Загрузить еще

Через Сахару огонь может докатиться войны до Европы

И попыталась понять, что делят европейцы, арабы и коренное черное население в центре Сахары.
 
Прожаренные солнцем пески Сахары накаляют теперь и политические страсти. Смерть ливийского лидера Муамара Каддафи вывела регион из равновесия, и теперь кочевники-туареги, объединившись с "Аль-Каидой", воюют с войсками Мали и французским спецназом. Надежды на то, что конфликт погаснет быстро, нет. Слишком много интересов сошлось в этой горячей точке Африки, слишком призрачны здесь границы, слишком много денег можно добыть из этих раскаленных песков... 
 
"САМ САТАНА ЯВИЛСЯ К НАМ"
 
- Белым людям всегда казалось, что жизнь в песках невозможна, - сетовал один мой черный друг, человек набожный и ученый, по пять раз в день простирающийся на земле в сторону Мекки. - А ведь три главные религии - иудаизм, христианство, мусульманство - пришли к человечеству из пустыни. Глас Божий донесся из песков! Быть в пустыне - значит быть в доме Господнем. Когда ночью на путника обрушивается небо, пылающее южными звездами, к нему приходит уверенность в высшем порядке вещей.
 
Однако там, где Бог, там и враг человеческий не дремлет. 
 
- Сам Сатана явился к нам в Сахару! - драматически восклицает Абдраман Траоре, политик из малийского города Нено. В своих пышных, сверкающих на солнце одеяниях он похож на громадного африканского идола. - Мы столкнулись с новой формой бандитизма.  Шайтаны, пришедшие к нам из разных стран, прикрываясь именем Аллаха, продают наркотики, похищают людей и ведут сатанинскую пропаганду. Они не сподвижники дьявола. Они и есть дьявол.
Жители поселка в пустыне Сахара выбежали встречать французские войска, освободившие север Мали от исламистов. Французы рады - военная операция обошлась без потерь. Исламисты просто ушли в пустыню. Фото: РЕЙТЕР. 
 
ШИРОКО ЖИТЬ В САХАРЕ
 
Пустыня Сахара, крупнейшая в мире (треть Африки), всегда поражала воображение своими размерами и тайными сокровищами, скрытыми под толщей песка. Это пустое раскаленное пространство, сравнимое по величине с территорией США и принадлежащее десятку стран. Границы в пустыне условные. Французские колонизаторы прочертили их просто по линейке, заложив мины будущих конфликтов. А местные племена кочевников (в основном туарегов) до сих пор не признают границ, считая всю Сахару своей родиной. Да и что это за границы? Ни тебе пограничных столбов, ни колючей проволоки, ни таможни.
 
Сахара всегда служила убежищем для людей, не ладивших с законом. Но то, что пески годятся для хранения и переброски ценностей не хуже банков, предприимчивые люди осознали лишь в конце ХХ века.
 
- Первая группа международных разбойников, осевших в Сахаре, разбогатела на контрабанде обычных сигарет и кокаина, - говорит лидер партии "Объединение Мали" Трета Бокари. - Пустыня - идеальный путь для контрабандистов в силу полного отсутствия госконтроля и вообще слабости власти в Африке.
 
Контрабанда сигарет звучала почти безобидно до тех пор, пока за дело не взялись серьезные ребята из "Аль-Каиды" вроде одноглазого алжирца Мохтара Бельмохтара (глаз ему выбили еще на советско-афганской войне), организовавшего недавний захват иностранных заложников в Алжире. При этом "мистере Мальборо" рынок сигарет в Западной Африке вырос до миллиарда долларов! Не зря эксперты твердят, что каждая десятая сигарета, выкуренная в Европе, спонсирует терроризм и наркомафию. А если к этому прибавить миллиард долларов ежегодного дохода от кокаина, то можно понять, что в Сахаре сидят совсем не бедные люди.
 
"ГРАБЯТ и ПРИКАРМЛИВАЮТ"
 
- "Аль-Каида" быстро осознала значимость Сахары как огромной базы, - говорит Трета Бокари. - Под ее покровительством сюда прибыла еще одна шайка - из Нигерии, из ваххабитского движения "Боко Харам", у которого руки по локоть в крови христиан. Именно "Боко Харам" взрывает в Нигерии христианские храмы.
 
- Но почему кочевники-туареги терпят в Сахаре это скопище бандитов? - удивляюсь я.
- Ну, во-первых, часть из них в доле. Во-вторых, хотя исламисты одной рукой грабят, другой они прикармливают местное население. 
 
