Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Моряки "Святой Софии" вернутся в субботу домой

В нейтральных водах у берегов Египта их держали не пираты, а человеческое равнодушие. Но они выстояли, и помощь пришла. Инициативная группа из четырех человек, которую возглавила лидер Одесской областной организации партии "Сильная Украина" Светлана Фабрикант, вылетела в Египет, чтобы вернуть украинцев на Родину. 

Судно собирались продавать на металлолом

Трагическая история "Святой Софии" началась еще в январе 2010 года. Тогда сухогруз должен был встать на ремонт в Ильичевске. Ведь возраст "Софии" - почти тридцать лет. Дно проржавело, а моторы работали из последних сил. Но одесский судовладелец, бывший депутат горсовета Александр Кисиль, решил рискнуть. В феврале сухогруз пришел в Херсон, где его трюмы наполнили минеральными удобрениями. Груз нужно было доставить в Индию.

Но до места назначения моряки не дошли. 5 мая они подошли к Суэцкому каналу, однако, чтобы его проплыть, необходимо заплатить. А у судовладельца, как оказалось на месте, просто не было денег. Более того, из-за долгов перед египетскими властями судно не пустили в Красное море.

Моряк Игорь Иванов рассказывал, что еду команда готовила на костре, который разводила на палубе.

 

- Плыть на "Софии" никто не хотел, - рассказал "Комсомолке" отец третьего механика Дмитрия Проскурина Валерий. - Судно было в ужасном состоянии. С грехом пополам старую посудину, которую судовладелец собирался продать на металлолом, удалось завести. Слава богу, что их дальше канала не пустили. В океане судно могло развалиться.

Плыть домой моряки не решились. Связались с судовладельцем, и тот пообещал исправить ситуацию.

- Мы ждали и ждали, но Кисиль не выходил на связь, - жалуется член экипажа Анатолий Бойченко.

Болтаясь в нейтральных водах с 5 мая, "Святая София" разрушалась на глазах. Постепенно на судне закончилось топливо, затем сломались генераторы, вместе с ними пропало и электричество. И судно превратилось в дырявую жестянку. В трюме течь, и откачивать воду моряки не могут, поскольку не работают насосы. Клапан, который не дает затонуть кораблю, даже не приварен, а попросту примотан канатами к корпусу.

- Мы не раз говорили береговым службам, что у нас опасный груз - минеральные удобрения. Если он попадут в море, будет катастрофа. Но им все равно. Первый вопрос у них: кто заплатит за буксирование судна в Порт-Саид? - рассказал Анатолий Бойченко.

- Судно немореходное, - продолжает моряк Николай Гасулов. - У нас два двигателя, и один из них затоплен. До Порт-Саида мы не доплывем. Судно нужно буксировать, но на это нет денег. Я с 1995 года работаю на суднах под флагами разных государств, но с такой ситуацией сталкиваюсь впервые.

Родственники обратились за помощью в "Сильную Украину"

Несколько раз команда обращалась на берег с просьбой прислать запчасти для ремонта, но никто не отозвался. Точно так же, как и на то, что ребята дважды посылали сигнал бедствия SOS и восемь раз запускали сигнальные огни!

- Это вообще нонсенс - то, как к нам отнеслись в Египте, - возмущается моряк Алексей Воронков. - Такое безразличие - нарушение всех морских законов и международных документов. На днях, в ночь с 21 на 22 августа, в нас чуть не врезалось рыболовецкое судно. Сухогруз не видно, поскольку света нет. Хорошо, что дежурные вовремя заметили угрозу и фонариками подали сигнал бедствия. За помощью родственники моряков решили обратиться в благотворительный фонд "Ассоль" и партию "Сильная Украина". Год назад лидер Сергей Тигипко помог вызволить из плена сомалийских пиратов моряков с корабля "Ариана". Они надеялись, что там не откажутся помочь и морякам "Святой Софии". 

Все эти месяцы ребят не выпускали на берег

Глава Одесской областной организации "Сильной Украины" Светлана Фабрикант.

 

Изначально на корабле был 21 моряк. Благодаря вмешательству украинского МИДа и ВМС Египта 10 человек из экипажа были доставлены домой 8 августа. Остальные 11 человек остались караулить судно. Сохранность груза гарантирует то, что моряки получат свою зарплату за рейс. А судовладелец должен им около двухсот тысяч долларов.

О нашем приезде на "Святую Софию" моряки знали заранее. Светлана Фабрикант и представители фонда "Ассоль" несколько дней обивали пороги портовых иммиграционных служб, чтобы вызволить оставшихся украинских моряков. При этом рассчитывать приходилось только на собственные силы.

- Поразительно, что украинское консульство нам никак не помогает, - возмущается Фабрикант. - Такое чувство, что мы живем отдельно от государства Украина.  

Только на четвертый день работы спасательной группе "Сильной Украины" удалось добиться разрешения передать морякам продукты на борт. Перед отплытием иммиграционные службы даже предупредили спасательную группу, чтобы те ни в коем случае не забирали с собой на берег моряков с судна: "Вас отплыло четверо, и четверо должно вернуться".   

Чаепитие в открытом море

Когда инициативная группа 24 августа наконец добралась до "Святой Софии" на военном катере, выяснилось, что судно находится действительно в плачевном состоянии, а моряки вынуждены пить техническую воду с ржавчиной.

- Мы ловим рыбу и готовим ее на костре. Огонь разводим прямо на палубе, - показал свою кухню кок Геннадий Стоиков.

"Сильная Украина" и фонд "Ассоль" привезли морякам продукты и взяли на себя заботу об их безопасности.

 

 

 

Чтобы огонь не распространялся, моряки разводят его в железном корыте, в котором раньше стирали белье. На железной решетке уже кипел котелок с похлебкой.

- Готовить в принципе нормально, только дров мало. Мы уже панели стали разбирать, чтобы огонь развести, - рассказал моряк.

Инициативная группа доставила морякам продукты, воду и дрова. А моряки передали на берег документы, которые необходимы для оформления им виз и билетов в Украину. А также документы по переписке с судовладельцем и ITF, чтобы судовладелец не смог отрицать свою вину.

- Пока мы были на "Святой Софии", представитель украинского консульства общался с оператором. Он сказал, что уже не имеет отношения к судну, - рассказывает Фабрикант. - Мы понимаем, что в Одессе произошли какие-то махинации, и это судно пытаются повесить на кого-то другого. Мы передали нашему адвокату все документы для того, чтобы оператор и судовладелец не ушли от ответственности. 

Морякам помогут вернуть зарплату

Адвоката группа Светланы Фабрикант наняла в Египте. У него самые лучшие рекомендации по разрешению вопросов о продаже судна. Он же будет заниматься вопросами возращения долгов по зарплате.

- Мы договорились с моряками, что отбуксируем судно в Порт-Саид. "Сильная Украина" и благотворительный фонд "Ассоль" возьмут на себя все расходы, - рассказала Фабрикант. - Уже 28 августа в Одесском аэропорту приземлится самолет с шестью моряками "Святой Софии". Оставшиеся пять членов экипажа будут в Египте еще в течение двух недель. Но их жизни больше ничего не будет угрожать.

В порту к судну подведут электричество, залатают дыры, а само судно и груз будут выставлены на продажу и переведены в подчинение Порт-Саида.