Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Война за сахар: интересанты самого высокого назначения

Война за сахар: интересанты самого высокого назначения
Фото: Фото: kontrakty.ua

Эти истории сталиглавными темами новостных сообщений, сюжетов на телевидении… Еще бы – тут тебе и суды – пересуды, и визиты исполнительной службы, и даже Правого сектора. На сахарный актив претендуют сразу несколько собственников – от государства в лице специального бюджетного учреждения "Аграрный фонд" до частных предприятий, которые заплатили за продукт, но так и не получили его "на руки". Но, как показывает анализ ситуации, на самом деле в товаре и схемах, связанных с его реализацией, заинтересованы куда более "высокие чины". Кто именно, почему и на каких основаниях

С чего старт положен

Исходя из материалов в СМИ и сообщений профильного Министерства – аграрной и продовольственной политики, можно подумать, что начало сахарных баталий было отмечено в этом году – в июле состоялись первые "вывозы" собственности, продолжились они в ноябре – на протяжении всего месяца осуществлялась "кража" продукта.

Тем не менее, как оказывается, истоки скандала – еще в далеком 2011-ом году. Именно тогда сахаром закупалось государство Украина – естественно, за деньги из казны. Без нарушений не обошлось. Фигурально выражаясь, деньги украли, товар не поставили. В связи с этим Генеральная прокуратура Украины начала расследование, связанное с хищением бюджетных средств, выплаченных госпредприятием для закупки сахара. В его рамках ГПУ осуществляла ревизию всех объектов, причастных к производству и хранению сахара для Агрофонда как госучреждения, ответственного за процесс. После такой проверки оказалось, что весь сахар со складов - и частный, и государственный - был перемещен на другие склады и "случайно" переоформлен на Аграрный фонд (вероятно, с целью недопущения дальнейшего расследования исчезновения бюджетных средств, выделенных на покупку сахара для минимизации уже выявленных растрат).

Казалось бы, речь идет всего лишь о переоформлении какого-то количества тонн сахара и каких-то там миллионов гривен, украденных, по сути, государством. Что это в масштабе тех сумм, на которые каждый день обворовывают само государство? На самом деле ситуация вокруг "черкасского сахара" показала не только факт завладения частным имуществом, но и явные проблемы в государственном управлении, а также вызвала резонный вопрос – кому это выгодно?

Сейчас, когда владельцем "пропащего сахара" является некое частное предприятие "Офир", которое нынче, собственно, и занимается вывозом своего имущества, оно сталкивается с противостоянием Агрофонда, на складах которого в селе Красная Слобода Черкасской области и находится товар. Последнее, в свою очередь, всячески пытается утаить хищения сахара из своих резервов и обвиняет в этом всех, кого ни попадя, - коммерческие структуры, "попередников", силовые структуры, в конце концов, которые в кои-то веки заняли позицию потерпевшего и не дают ход делу. Приняв образ жертвы, госучреждение всячески пытается противостоять передаче актива его законному владельцу – обращается в суды, МВД, Прокуратуру. Но безрезультатно. Об этом свидетельствуют копии судебных решений, которыми располагает редакция.

"Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно?"

"Достаточно редкая ситуация",  - скажете Вы, и будете правы. Обычно происходит обворовывание государства, сейчас же мы столкнулись с обворовыванием государством… Как бы ни прискорбно это было признавать, по сути, это и есть вся суть "сахарного конфликта" - сначала государство в лице Аграрного фонда присвоило частную собственность, дабы скрыть свои упущения, а затем еще взяло деньги за него – когда Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) продавал сахар как залоговый актив банка финансовому институту.

И это, вероятно, только часть финансовой схемы, осуществленной с сахаром – "присвоение" его и затем получение денег Фондом гарантирования вкладов и "невыдача" товара. Теперь государство намерено заработать на том, чтобы забрать товар, принадлежащий "Офиру", и утилизировать его. Разумеется, что бюджетом выделяются ресурсы на этот процесс, но никто не знает, будет ли сахар утилизирован или же реализован в торгово-розничных сетях, или продан производственным объектам.

