Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Арбалетчица Таисия Петрова: Учителя говорили, я плохой человек и со мной не надо дружить

Арбалетчица Таисия Петрова: Учителя говорили, я плохой человек и со мной не надо дружить
Фото: Полтавська хвиля.

История 19-летней студентки Таисии Петровой, которая расстреляла из арбалета двух преподавателей 11-й школы города Полтава, продолжает обрастать подробностями. В суде, который отправил девушку на два месяца в СИЗО, выяснились мотивы, толкнувшие Таисию на преступление – жесткий буллинг со стороны учеников и самих учителей.

- У каждого случались такие моменты в жизни, когда общаешься с каким-то человеком, он нагрубит - и ты думаешь: "Ну все, ненавижу его. Готов как-то придушить". Но через полдня думаешь, что он нормальный человек, ничего такого не сделал, - рассказала СМИ девушка. - После длительного самоанализа могу сказать, что это был порыв. Тяжело контролируемое состояние наподобие "да сколько можно это терпеть?". Я сказала себе – хватит! Раньше я была на месте жертвы. А в тот момент почувствовала, что все контролирую. Теперь я буду запугивать.

Издевались учителя и дети

По словам Таисии Петровой, в каждой из трех школ, где она училась, девочка сталкивалась с буллингом как со стороны учителей, так и со стороны учеников.

- Я часто наблюдала картину, как ребят умышленно били так, чтобы не было синяков. Или подножку делали, чтобы не оставалось следов, - описывает она атмосферу, царившую в школах. - Администрация школы и учителя физического насилия ко мне не применяли. Они часто морально давили, унижали, говорили, что я никчемная, плохой человек, чтобы со мной не дружили и не здоровались. Дети же издевались физически или ломали вещи, портили имущество.

О том, что у Таисии проблемы, практически никто не знал. Она всегда старалась быть веселой, чтобы "люди ко мне не цеплялись. Чтобы не показывать, как мне сейчас плохо".

- Если расскажешь кому-то – или проигнорируют, или скажут, это единичный случай, а значит, заслужила, - уверяет Петрова.

Не говорила и родителям: рассчитывала, что все забудется само собой. Как выяснили полтавские СМИ, мама Таисии якобы работает в психиатрической больнице, а отец в "Полтавагазе".

По словам девушки, нелегко ей пришлось и в Харьковском национальном университете гражданской защиты:

- В университете, если я видела нападки со стороны преподавателей, я старалась избежать общения. Разговаривала только в рамках лекций и семинаров. Но в основном ко мне хорошо относились, видели мои способности и даже повесили на Доску почета. Мне было приятно. Но и в университете есть люди, которые лучше бы там не работали.

Планировала или нет? Ответ в дневнике?

Почему она отправилась мстить именно в 11-ю школу, где уже много лет не была, девушка внятно не объяснила:

- Я была незащищенным ребенком, обиды воспринимала очень остро. Когда пришла во вторую и третью школы, как-то научилась с этим справляться. Просто стала игнорировать и избегать. Но, как видите, не совсем выходит.

Само нападение девушка называет спонтанным решением, ведь своих жертв даже не знала.

Но все эти объяснения не вяжутся с другим. По данным "Полтавской волны", при обыске в ее комнате якобы нашли череп со следами засохшей крови. А в телефоне фотографии расчлененных животных.

Есть и личный дневник девушки, в котором якобы было и про убийство учителей, и запланирован еще ряд нападений. 22 сентября Таисия собиралась поджечь свой дом. Еще одно убийство было запланировано у нее на 28 августа.

Сам факт ведения дневника Таисия не отрицала, но о его содержании умолчала. Как и отказалась комментировать обстановку в своей комнате.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

"Скорее всего, девочка больна"

- Думаю, сам по себе буллинг не является первопричиной того, что Таисия взяла в руки оружие, - объясняет столичный психолог Анна Чехман. По нашей просьбе она посмотрела видео из суда, где Петрова объяснила свой поступок, и пришла к неутешительному предположению:

- Бывают ситуации, когда у человека обостренное или искаженное восприятие из-за фонового психического заболевания. И буллинг может дать лишь дополнительный стимул для того, чтобы человек перешел грань и смог причинить вред жизни и здоровью окружающих или даже своему. Как правило, в таком случае логика и причинно-следственные связи у человека могут быть значительно искажены.

Буллинг в данном случае не причина и не оправдание поступка, а лишь сопутствующая часть, важность которой тяжело оценить без понимания фактов.

Все это, похоже, наблюдается и у Таисии. Помнить детские обиды до 19 лет, страдать от них, прийти вымещать злость на незнакомых людях, путанная речь в попытке объяснить логику своих поступков.

Иногда идентифицировать развитие психического заболевания сложно даже родителям и людям, которые близко знают человека. Чаще всего заболевание перед обострением протекает в скрытой форме и выглядит как "чудачества". Тут важно успеть заметить резкое изменение в поведении ребенка.

Признаки, на которые следует обратить внимание:

- несвойственные ранее эмоциональные проявления или вспышки агрессии,

- кардинальное изменение внешности, стиля одежды или внезапное увлечение субкультурами,

- чрезмерная асоциальность или, наоборот, чрезмерная общительность,

- резкое увлечение религиозными течениями или "магичность" мышления (когда человек верит, что какие-то его действия и ритуалы могут глобально повлиять на жизни людей или глобальную обстановку в мире).

В ТЕМУ

Меняется ли обстановка в школах?

Школьные издевки, травля изгоев, драки, разборки, нападки старшеклассников – практически каждый из нас с таким сталкивался. Многие слышали в свой адрес от учителей "дебил" или "баран". Меняется ли ситуация со временем?

- Я училась в школе 10 лет назад, а теперь преподаю математику ученикам средних и старших классов. И могу сказать – что в мое время, что сейчас буллинг остался на том же уровне. И некоторые из учителей тоже себе позволяют лишнего, как правило, это люди старой закалки, - говорит на условиях анонимности одна из учительниц школ Сумской области. - Но сами дети тоже научились пресекать нападки со стороны педагогов. Угрожают, что снимут на камеру и выложат в соцсети. Такая перспектива многих заставляет трижды подумать, прежде чем обозвать как-то ребенка.

Ее коллега из Черкасской области все же замечает определенные перемены.

- У людей восприятие все-таки поменялось. Если раньше учитель тебя обозвал дураком, а ты пришел жаловаться родителям, то мог еще и от них получить. Раньше учитель был прав, а ты, школьник, должен подчиняться, – рассказывает наша собеседница. - Сейчас все иначе. Люди зациклены на защите своих прав. И жаловаться на то, что тебя обозвали, уже не зазорно. Это норма. Ведутся работы как с учителями, так и школьниками. Сдвиги есть в положительную сторону.

Другой вопрос, что буллинг между самими детьми по-прежнему устранить сложно. Детская жестокость, к сожалению, не знает границ. В соцсетях то и дело всплывают кадры избиения толпой одного ребенка. Из разных уголков страны и от детей с разными уровнями благосостояния их семей и качества образования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Знакомые арбалетчицы, расстрелявшей учителей: Отец переживал, чтобы дочь не стала жертвой насилия