В итоге к 2011 году Сахара превратилась в самое опасное место на земле, где грелся на солнышке настоящий клубок ядовитых змей. В далекой благополучной Европе было слышно их шипение, но укусы пока не чувствовались. Европейцам казалось, что можно совершенно безопасно ввязаться в легкую войну с воздуха за сокровища Африки, за кровь цивилизации, называемую НЕФТЬЮ.
 
КТО СДАЛ КАДДАФИ
 
В пустыне, как известно, либо никого, либо уж сразу слишком много народа. И не самого приятного. В 2011 году после убийства легендарного Полковника Муамара Каддафи в Сахаре и впрямь стало тесно. Из Ливии в пустыню Мали прибыли вооруженные до зубов туареги - самые преданные воины Полковника. Те, кто в свое время ушел в Ливию из Мали, спасаясь от жестокой засухи. Те, кого диктатор приютил, взял на службу и кому покровительствовал почти сорок лет. О благородстве и храбрости туарегов слагали сказки. Ведь именно они спасли от расправы сыновей Полковника и его жену Сафию, именно у них рожала в пустыне его дочь Аиша.
 
Однако спустя несколько недель по Африке поползли слухи о великом предательстве и измене. Каддафи был спорной, но блистательной, почти мифической личностью. Его ненавидели и обожали. Но даже недоброжелателей потрясла страшная расправа над Полковником, вознесшая его в ранг мучеников. Африка имела право знать: кто же предал Каддафи?
- Туареги составляли элитные части армии Каддафи, и он им бесконечно доверял,  - говорит Трета Бокари. - Президент Франции Саркози заключил с ними сделку. У него шла предвыборная кампания, и ему позарез нужен был быстрый успех в войне в Ливии. Саркози добился, чтобы туареги отказались от Каддафи, а взамен обеспечил им безопасный коридор из Ливии в Мали и разрешил им выйти с полным вооружением. Дезертиры туареги, можно сказать, вышли из Ливии "с развернутыми знаменами" и своим предательством обеспечили НАТО победу над Полковником. В придачу французы пообещали туарегам поддержку в создании их государства Азавад на территории Мали. Вся верхушка туарегского "Национального движения за освобождение Азавада" (НДОА) уже сидела и интриговала в Париже. И Саркози было глубоко плевать, что создание "туарегского государства" означает кровавый передел Африки, ее и без того хрупких границ. Ему нужна была победа на выборах. Но он проиграл.
Малийцы признают, что их армия не готова к большой войне... Фото: РЕЙТЕР.
 
ПОЧЕМУ АФРИКА ЗАКИПЕЛА
 
- С гибелью Каддафи зашатался весь Африканский континент, - говорит малийский аналитик Салиф Сидибе. - Почему же Запад решил убрать Полковника? Да, его терпели десятилетиями, но никогда не любили. Он раздражал своими идеями деколонизации Африки. Он первый предложил запустить в космос африканский спутник и вложил в это сразу 300 миллионов долларов. Раньше все звонки во франкоязычных африканских странах шли через Париж, и им приходилось платить за аренду спутника 500 миллионов евро в год. А благодаря Каддафи у Африки появился свой спутник. Да не один! Он мечтал о создании Объединенной Африки по примеру Евросоюза и о единой независимой африканской валюте. А это затрагивало интересы западного капитала. Но самое главное - Каддафи мешал "арабской весне". Продолжать держать регион силой бывшие колонизаторы уже не могли. В арабском мире накопилось много обид. Западу надо было выпустить пар. Но как это сделать, чтобы самих не обожгло? И пар выпустили против арабских же вождей, которые всегда умирали у власти, но никогда не уходили.
 
Но после убийства Полковника Африка закипела.
 
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ "АЛЬ-КАИДЫ"
 
В начале 2012 года вся пустыня Сахара пришла в движение. Исламский интернационал из Алжира, Нигерии, Нигера, Афганистана и Пакистана, и до этого превосходно себя чувствовавший в песках, прямо-таки поднялся после войны в Ливии. Запад, помогавший деньгами, разведданными и оружием всем без разбору, кто был против Каддафи, фактически легализовал "Аль-Каиду" в Африке. Все исламисты вдруг обрели статус "пламенных революционеров демократии". А умеренные, светские туареги, мечтавшие раньше лишь об автономии в рамках Мали, вдруг получили поддержку от своих воинственных братьев из Ливии, оставшихся без работы после гибели Каддафи. Проект создания туарегского государства Азавад неожиданно обрел реальность.
- У нас в Мали слабая армия, которая всегда готовилась к миру, а не к войне, - говорит малийский политик Мустафа Дико. - И когда туареги из Ливии прибыли в Мали с оружием в руках, у государства просто не было сил, чтобы дать им отпор. Наш президент послал им навстречу шесть министров с подарками, чтобы их задобрить. Мол, добро пожаловать на родину. Но туареги пришли не одни. Они нашли временных союзников в лице исламистских движений.
 
