Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

"Выживай, как хочешь, но спаси ребенка"

Фото: Таким увидел воина - спасителя маленькой девочки скульптор Владимир Райченко. Фото: Павел ДАЦКОВСКИЙ.

В уличной экспозиции музея АТО, открывшегося недавно в Днепре, появилась скульптура: маленькая девочка протягивает бойцу яблоко. На создание этого памятника вдохновила реальная история, описанная в рассказе "Дядя Ваня", вошедшем в книгу "Иловайск" украинского журналиста Евгения Положия. 

Прототип "дяди Вани" - боец 42-го батальона территориальной обороны Иван Погорелый - родом из Запорожья, а ныне живущий в Днепре. 36-летний успешный адвокат весной 2014-го оставил семью и ушел добровольцем в АТО. Будучи раненым под Иловайском, он чудом выжил и спас пятилетнюю малышку, уцелевшую после обстрела автомобиля, в котором погибли ее отец, мать, старшая сестра и бабушка. 

О том, что стал прототипом памятника, мужчина не знал и даже не догадывался. Говорит, скульптура не совсем про него, а вот то, что написано в книге, - правда.

"Это наш хороший знакомый, он тебе поможет"

- 27 августа 2014 года наш батальон получил задание прибыть в Иловайск и помочь добровольцам и милицейским подразделениям в зачистке города, - рассказывает Иван. - Мы летели на "вертушках", но маршрут изменился, нас высадили под Донецком, откуда к Иловайску уже выдвинулись на машинах 51-й бригады.

Сутки под обстрелом колонна прорывалась к городу. 28 августа под селом Новоекатериновка нас практически разбили. 

Ивана ранило, а падая с машины, он получил перелом бедра. Передвигаться не мог, отполз в поле, чтобы укрыться от пуль, и стал дожидаться помощи, передав с теми, кто отходил, свои координаты. Все это время в 40-50 метрах от него ездила техника противника. При малейшей угрозе быть замеченным приходилось притворяться мертвым. Благо "помогали" окровавленная футболка и почерневшее от копоти горевших машин и земли лицо.

На следующий день боец увидел, как со стороны села едут "Жигули". Белые тряпки на зеркалах заднего вида сигналили о том, что в автомобиле - мирные жители.  

- Стрельбу по автомобилю из посадки вблизи села открыли сразу же, - вспоминает Иван. - Я только не понял почему. Наших военнослужащих в том районе не было. Стреляли калибрами 14,5 и 7,62 мм. Я пулеметчик и знаю, что такие установки находятся на БТР. "Жигули" остановились, с переднего сиденья выпал мертвый мужчина, из задней двери выползла девчушка лет четырех-пяти, а следом за ней окровавленная женщина.

Иван попытался подползти поближе к машине. В нос ударил запах бензина, и снова начали стрелять. Умирающая женщина, понимая, что в любую секунду автомобиль может взорваться от искры из-за простреленного бензобака, стала уговаривать дочку ползти к дяде. 

- Солнышко, это наш хороший знакомый - дядя Ваня, - говорила мама. - Он тебе поможет. 

Малышка послушалась, приползла к Ивану, но тут же рванулась обратно - к маме. Мужчина сгреб девочку в охапку и тут же увидел простреленную ключицу, чем смог - перевязал. 

- Мы разговаривали с мамой еще около часа, - закуривает очередную сигарету Иван. - Она рассказывала, что семья уезжала из-под обстрелов, в машине была еще старшая дочь и бабушка. Попросила: "Выживай, как хочешь, но спаси ребенка, а я уже жить не хочу". Перед тем как умолкла, сказала, что в машине ее сумка с деньгами и документами. И есть еще одна бабушка, к которой нужно переправить дочку.

После той страшной истории Иван Погорелый с девочкой больше не общался.
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

"От дяди никуда не уйду"

Только когда стемнело, Иван решился подползти к машине и забрать сумку. Каждый метр отзывался невыносимой болью в ноге. За ним послушно ползла и девчушка. Но оказавшись возле автомобиля, вцепилась ручками в мертвую маму и долго не двигалась. Все повторяла, что мамочка с папочкой уснули, заболели и их нужно разбудить.

