Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Киевские эпизоды великого режиссера

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ

Имя Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева) обычно первым приходит на ум, когда заходит речь о театральных режиссерах. Собственно говоря, его считают вообще первым режиссером в современном смысле этого слова. Он не просто "разводил мизансцены", полагаясь на опыт и кураж артистов, а последовательно выстраивал весь ход спектакля, ставя перед исполнителями тщательно продуманные задачи. Именно под его руководством в Московском Художественном театре стала применяться знаменитая "система", которая легла в основу работы актеров над ролями. 

Известно, что в Киеве Станиславский впервые побывал еще школьником, с родителями. А в 1912 году он приехал сюда на 15-дневные гастроли, будучи одним из руководителей труппы МХТ, режиссером и актером. То была, к слову, первая поездка прославленного коллектива в так называемую "театральную провинцию" (если не считать поездку в 1900 году в Крым, для встречи с Чеховым). 

Гастроли прошли с полным успехом (подробнее о них - на сайте kp.ua). Максим Рыльский, который в 17-летнем возрасте проходил по вечерней киевской улице и увидел толпу людей, вспоминал, что все они стояли в очереди за билетами, в основном молодежь. А одна из девушек, весело сверкнув глазами, объяснила ему: "Художники приехали"! Так любовно называли зрители артистов Художественного театра.

Великий режиссер на подножке киевского трамвая в 1925 году. 

КЛАССИК В ТРАМВАЕ

Новый приезд "художников" на берега Днепра состоялся в мае 1914-го. После этого киевляне встретились с театром (получившим к тому времени титул "академического" и название МХАТ) уже в конце июня 1925 года. Труппа объезжала тогда города Украины, побывав также в Одессе, Харькове, Екатеринославе (Днепропетровске). Константин Станиславский участвовал в этих гастролях. Сохранился даже фотоснимок того времени, на котором великий режиссер садится в киевский трамвай.

Потом МХАТ находился в Киеве в течение всего июня 1936 года, показывая свои спектакли сразу на двух сценах. Самому Константину Сергеевичу состояние здоровья уже не позволило приехать (лишь его приветствие вошло в брошюру, специально выпущенную по случаю поездки в столицу Украины). Однако в Киев были привезены легендарные постановки Станиславского и Немировича-Данченко - "Царь Федор Иоаннович", "Вишневый сад", "На дне" и др. В тогдашнем составе театра было несколько бывших киевлян, приобщенных к "системе Станиславского" непосредственно ее создателем. Это Алла Тарасова - уроженка Киева, Леонид Леонидов (Вольфензон) и Михаил Тарханов (Москвин), игравшие на сцене киевского театра "Соловцов", Михаил Болдуман - в прошлом актер Русского драматического театра в Киеве. Все они в разное время стали народными артистами СССР.

Еще один наш знаменитый земляк, чье творчество тесно связано с МХАТом Станиславского - Михаил Булгаков. Писатель, правда, сохранил от сотрудничества с театром противоречивое впечатление, называя его "кладбищем своих пьес". Действительно, МХАТовские постановки "Бега", "Мольера", "Батума" были "зарублены" высокими инстанциями. Но легендарный спектакль "Дни Турбиных" оказался незабываемой вехой в судьбе театра и автора. Булгаков посвятил МХАТу свой "Театральный роман", одним из самых заметных персонажей которого стал режиссер Иван Васильевич - необычайно живой, выпуклый, колоритный портрет Станиславского.

Константин Станиславский очень любил гастролировать в Украине со своим МХТ.

ТЕПЛЫЕ СЛОВА ОБ УКРАИНЕ

Коренной москвич, Константин Станиславский испытывал самые теплые чувства к Украине и ее культуре. Сохранились строки его письма украинскому ученому Агафангелу Крымскому, отправленного еще в 1911 году. Там, в частности, говорилось: "Я вспоминаю, с каким благоговением впервые прочитал на русском языке "Кобзарь", трудно было без волнения читать это изумительное по своей художественности, яркости и сочности языка и патетике произведение. В нем была вся душа Шевченко, его мысли, его идеи, его сердце... Я горячо люблю украинскую музыку. Если Чайковского мы называем чародеем русской музыки, то Лысенко - этого чудесного и пленяющего красотой своей музыки композитора - мы смело можем назвать солнцем украинской музыки. Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский - блестящая плеяда мастеров украинской сцены, вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства". 

Вот и впоследствии, уже в 1930-е годы, Станиславский писал: "Приветствую всю артистическую семью Украины, люблю ее темперамент, ее артистический талант, ее песни, ее голоса, ее танцы, музыку, живопись и прикладное искусство".

Киевляне ответили взаимными добрыми чувствами. Когда в 1938 году великого режиссера не стало, небольшую улочку в самом центре столицы Украины назвали именем Станиславского. Она проходит в двух шагах от Театра имени Франко - бывшего "Соловцова", на сцене которого сам Станиславский в свое время выступал на сцене перед киевлянами. 

Станиславский в роли Аргана ("Мнимый больной" Мольера), которую он исполнял и в Киеве.

В ТЕМУ 

Не пора ли нам замахнуться...

Один из украинских театров, организованный в Киеве в 1922 году, с января 1923-го носит имя великой актрисы Марии Заньковецкой (с 1944 года действует во Львове). Первоначально он размещался на Красноармейской, в здании нынешнего Театра оперетты. Правда, его выступления проходили преимущественно в разъездах, на сценах различных городов Украины. 

Составляя свой репертуар, Театр имени Заньковецкой решил, выражаясь словами известного киноперсонажа, "замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира". Были выбраны для постановки "Гамлет" и "Отелло". При этом заньковчане не только рискнули обратиться к сложнейшим пьесам, но и отправили в Москву официальное приглашение Константину Станиславскому - не согласится ли он поработать над "Гамлетом" в украинском театре?

В сентябре 1925 года пришел ответ от великого режиссера. В нем содержался деликатный и подробно обоснованный отказ. Станиславский писал: 

"По-видимому, молодой украинский театр интересуется не столько самой постановкой "Гамлета", сколько работой над выработкой основ и техники Вашего искусства. Если это так, то я смею утверждать, что постановкой "Гамлета", труднейшей из всех существующих, нужно не начинать, а завершать большую законченную работу - артистов или театра. Вначале эта постановка принесла бы в области своего искусства не пользу, а вред молодому театру. Вот почему работа над этой любимейшей мною пьесой не манит меня".

В Театре имени Заньковецкой согласились с резонами Станиславского и отступились от "Гамлета". Но от "Отелло" отказываться не стали, показав его в том же 1925 году в постановке Панаса Саксаганского.