ПОЛИТИКА БЛАГИХ НАМЕРЕНИЙ
 
Масла в огонь, разгорающийся в Мали, подлили США - и, как ни странно, с добрыми намерениями. Американцы вбухали 600 миллионов долларов в программу по обучению африканских армий борьбе с терроризмом. Беда в том, что в Африке сегодня ты солдат регулярной армии, а завтра - свободный воин Аллаха и стреляешь в спину сослуживцам. Лучший "ученик" американцев капитан Амаду Саного в марте 2012-го организовал военный переворот в Мали и сверг законного президента Амаду Туре. Воспользовавшись хаосом в столице, на север дезертировали элитные туарегские части малийской армии, которых также обучали инструкторы США. Когда американских вояк спросили, как же, блин, так получилось, те ответили: программа по борьбе с терроризмом была очень хорошей, а вот люди, блин, туда попали нехорошие. 
 
ВМЕСТО НЕФТИ ПОШЛА КРОВЬ
 
Союз туарегов и горячих парней из "Аль-Каиды" оказался чрезвычайно успешным. За пару месяцев они захватили 2/3 территории Мали (по размерам как две Германии) и создали государство Азавад. Разумеется, после победы сильный зверь сожрал слабого. Исламисты расправились с туарегами, вытеснив их в соседние страны, а сами заявили о куда более амбициозной цели. О создании великого исламского государства в Западной Африке. Для начала. Ну а далее - всемирный джихад и шариатское счастье для всего человечества.
 
Сказать, что французы пришли в ужас, это ничего не сказать. Хаос во франкоязычных африканских странах ставил под удар их экономические интересы. Ведь в одной только нищей Мали огромные запасы золота (третьи по величине на континенте), богатейшие месторождения урана, алмазы, серебро, медь, бокситы, железная руда, фосфаты, цинк, свинец, литий. Кроме того, Мали - крупнейший экспортер хлопка.
 
Позарившись на ливийскую нефть и убив Каддафи, французы вместе с англичанами и американцами заварили кровавую кашу, которую им же теперь приходится расхлебывать.
 
- Вообрази: тебя грабят и уверяют, что это для твоей же пользы, - говорит малийский аналитик Салиф Сидибе. - Свободны ли мы сейчас? Конечно, нет! Даже наши деньги нам не принадлежат. Валюта Мали - западноафриканский франк сефа. Под предлогом конвертируемости сефа Франция депонирует весь золотовалютный запас Мали во французское казначейство. При этом половина золота - залог. Мы не имеем права его трогать. Золото, лежащее во французских банках, приносит прибыль, которая также принадлежит Франции. Не Мали. 
И потому местное население увешивает себя флагами бывших колонизаторов - французов... Фото: Дарья АСЛАМОВА. 
 
- Но ведь это грабеж! - замечаю я. 
 
- Конечно, грабеж. Мы по-прежнему в колониальном стойле. То, что сейчас французы бросили свою армию на борьбу с исламистами в Сахаре, - это они не с терроризмом сражаются. Они воюют за свои интересы.
 
- Мали - это слабое место, уязвимая точка всей франкоязычной Африки, - говорит малийский политик Мустафа Дико. - Если бы исламисты взяли власть здесь, они захватили бы всю Западную Африку. 
 
- Еще не факт, что в будущем не захватят, - замечаю я.
 
В середине января 2013-го Франция начала военную интервенцию в Мали, а уже в феврале французы бодро отрапортовали об освобождении республики от исламистов. Правда, они забыли упомянуть, что не встретили сопротивления. Дураков воевать с регулярной армией не нашлось. Исламисты отошли в пустыню, где они уже не радикалы, а дети Сахары, мирные кочевники. Не надо быть аналитиком, чтобы предсказать: настоящая партизанская война начнется эдак через полгода - по афганской и иракской схеме. И через Сахару огонь может распространиться на север Африки, прямо до дверей Европы.
 
- Запад сам развязал безобразия в Африке, а теперь пытается их уладить, - говорит вице-спикер парламента Мали Абдраман Сила. - У Запада ведь своих ресурсов мало. И поэтому для него любая война - выход. Еще до ее окончания он сам себе дает контракты на восстановление разрушенной страны. Мы видим Афганистан, Ирак, Ливию. А теперь они нацелились на Сирию.