть в команду. Однажды в порту Марселя юноша заметил «Калипсо», отправился на судно и поинтересовался, нет ли у них какой-нибудь работы. Лабан имел образование инженера-химика, а на корабль требовался инженер-электрик. Тем не менее его взяли, и он успешно прошел испытательный срок. В 1955 году Кусто назначил 27-летнего Андре начальником одного из управлений Французского центра подводных исследований в Марселе…

КСТАТИ

«Калипсо» станет музеем

Легендарный корабль, построенный в США в 1942 году, после смерти капитана Кусто в 1997 году был отправлен на стоянку в порт, где и находился последние десять лет.

Близкие родственники капитана Кусто много лет вели борьбу за богатое наследство ученого. В 2006 году суд отдал корабль в собственность команде Кусто.

После капитального ремонта «Калипсо» станет музеем, в котором посетителям будут рассказывать историю долгой службы этого судна на благо науки.

БЫЛО ДЕЛО

Пробоина в подлодке чуть не стоила жизни всей команде

От дисциплины и слаженности работы всей команды зависела жизнь каждого. Практически любая внештатная ситуация грозила непредсказуемыми последствиями. Нередко происходили ЧП на грани фола. Как, например, пробоина в подводной лодке.

- Очень страшно, когда такое происходит, - признается бывший механик «Калипсо». – Немного похоже на гейзер. В подлодку врывается вода и начинает наполнять судно! По спине бежит холодок… Мы тогда находились на глубине 200 метров. К счастью, пробоину удалось заделать…

А еще однажды мужественные естествоиспытатели «приклеились» к грунту на «ныряющем блюдце» (так члены команды называли свой мини-батискаф, изобретенный Кусто). Это случилось у берегов Калифорнии. На дне оказалось много ила, и мини-субмарина долго не могла оторваться. Но, к счастью, океонологи вырвались из подводного плена.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт