25 апреля

Ученые научатся работать с памятью

Фото: Результат труда ученых в перспективе поможет предотвращать старческий склероз.

- Вообразите себе, что, воздействуя на головной мозг химическим препаратом, можно будет стереть воспоминания о фобии, тяжелой утрате или даже дурной привычке, - пишет The New York Times.

Эксперимент пока на мышах проходит так. Тодд С. Сэктор и Андре А. Фентон, работающие в SUNY Downstate Medical Center (Бруклин), вводят экспериментальный препарат в участки мозга, которые играют ключевую роль для сохранения определенных воспоминаний: например, ассоциативно-эмоциональных переживаний, знаний о пространстве или моторно-двигательных навыков. Препарат подавляет деятельность химического вещества, в котором мозг нуждается для удержания приобретенных знаний и данных в памяти.

- Мы открыли «молекулу памяти», - считает Тодд С. Сэктор. – Еще в 1960-1970-е годы было открыто, что переживание укрепляет связи между определенным сообществом клеток мозга. Обратитесь к любой из них - и она словно бы обзвонит по «записной книжке» своих товарок, и все вместе, как очевидцы, воскресят воспоминание. К 1999 году ученые выявили 117 веществ, причастных к этому процессу, но поиски ключевого вещества тогда застопорились. Нашлось оно только сейчас.

Тодд Сэктор и его лаборатория обнаружили, что вещество под названием PKMzeta присутствует и активно работает в клетках, когда соседние нейроны вызывают их по «записной книжке». А после уже первых опытов на мышах Сэктор обнаружил: после инъекции препарата, блокирующего PKMzeta, грызуны почти мгновенно забывают дорогу по уже знакомому лабиринту.

Это открытие, как и любое другое, может принести и пользу, и вред. Сэктор и его коллеги, например, полагают, что результат их труда в перспективе поможет предотвращать старческий склероз.

А нейробиолог из Гарварда Стивен И. Хаймен уверен в обратном.

- Препараты, которые блокируют или удаляют воспоминания, могут быть использованы во зло, - предостерегает он. - Стирая память о дурных поступках, люди смогут заглушить в себе голос совести. Кроме того, появление «эликсира памяти» может спровоцировать гонку вооружений.