Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Олег Устенко: Признав долг перед РФ суверенным, МВФ вывел Украину из-под удара

Олег Устенко: Признав долг перед РФ суверенным, МВФ вывел Украину из-под удара
Фото: Фото: Оскар ЯНСОНС

Эксперт подробно остановился на том, кто виноват в падении гривны и какие непростительные ошибки совершило руководство НБУ, объяснил, почему украинцам в ближайшее время не стоит ждать "белых зарплат" и рассказал о том, что нас ждет в 2016 году.

Федор Николаевич: - Ющенко в свое время говорил, что правительство Тимошенко набралось кредитов, как сучка блох. Но сейчас долгов еще больше! Можем ли мы прожить, не набирая новых кредитов?

- Не просто можем - мы должны это сделать. По результатам 2015 года долг Украины составит порядка 95% ВВП. То есть, чтобы покрыть эту задолженность, вся страна должна в течение целого года работать бесплатно! Кроме размера долга достаточно страшная цифра вырисовывается, если подсчитать, сколько мы платим за его обслуживание. Часто приходится слышать – вот у США долг составляет 110% ВВП, и ничего страшного! Но Штаты платят за обслуживание своего долга максимум 1,5%, то есть на обслуживание они тратят 1,5% своего ВВП. В Японии долг составляет баснословные 220% ВВП, но для них ставка - 0,75%. То есть в год за обслуживание своего долга они отдают те же самые 1,5% ВВП. Что касается украинского долга, то мы платим от 5 до 8%, то есть каждый год минимум 6% своего ВВП мы вынуждены отдать за обслуживание долга. Это огромные деньги, и единственный выход – это немедленно понизить объем долга. Но сейчас сделать это не удастся, поскольку ВВП катастрофически мал. Для сравнения: в 2013-м ВВП Украины составлял 175 миллиардов долларов, в 2014-м – 135 миллиардов, в 2015-м составит 85 млрд. долларов. И по прогнозу Минфина примерно таким же и останется в 2016-м, с небольшим приростом в пару миллиардов долларов. В то же время у нас есть реальная возможность увеличить ВВП – как минимум, за счет выхода из тени. По оценкам Кабмина, уровень тенизации украинской экономики составляет почти 50%, то есть в тени находится 85 млрд. долларов. Из них платится минимум 20% коррупционного сбора, то есть через различные коррупционные каналы распределяется 17 млрд долларов в год. И это в нищей стране, находящийся в состоянии войны, с ВВП на душу населения менее 2 тыс. долларов! Этих миллиардов хватит не просто перекрыть дефицит госбюджета, за который так ратует Минфин и Кабмин, но и вытолкнет бюджет в зону профицита. И это произойдет очень быстро – но для этого надо что-то делать! Речь не идет о годах, как говорит Кабмин и Минфин, которые делают "регуляторную гильотину". Я был в шоке, когда услышал, что то, что в Скандинавии было сделано за 3 месяца, в Украине собираются делать несколько лет! Все решения на поверхности – не надо ничего изобретать! Все уже ездили на этом "велосипеде". Поэтому садитесь, прокатитесь несколько кварталов, и вы увидите, что изменить ситуацию к лучшему достаточно легко.

Анастасия: - Как вы думаете, кто прав в ситуации с российским долгом? Украина или Россия? Может, лучше его отдать и забыть или все-таки стоит судиться?

- Для меня всегда казалось более правильной стратегией рассчитаться по этому долгу еще во время получения первых траншей МВФ. Или, как минимум, вступить с РФ в переговоры по вопросам реструктуризации долга. В противном случае надо быть готовым к тому, что мы привязываем к себе этого кредитора на долгие годы. И это, по меньшей мере, нелогично: с одной стороны – рубить мосты, с другой – предлагать РФ такую же реструктуризацию, как и всем. Я уже не говорю о том, что по российскому долгу страна платит 5% годовых, а по реструктуризированным – более 8%. То есть получается, что мы сознательно увеличиваем процентную ставку для россиян на 3%, а это огромная сумма, когда речь идет о миллиардах. Поэтому для меня было очевидно, что надо было рассчитаться как можно раньше. Но что сделано, то сделано - история не любит сослагательных наклонений.

