Загрузить еще

Григол Катамадзе: "Разочаровать инвестора равносильно измене Родине"

Григол Катамадзе:
Фото: Григол Катамадзе категорически не согласен с тем, что война мешает инвесторам - есть совсем другие проблемы. Фото: Оскар Янсонс

Однако жизнь простых людей от этих слов лучше не становится. Мы решили узнать, что думают представители бизнеса о реформах нынешнего правительства. Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе видел, как проходили реформы в Грузии, и пояснил, почему они забуксовали в нашей стране. 

Реформы на словах

- Давайте поговорим о реформах, которые декларирует наша власть. Два года только и говорят - "реформы". Простые люди уже устали от этого слова, может, бизнесу стало легче? 

- Когда речь заходит о реформах, то, к сожалению, даже это слово среди обывателей, а особенно среди бизнес-среды, было дискредитировано. Потому что два года о реформах только ведутся разговоры. 

Я не люблю критиковать, но если не считать отдельных изменений, которые были проведены Министерством юстиции в рамках облегчения предоставления административных услуг и создания патрульной службы в Министерстве внутренних дел, если не считать формирования украинской армии, в котором роль государства меньше, чем роль добровольцев и волонтеров, то на этом можно и заканчивать с реформами. 

- Сейчас провели налоговую реформу. Помогла ли она бизнесу?

- Нет. Если бы она соответствовала потребностям бизнеса, тогда бы за эти два года появилась бы тысяча малых и средних предприятий, было бы создано огромное количество рабочих мест. Но мы этого не видим. А соответствует ли рыночным отношениям банковский сектор Украины? Нет, конечно. 

Любая страна имеет рычаг для регулирования финансового сектора, но настолько, как это все зарегулировано в Украине, я больше нигде не видел. У меня такое ощущение, что люди, которые занимаются налогами и банками, никогда детьми не были. Как только тебе что-то запрещают, вспомните детство: всегда находишь возможность, как найти эту конфету, которую мама спрятала. То же самое, когда зарегулировали банковский рынок - снятие столько, обмен валют столько - и кому-то, видимо, в кабинетах кажется, что они держат ситуацию под контролем.

- Люди в кабинетах все свои действия будут оправдывать задачей наполнения бюджета.

- Ничем бюджет рядовой семьи украинцев от бюджета страны не отличается. В любой семье есть те, кто любит в казино сходить, деньги потратить на ветер, но если семья благополучная, в семье есть правильный хозяин или менеджер, то эта семья преуспевает. Нормально мыслящий человек не будет брать кредиты, если не знает, откуда будет их погашать. Сейчас латание дыр происходит потому, что нет команды единомышленников.   

Что мешает инвестору

- Правильно ли я понимаю, что в принципе приходу инвесторов в Украину мешает сложное налоговое законодательство? Или есть еще какие-то препятствия?

- В последнее время делают акцент на том, что приходу инвесторов мешает война. Категорически с этим не согласен. После того как случилась российско-грузинская война и танки находились в 30 км от Тбилиси, это не испугало инвесторов, и после этой войны в Грузию пришло более 4 миллиардов долларов инвестиций. А исходя из того, что от зоны боевых действий, в случае с Украиной, больше 800 км, это тем более не является препятствием. Я понимаю, что инвестор будет думать, инвестировать ли в Северодонецке или в Краматорске. А вот на остальной территории Украины вообще не возникает вопросов. 

- Так чего не хватает?

- Самая главная проблема, которая пугает инвесторов, и они пока насторожены, - это несовершенное налоговое законодательство, забюрократизированные, непонятные, непрозрачные правила и страшная беда с коррупцией. Кроме того, для инвесторов есть несколько факторов очень важных для того, чтобы они не боялись инвестировать. Во-первых, владелец капитала должен чувствовать свою личную безопасность, безопасность своей компании и своего капитала. И естественно, инвестор должен понимать, что получит прибыль. 

Инвестор, прежде чем прийти с капиталом, сажает целую группу специалистов, которые изучают законодательство. Как может инвестор прийти, когда с декабря 2014-го по декабрь 2015 года несколько десятков раз меняли налоговое законодательство? Потенциальный инвестор посадил специалистов, они изучили законодательство, сделали вывод - да, можно идти. А через три месяца, пока они решали свои внутренние процедуры, изменилось законодательство. Такая чехарда никогда не будет привлекать инвесторов. 

Олигархи как индикатор

- Может, иностранцы смотрят на украинских олигархов, которые выводят деньги из страны?

