Загрузить еще

Права регионов: как у нас и как у них

Права регионов: как у нас и как у них
Фото: Фото: busk-rda.gov.ua

У Украины не будет будущего без экономически сильных и богатых регионов, считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Александр Охрименко.

- Нельзя весь бизнес и всю экономику Украины замыкать на Киев. Столица есть столица, но Украина – это не только Киев. И пока наши политики будут цепляться за советскую систему "центр решает все", ничего хорошего не будет.

Публично наши представители власти и многие депутаты от власти поддерживают идею децентрализации, продолжает экономист. Эта задача была записана в задачах правительства Яценюка, но на практике все получается наоборот.

- Согласно данным, размещенным на сайте Госказначейства, доля местных бюджетов в сводном бюджете Украины за 2013 год составила 23% от общей суммы доходов, - приводит цифры Охрименко. – Но уже в 2014-м этот показатель, после многих разговоров о децентрализации, снизился до 22%, а по итогам 2015-го – вообще упал до 18%. И это притом, что после 2013-го на местные бюджеты переложили многие структуры социальной сферы (ПТУ, больницы, субсидии по ЖКХ). При этом Минфин, как всегда, обещает помочь местным бюджетам деньгами, но на практике вся эта помощь носит фиктивный характер. Ибо по-другому нельзя понять, как Минфин мог допустить, чтобы местные бюджеты задолжали предприятиям ЖКХ около 20 млрд. грн по субсидиям!

Понятно, что местные бюджеты никогда не смогут эти долги погасить, - говорит эксперт. А когда предприятия ЖКХ начнут останавливаться в регионах, местные власти обвинят в развале экономики. Хотя на самом деле главная вина лежит на киевском руководстве, которое никак не может понять, что в ЕС уже давно проведена экономическая децентрализация, и это дало положительный эффект.

- Нет никакой экономической логики в том, чтобы сначала забирать все налоги у местных бюджетов, а потом дотировать их за счет госбюджета. Если, конечно, за этим не стоит банальная коррупция. Не секрет, что часто местным органам власти нужно "задабривать" чиновников госаппарата, чтобы получить причитающиеся им дотации и субвенции. В результате коррупция процветает, а руководители страны без устали говорят о реформах и борьбе с коррупций, сами создавая условия для этой самой коррупции.

Если исходить из опыта ЕС и руководствоваться требованиями соглашения об ассоциации с ЕС, то Украина должна внести изменения в Бюджетный кодекс и привести распределение дохода в Украине в соответствие с требованиями директив ЕС, считает Охрименко. Нельзя изымать из местных бюджетов налоги от доходов физлиц, поскольку местная власть, как никто другой, должна быть экономически заинтересована в росте занятости населения своего региона, для чего проводить политику привлечения бизнеса в свой регион, как это и происходит в европейских странах. Там в открытии нового завода или фабрики больше всего заинтересована именно местная власть, так как это для нее экономически выгодно. Нашим местным органам власти нет никакого смысла привлекать инвесторов в свой регион, так как деньги все равно заберет Киев. Проще ничего не делать.

Второй важный момент заключается в том, что в европейских странах налог на прибыль, как правило, остается в местных бюджетах. Это тоже стимулирует местную власть привлекать инвесторов и стимулировать рост бизнеса. Тем более, что налог на прибыль формируется на тех предприятиях, которые работают в конкретном регионе, в отличие от НДС.

То же самое касается и всех налогов и платежей, которые удерживают с эксплуатации природных ресурсов региона. Местная власть и жители должны видеть и понимать, что природные богатства региона приносят благосостояние региону. Бессмысленно забирать у местных бюджетов рентные платежи за природные ресурсы и потом требовать ликвидацию черного рынка добычи полезных ископаемых. Такого никогда не будет. Нелегальная добыча полезных ископаемых, это эдакий "скрытый местный налог", который местные считают своим достоянием.

Никто не говорит, что все налоги нужно оставлять на местах, подытоживает Охрименко. Но нужно честно и экономически обоснованно разделить налоги между Киевом и регионами, и только потом требовать, чтобы местные бюджеты строили школы и больницы, содержали дороги в рабочем состоянии.