В салоне "Жигулей" был ад: кровь, иссеченная осколками бабушка, свесившаяся на переднем сиденье девочка лет четырнадцати. Возле дверей лежали уже холодные тела отца и матери малышки. Иван с трудом влез на заднее сиденье - раздробленная кость выпирала сквозь кожу при каждом движении, достал сумку. Даже решил попробовать завести машину, чтобы хоть как-то доехать до села.

- Ребенка уговорил отползти в ближайшие кусты, чтобы не дай Бог, если заведу и взорвусь, ее не задело, - говорит Иван. - Все это время рассказывал ей, что сейчас мы с ней поедем искать добрую фею, которая вылечит маму и папу. Два часа "усаживал" себя за руль, но в итоге понял, что автомобиль больше не заведется - он был полностью изрешечен пулями.

Тем временем малышка попросила пить и есть. Ивана и самого мучила жажда - давала знать о себе кровопотеря. Соваться в салон в поисках воды и пищи мужчина не стал, полез в багажник, где наткнулся на банку, в которой было что-то похожее на законсервированную кашу с тушенкой. Открывать было нечем, и ничего другого не оставалось, как разбить ее. Выбрав осколки, боец прямо из рук покормил девочку - сошло и за еду, и за питье.

Ночь Иван с ребенком пролежали в поле. Спали мало - по соседству "работали" "Грады". Малышку начало трясти, поднималась температура, а мужчина несколько раз терял сознание. На исходе ночи они пытались подползти к посадке, увидев костер, разведенный противником. Все это время солдат, включив фантазию и вспомнив сказки, которые читал своим двум сыновьям, "заговаривал" девочку. Военные почему-то быстро свернулись и уехали, а раненые взрослый и ребенок продолжали лежать в траве.

Когда поднялось солнце и мимо начали сновать на велосипедах жители села, Иван стал изо всех сил звать на помощь, просил забрать девочку. Кто-то проезжал мимо, не обращая внимания, кто-то останавливался и давал воды. Одна женщина предложила девочке пойти вместе с ней.

- Я от дяди никуда не пойду, - отрезала та.

Подобрала бойца и девочку санитарная БМД противника, предназначенная для эвакуации раненых. Иван видел, как девочке сразу же начали обрабатывать рану. А отдав свидетельство о рождении и деньги, успокоился: малышка спасена. Сам же оказался в плену. 

P.S. О том, чего нет в книге

…Собственно, на этом "книжная" история про дядю Ваню заканчивается. Ее продолжение я узнаю непосредственно из уст героя рассказа. 

Из плена его и еще несколько десятков бойцов освободили сразу же. Помотавшись по госпиталям, мужчина решил узнать о судьбе спасенной девочки. Зашел в интернет и сразу же наткнулся на десятки сюжетов российских СМИ о том, как украинские военные расстреляли в Донбассе мирную семью, а в живых осталась лишь младшая дочка, которую якобы спас боец так называемой "ДНР". 

С девочкой, имени которой он даже не называет, чтобы не навредить ей, Иван ни разу не общался. Со слов бабушки знает, что после случившегося она месяца три вообще не разговаривала. Сейчас вроде бы они собираются уехать жить в Крым. Женщина настроена против Украины. 

КОМПЕТЕНТНО

Памятник - собирательный образ

Эскиз памятника разрабатывался коллективно, он соединил в себе несколько историй бойцов АТО, одна из которых - спасение маленькой девочки Иваном Погорелым. Ее подробности знали организаторы музея, и именно она стала толчком для создания памятника.

- Это собирательный образ, - говорит советник председателя обладминистрации, один из организаторов музея АТО Иван Начовный. - Сам памятник, яблоко, которое девочка дарит солдату, символизируют благодарность всего украинского народа в лице ребенка своим защитникам. В этом и состояла идея.

- Не стоит искать портретное сходство скульптуры с кем-то из реальных бойцов, - подтверждает и харьковский скульптор Владимир Райченко, который изготавливал фигуры солдата и девочки.

Новости по теме: ООС (АТО) раненые на АТО