Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
5 мая
Загрузить еще

Стратегии будущего без всякого будущего: зачем правительство пишет долгосрочные программы

Стратегии будущего без всякого будущего: зачем правительство пишет долгосрочные программы
Фото: Фото: transfiguro.nl?

Идем далеко и по-современному

Правительство официально приступило к созданию Национальной экономической стратегии-2030.

Глава рабочей группы, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь Петрашко заявил, что нашей стране немедленно надо отойти от модели развития, в которой полагаются в основном на использование природных ресурсов и  дешевой рабочей силы. Вместо этого надо искать современный подход.

"Мы должны построить инновационную модель, приоритетами которой являются развитие производства и торговли продукцией с более высокой добавленной стоимостью, высокий технологический уровень производства, квалифицированная высокооплачиваемая рабочая сила, экономия энергии и других видов природных ресурсов, новаторский стиль управления", - подчеркнул министр. На словах вроде все правильно. Но нужны ли нам такие долгосрочные планы – на 10 лет?

Нужны, отвечают эксперты, и вот зачем.

По мнению аналитика "Центра биржевых технологий" Максима Орыщака, в рамках нормального классического подхода к формированию стратегии действительно необходимо планировать долгосрочные перспективы развития.

- Стратегическое планирование - это одна из функций управления: оно обеспечивает основу для всех управленческих решений, мотивации и контроля, - говорит Орыщак. – Ранее экономисты не раз сетовали на то, что у страны нет долгосрочного плана действий, а каждое правительство ориентируется на деятельность в рамках "одного срока". Отсутствие долгосрочных планов часто объясняли внешними причинами. Между тем  любые краткосрочные задачи должны быть частью большого плана.

В Украине должна быть разработана новая экономическая стратегия, отвечающая духу нового времени, подтверждает и президент Института реформ и развития Киева Александр Вовченко. Это главный документ, который ответит на вопросы, куда, как и для чего движется наша экономическая политика. Будет она и дальше направлена на выжимание последнего из людей и богатств Украины или станет высокотехнологичной, инновационной, открытой и конкурентной?

- С целями мы определились давно: повышение благосостояния и качества жизни граждан Украины, увеличение продолжительности жизни и трудоспособности, повышение рождаемости, уменьшение смертности, - говорит Вовченко. – Плюс достойная работа, хорошие условия труда, адекватные пенсии, доступность жилья, качественные медицина и образование. Важной целью является место на экономической карте мира: что мы можем предложить другим странам, почему к нам должны стекаться инвестиции, почему к нам должны приезжать туристы, учетные, трудовые ресурсы.

Эксперт подчеркивает: такая долгосрочная стратегия необходима еще и для того, чтобы при смене правительства экономика не слетала с рельс.

- Власть меняется, а государственные интересы - повышать благосостояние людей и обеспечивать процветание страны во всех направлениях - должны оставаться непоколебимыми. Поэтому важно, чтобы в Национальной экономической стратегии было меньше политики и больше экономики. Чтобы она отвечала запросам украинского общества, а не отдельных бизнес-групп. И чтобы она стала работающим инструментом, а не очередным запыленным раритетом из коллекции Кабмина, - считает Александр Вовченко.

До 2027-го или до 2030-го? Три года туда, три года сюда…

На сайте правительства сообщается, что стратегия является инициативой президента и премьер-министра Украины. Но если в Кабмине целью называют 2030 год, то президент, выступая в регионах, говорит о 2027-м.

Почему возникла разница в три года и так ли уж она принципиальна? С этим вопросом "КП" в Украине" обратилась к экономистам.

По мнению экономиста Алексея Куща, основная причина того, что правительство ставит в качестве рубежа 2030 год – это любовь к круглым числам. Мол, раньше таким рубежом был нынешний год – нам обещали, что к 2020-му мы войдем в двадцатку успешных стран мира.

- В целом ситуация выглядит комично, - говорит эксперт. – За год у нас поменялись два правительства, у нынешнего Кабмина нет утвержденной программы деятельности даже на ближайший год, в связи с чем оно работает без "иммунитета", но при этом они берутся разрабатывать стратегию на 10 лет вперед!

Алексей Кущ уверен, что программа не будет выполнена, да в Кабмине на это и не надеются. Единственная цель этой "стратегии" - стать "лебединой песней" правительства Шмыгаля, чтобы потом долго рассказывать: мы вам тут такое хотели сделать за 10 лет, а вы нам не дали!

Что касается рубежа Зеленского, то, конечно, можно было бы предположить, что он просто любит цифру 7. Но Кущ склонен видеть в выборе 2027-го более утилитарный смысл.

- Думаю, что Владимир Зеленский рассчитывает на второй президентский срок, - предполагает эксперт. – В 2027-м его второй срок будет подходить к концу, и он хочет видеть результаты, с которыми придет к "президентскому финишу".

"Все забудут об этой программе уже через три месяца"

Экономисты единодушны: до сих пор в нашей стране не была выполнена ни одна программа – ни краткосрочная, ни долгосрочная.

- Все эти стратегии - обычный пиар, - считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Например, была стратегия развития банковского рынка до 2020 года, но ничего из того, что там было записано, так и не случилось. Нам обещали в 2020 году "кредиты, как в ЕС", а в результате вообще нет кредитования бизнеса.

То же самое, говорит Охрименко, и стратегия до 2030 года. Все разработчики этой программы прекрасно знают, что о ней все забудут уже через месяц после утверждения.

- У нас даже годовые бюджеты не выполняются – корректируются по ходу дела, - констатировал Алексей Кущ. – А в трехлетнем планировании Минфина ни один показатель не попадал в "десятку": не могут угадать ни с курсом, ни с ростом ВВП, ни с другими показателями. Так о каком 10-летнем планировании может идти речь?

Причина одна – низкая экономическая сложность экономики, говорит эксперт. Если еще пять лет назад по уровню экономической сложности мы входили в 30-ку стран мира с показателем 0,4, то сейчас этот показатель упал вдвое. И чтобы что-то планировать, нам нужно изменить профиль экономики и уходить от сырьевой модели, при которой мы полностью зависим от факторов, на которые никак не можем повлиять. Очевидно, что сырьевая страна зависит исключительно от мировых цен на сырье: цены растут – мы растем, цены падают – и мы падаем. В таких условиях формировать долгосрочные проекты нет никакого смысла – они реальны только для сложных экономик. Поэтому для начала Украине нужно повысить экономическую сложность, инвестируя деньги в науку, образование, медицину.

ДЕНЕЖКИ

Сколько стоит разработка стратегии

По словам Охрименко, на разработку таких "стратегий" уходят миллионы гривен, поскольку формально к этому привлекаются высокооплачиваемые консультанты.

Однако, говорят экономисты, если оценивать качество работы, то чаще всего все эти программы и стратегии не стоят этих денег.

- Например, первая программа Кабмина, которую не утвердил парламент, - это работа уровня студента 2-3-го курса экономического вуза. Думаю, несколько десятков страниц плюс слайды можно оценить в 300 долларов, - поделился соображениями с "КП" в Украине" Алексей Кущ. - Во втором варианте программы подтянули статистическую базу, были кое-какие расчеты и аналитика, такую работу можно заказать за 1200-1500 долларов. Дороже - вряд ли, особенно учитывая, что, судя по тому, что там были перепутаны тонна и бушель (1 бушель – это около 27 кг. - Авт.), программа писалась наспех, и ее никто не читал. А вот хорошая программа, с привлечением серьезных экономистов и отраслевых экспертов, будет стоить десятки тысяч долларов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Украине три беды: дураки, дороги и вирус

Новости по теме: экономика Украины