24 мая
Загрузить еще

Киевские карточки: экономим деньги

Киевские карточки: экономим деньги
Фото: Для туристов появилась специальная карточка, по которой скидка в музеях и ресторанах до 30%. Фото: Максим ЛЮКОВ.
Документ коренного избирателя 
 
 
ЗАЧЕМ ВВЕЛИ: Первым за идею разделить жителей города с пропиской и без (читай - с правом голосовать и без оного) взялся Черновецкий. Леонид Михайлович раздавал продуктовые наборы, выплачивал к праздникам матпомощь "своим любимым бабушкам". И это сработало - перевыборы Черновецкий уверенно выиграл. Ввести "Карточку киевлянина", по которой льготникам предусмотрены скидки, экс-мэр не успел. Сегодняшняя власть это нововведение подняла на щит. Сейчас карточка будет действовать как скидочный талон на городские услуги (транспорт, городские аптеки, магазины), но со временем она может получить и "живые деньги", если правительство Украины сделает шаг к монетизации льгот. Тогда льготнику ежемесячно будет "капать" некая сумма из бюджета города и страны, а он сам решит, на что ее потратить.        
 
На днях будут подписаны договоры с продуктовыми сетями "Сiльпо", Billa, West line и в агентстве заказа билетов "Карабас", скидку обещают 5%. В издательском доме "Толока" - 25-30% на газеты и журналы. 
 
Уже год в коммунальной сети "Фармация" владельцы карточек могут купить препараты из списка (82 наименования) на 30% дешевле. Плюс к этому в "социальной" аптеке (таких будет по одной в каждом районе), сети "Фармация", будет скидка 5-40%, но уже на все препараты. 
 
ИТОГ: Главный плюс "Карточки киевлянина" в том, что из бюджета на нее не потратят ни копейки - все за счет инвесторов. Еще один плюс - она не обязательная: хочешь оформляй, хочешь нет. Из минусов - пока небольшой ассортимент скидок, но его обещают пополнить. 
 
Что дает "Карточка киевлянина"? 
 
Бесплатный проезд в метро (льготникам) 
Скидки в коммунальных аптеках
Скидки в сетях супер-маркетов 
Этапы внедрения
I-й этап (закончился) - 55 000 льготников.
II-й этап (закончится осенью этого года) - 425 000 льготников.
III-й этап (точной даты нет) - все зарегистрированные киевляне. 
 
А КАК У НИХ 
 
В России шагнули дальше "карточки москвича". С марта ее начали менять на "универсальную электронную карту" по всей стране. Она дает право на льготный проезд в общественном транспорте (пенсионерам - бесплатно). По ней можно оплатить квартплату, налоги, рассчитаться за товары в магазинах (более 3000 предприятий), записаться на прием в поликлинику, а школьнику оплатить обед в столовой. Отметим, что проект не инвестиционный, как у нас, а за счет федерального бюджета. 
 
Так выглядят валидаторы. До средины 2014 года ими оборудуют весь транспорт.
Единый билетик на весь транспорт 
 
ЗАЧЕМ ВВОДЯТ: Для удобства пассажиров - раз купил и катайся целый день, месяц, год.  
 
ЧТО ДАЕТ: Внешне единый билет будет напоминать проездной в метро на количество поездок, которые можно пополнить в терминале на любой станции. На данный момент таким видом проездного в подземке пользуются 20% людей. 
 
Общественный транспорт оборудуют валидаторами (устройствами для снятия денег с карточки, см. фото), к которому при входе нужно поднести карточку, и устройство издаст громкий звук, чтобы все в салоне знали, уплачено за проезд или нет. Это исключит человеческий фактор - не будет кондукторов, зато останутся контролеры.  
 
Интересно, что по примеру Москвы Киев не пошел. Несколько лет назад в столице северных соседей установили турникет на передней двери. Привело это к скандалам - к длиннющим очередям на остановках и толкучке в час пик. 
 
- Мы готовы. Осталось только подписать договор и начать установку устройств, - рассказали нам в компании Alfa pay, победившей в тендере.  
 
В мэрии нам рассказали, что до конца года единый билет появится в метро, а до середины 2014 года - во всем наземном транспорте.    
 
ИТОГ:  Сам проект дорогостоящий - инвестор вложит 120 млн грн. и будет получать 8,47% от выручки. Плюс в том, что проект инвестиционный и не потребует больших затрат бюджета. Минусы (для потребителя) - стоимость проезда повысить технически будет крайне легко. 
 
А КАК У НИХ 
 
В Польше действует проездной билет на все виды транспорта по времени. Покупаешь проездной в Варшаве на 20 минут - и побежал! Если за это время не успеешь выйти из транспорта, то получишь штраф в $100, а если застигнут на месте - $300.      
В той же Москве единый билет ввели в феврале. Проездной на метро у них можно использовать и в троллейбусе, и в автобусе по принципу "больше ездишь - больше скидки". 
Годовой проездной стоит 6800 грн. (17 тысяч рублей). Неудивительно, что его плохо раскупают из-за высокой стоимости. Особо мучаются пожилые жители Москвы.     
 
 
Ксива иностранного туриста
 
ЗАЧЕМ ВВЕЛИ: Kyiv City Card - это мировая скидочная туристическая карта. Чем больше музеев, гостиниц и ресторанов участвуют в этом проекте, тем проще иностранцу находиться в городе. Киев первым из городов страны "подписался" на City Card. Карточки появились в продаже (на 3 дня 200 грн., на 7 дней - 400 грн.), а для ВИП-клиентов - gold на 90 дней и platinum на 365 дней.      
 
ИТОГ: Исходя из цены карта рассчитана на клиента-иностранца, который понятия не имеет, сколько стоит билетик в один из киевских музеев. 
 
Что дает Kyiv City Card? 
 
20 музеев бесплатно
скидки на круизы по Днепру, в ресторанах, гостиницах, муниципальном такси и на прокат авто 
 
А КАК У НИХ 
 
В Москве туристическая карточка стоит 620 грн. (правда, и достопримечательностей больше 60), в Барселоне стоит 250 грн. на два дня, в Париже - 360 грн., в Будапеште - 270 грн. на три дня, в Венеции - 300-400 грн. на неделю, в Лондоне на один день - 560 грн., в Нью-Йорке - 600 грн. 
 
МНЕНИЕ
 
Фото: пресс-служба Аллы Шлапак.
Алла Шлапак, глава гуманитарной комиссии Киевсовета:
 
Киев - современный мегаполис. Город развивается и заодно развивается система предоставления услуг киевлянам, в том числе и со стороны местных властей. Введение "Карточки киевлянина", единого транспортного билета, возможность покупать лекарства и продукты со скидками - это лишь часть важных социально направленных проектов, которые должны быть реализованы в столице, чтобы поддержать киевлян.
 
Если какой-то проект или инициатива является полезной и прогнозируемо нужной для киевлян - нет ничего крамольного в том, чтобы перенять этот опыт у стран-соседей. Главное, чтобы на пути хорошей идеи не встало чье-то дерзкое желание наживы. Как, например, это было с "Карточкой киевлянина", когда отдельные чиновники стремились превратить социальную инициативу в бизнес-проект, из-за чего и произошли такие значительные задержки с полноценным внедрением этого проекта.
 
С другой стороны, в обществе, учитывая современный темп жизни и техногенный прогресс, есть запрос на социальные проекты, которые бы устраняли бюрократические преграды. Например, недавно ко мне обратился Студенческий совет Киева с предложением объединить студенческий и проездной билеты.
 
При грамотном управленческом подходе Киев совершенно оправданно может стать столицей комфортной и безопасной жизни.