- Да, на мой взгляд, самый главный инвестор, который спасет Украину, - это украинский инвестор. У граждан Украины на руках находится огромное количество денег. Но они не идут в банки, не идут в дело, они выжидают. Чтобы иностранный инвестор был спокоен, нужно, чтобы внутренний инвестор не выводил капитал за пределы страны, а вкладывал в собственную страну. Когда потенциальный инвестор видит, что украинцы выводят капитал из страны, как же он будет сюда приносить свой капитал?

В мире есть огромное количество свободных денег, и не знают, куда их девать. Чтобы привлечь потенциального инвестора в экономику страны, нужно создать такие условия, которые были бы лучше, чем у твоих соседей. Например, почему на Черноморское побережье Грузии пришли бренды мирового гостиничного бизнеса? Потому что были созданы условия. Государство выделяло бесплатно землю, подключало новостройки к инфраструктуре - воде, канализации и т. д.  

- Отличные механизмы. Но в Украине инвестор опасается, что при смене власти не смогут договориться с новыми чиновниками. Продолжают ли в Грузии действовать договоры, которые были заключены с прошлой властью?

- В Грузии команда Саакашвили проиграла в 2012 году, и на сегодня многие проекты, которые были еще тогда, продолжают реализовываться или были успешно реализованы. Разочаровать инвестора, чтобы он развернулся и ушел, - проще простого. Привлечь очень сложно. А если он ушел, то привлечь его заново еще сложнее. Такие действия - это не просто вредительство, они равносильны измене Родине. 

Что такое кризис? Умные люди говорят, что это пора возможностей, и сейчас многие заинтересованы прийти сюда. В том числе и американцы, они не боятся, так как за ними стоит сильное государство. Но, несмотря на это, еще раз говорю, необходимо создать условия для их прихода. Ведь все, что нужно, в Украине есть - это и уникальное расположение страны, и трудолюбивые люди.

ВОПРОС РЕБРОМ

- Что вы думаете об использовании офшоров бизнесом и политиками Украины? 

- Офшор - это льготный режим налогообложения, если он существует и им пользуются во всем мире - он имеет право на существование. Если офшор используется для того, чтобы не платить собственной стране налог, при этом работая в этой стране и имея производство, - то на это я смотрю негативно. 

А КАК У НИХ

Грузинские и словацкие рецепты

- Какой рецепт реформ в Украине есть?

- Сейчас названа фамилия словацкого реформатора на пост министра финансов, и он вроде бы дал согласие на принятие этой должности. Это Иван Миклош. Он реально показал всему миру успешность своей страны. И что они сделали? Один в один то, что я сейчас скажу по Словакии, мы делали в Грузии. Но почему-то грузинский пример не всем нравится. 

При Иване Миклоше, который работал министром финансов, была установлена единая ставка налогообложения на уровне 19%. До этого для физлиц действовало пять разных ставок - от 10 до 38% и ставка для юрлиц - 25%. При нем установили фиксированный НДС на отметке 19%. До этого было 14-20%. Упразднили налог на наследство и операции с недвижимостью. Отменили практически все налоговые преференции, специальные ставки и режимы. Снизили налог на капитал и дивиденды. 

- И что это дало?

- Дало невероятный интерес со стороны инвесторов к стране. Мировые гиганты автомобилестроения пришли в маленькую Словакию. Сегодня по производству автомобилей эта страна находится на первом месте по производству на душу населения. Потому что туда пришли Volkswagen, KIA, Peugeout. 

Теперь давайте посмотрим на Грузию, которая никогда не была производителем автомобилей. Так вот, в 2010-2012 годах № 1 экспорта Грузии были не цитрусы и вино, а именно автомобили. Был создан специальный режим, и в Грузии был создан специальный хаб, это был классический реэкспорт автомобилей. И страна эти пару лет даже стала конкурировать с Дубаем. До тех пор, пока Россия, Беларусь, Казахстан не создали Таможенный союз и начали ограничивать импорт. 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Григол Катамадзе. Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины.

  • Родился 12 августа 1961 г. в Кутаиси.
  • В 1985 г. окончил Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, факультет международного права и международных отношений. Кандидат юридических наук.
  • С 1998 по 2000 гг. - первый гражданский заместитель министра обороны Грузии.
  • С 2000 по ноябрь 2007 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Украине.
  • С ноября 2007 по 01.04.2008 гг. - заместитель министра иностранных дел Грузии.
  • С 01.04.2008 г. - директор по развитию международного бизнеса Банка Грузии.
  • С 2009 по 2013 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Украине.

Вторую часть интервью с Григолом Катамадзе читайте в нашем материале "Григол Катамадзе: Первые результаты от реформ должны быть видны через полгода".