- В том, что МВФ признал этот долг суверенным фактически в последний момент, многие увидели чуть ли не "всемирный заговор". Ведь до 20 декабря оставалась всего пара дней, и Украина уже не успевала ничего предпринять, даже если бы и хотела…

- Начнем с того, что суверенный это долг, или коммерческий – его все равно придется отдавать, потому что долги просто так никто не прощает. Второй момент заключается в том, что "до последнего" дотянул не МВФ, а Украина. 8 декабря МВФ принял решение продолжать финансирование стран, находящихся в зоне суверенного дефолта, однако, намекая на Украину, уточнил: страна должна сесть за стол переговоров с кредитором. То есть Украине давались четкие сигналы, которые правительство предпочло не услышать. Следующее заявление было сделано 17 декабря, когда МВФ принял решение, что долг Украины перед РФ является суверенным. При этом фонд оперировал даже не низкой процентной ставкой, ведь в декабре 2013 года Украина могла взять кредит на мировом рынке от 12% годовых, а РФ предоставила нам займ под 5% годовых. У МВФ была другая аргументация. Дело в том, что деньги, которые были одолжены Украине, были взяты из Фонда национального благосостояния, то есть это фактически государственные деньги. Руководствуясь этим, МВФ и принял решение о том, что долг должен трактоваться, как суверенный. И это еще один намек: если хотите продолжить программу сотрудничества с МВФ, советуем сесть за стол переговоров с Россией.

Надо сказать, что до этого решения рынок себя чувствовал не очень ловко, но четко сказав, что это суверенные деньги, МВФ вывел Украину из-под удара, хотя у нас этого почему-то не понимают. Судите сами: не прими он это решение, у нас тут же образовалась бы очередь из кредиторов, с которыми мы уже раньше договорились по реструктуризации, и они бы требовали других условий. Они бы сказали: подождите, основное условие – это равное отношение ко всем, а вы предлагает России какие-то другие условия.

- Но Яценюк, кажется, ничего платить не собирается – ведь он ввел мораторий на выплату долга.

- Это означает, что сейчас мы находимся в состоянии технического дефолта по этому долгу, а реальный дефолт наступает через 10 дней. Вообще, Россия здесь не исключение – любой кредитор соглашается ждать 10 дней. Может быть, у вас какая-то проблема: банковская система дает сбои или еще что-нибудь, например, в календарь не посмотрели… А вот через 10 дней, когда платеж не поступает, страна входит в зону суверенного дефолта – в данном случае с 31 декабря.

Но насколько я понимаю, сейчас Украина пытается вести переговоры через посредника – Германию. После всего, что сделано и сказано, напрямую вести переговоры с россиянами очень сложно.

- Как вы думаете, удастся договориться?

- Наиболее вероятным является следующий сценарий: мы войдем в зону суверенного дефолта по этому обязательству, россияне подадут документ в Лондонский арбитраж. Скорее всего, мы проиграем этот арбитраж, и деньги придется отдавать. Но главная проблема - сделать так, чтобы МВФ поверил, что Украина договаривается с россиянами по поводу долга. В противном случае страна упадет в бездну экономического кризиса.

- А каков ваш прогноз на следующий год? Что нас ждет, кроме суверенного дефолта?

- Есть разные сценарии развития. Согласно базовому сценарию, мы можем рассчитывать на рост экономики в 1-2%, правда, после того, к в 2014-2015-м украинская экономика упала на 20%, это будет означать топтание на месте.

Всегда после инфляционного всплеска идет замедление темпов инфляции. Это обусловлено тем, что денег у населения все меньше и меньше. Так что при условии. Что НБУ будет вести более-менее адекватную монетарную политику, темпы инфляции замедлятся до 15-20% в следующем году.

Уровень безработицы будет оставаться достаточно высоким. По методологии Международной организации труда, которая далека от идеала и не показывает реальную картину в таких странах, как Украина, безработица останется примерно на уровне нынешнего года – около 11%. Однако учитывая неполную рабочую неделю, неполную занятость, вынужденные отпуска, реальная безработица может быть вдвое выше.

При хорошем стечении обстоятельств и если в Украине удастся хоть частично понизить уровень коррупции, ситуация в стране может улучшиться достаточно быстро. Если хотя бы 10% "тени" выйдет "на свет" (только не пространными фантазиями, живущими в головах украинского Минфина, а реальными подвижками, облегчением системы налогов, либерализацией налогового законодательства) можно обеспечить экономический рост на уровень 5% и выше. И Украина, наконец, уйдет с показателя ВВП 2 тыс. долларов на душу населения. Но для этого нужна политическая воля и понимание того, что воровать в нищей стране – преступно вдвойне. Колоссальное преступление – обворовывать тех, кто уже и так едва сводит концы с концами.