Исходя из информации сторон конфликта, речь идет о 30 % всех сахарных запасов Украины и 25 % годового потребления продукта в стране – при том, речь ведь идет не только о домохозяйствах, но и о промышленном производстве – кондитерской, ликеро-водочной отраслях и пр. Это, разумеется, не два мешка и даже не два вагона.

Вероятно, что помня все хищения и передачи продукта, сахара на складах и вовсе нет. А, если все-таки есть, то еще лучше. Ведь эти 45 тонн можно перепродать и неплохо заработать. Какие деньги могут быть получены от такой реализации, несложно себе представить. Самое интересное в этом всем то, что об афере может никто не узнать – склады под контролем, общественное мнение – тоже, информационные потоки – практически полностью в управлении государства, к тому же, симпатии общественности после всех революционных событий как раз на стороне страны зачастую. Даже если когда-либо обнаружится, что сахар, находящийся в собственности компании "Офир", "куда-то" пропал, всегда можно перевести вину на предшественников, не так ли?

"Масштабы бедствия" действительно впечатляют и наводят на размышления о том, почему такая крупная афера оказалась незамеченной и, более того, представленной таким образом, будто госпредприятие оказалось потерпевшим от нее. И это только о сахаре. Если посмотреть на другие сегменты, то важность сельхоз-вектора нельзя переоценить для Украины. Так, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия, в 2014 году доля продукции АПК во внешней торговле Украины достигла 28 %, а сельское хозяйство стало главным экспортером страны, опередив по объемам дохода от экспорта металлургию. Внушительными являются и валютные поступления от продажи агро-продукции, а сельское хозяйство дает 10 %  ВВП Украины. Государственные сельскохозяйственные компании являются, по сути, "золотой жилой" - для их руководителей и тех, кто их курирует во властных коридорах. Логично, что эта махинация была выгодна кому-то, и, очевидно по  объемам, то "кому-то" с самого высокого уровня. Начиная с руководства государственного регулятора - "Агрофонда" и профильного ведомства во главе с Министром аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко. К тому же, если смотреть дальше, то, само собой, профильный министр напрямую связан со своим непосредственным руководителем – премьер-министром Арсением Яценюком, кто же еще, как не Глава Правительства санкционирует назначение всех "портфелей" в свой кабинет.

Соответственно, все эти сахарные схемы выгодны руководителям отрасли – Правлению Аграрного фонда, господам министру АПК и премьер-министру лично? Иначе бы он не назначал руководителей в ведомство и регулятор, которые не только закрывают глаза на такой "схематоз" и "распил", не только способствует ему, но и участвуют в нем и даже его инициируют.

"Маємо те, щомаємо…"

…. Вот так и живем. Несмотря на лозунги а-ля "Жить по-новому", Украина не меняется – всем правит алчность и жажда наживы. И наиболее прискорбно в этом всем то, что страдает реальный сектор экономики, бизнес, который мог бы работать, платить налоги в бюджет. Бизнес, который покупает сахар у государства, но не получает его. Бизнес, который еще и остается виновным в том, что пытается вывезти свое имущество с государственных складов. Бизнес, которому под нос Агрофонд подсовывает документы с якобы подтвержденным правом собственности на товар.

Почему так происходит? Почему представители государственного учреждения на всех углах кричат о том, что они пострадали от бизнеса, хотя факты, решения правоохранительных органов и судебных инстанций говорят о другом? Быть может, потому что на воре и шапка горит? Быть может, потому что это кому-то выгодно – продать продукт на "черном рынке", а деньги поделить по вертикали интересантов – от Агрофонда до Министерства?

Но давайте метить еще выше. Почему бизнес не получает должной поддержки от "слуг народа", "народных избранников"? По информации нашего корреспондента, к ЧП "Офир" обратилась к инициативная группа "Депутатский контроль" во главе с парламентарием Вадимом Руденко с предложением содействовать в разрешении конфликта. И… озвучили его – "Мол, поможем, если "поделитесь" 50 % стоимости возвращенного сахара со складов в Черкасской области". Неужели и депутаты "в деле" и "в доле"?

В сухом остатке

В качестве резюме всего вышеизложенного, отметим вот что. На складах вс. Красная Слобода должно находиться 45 тонн сахара, принадлежащего "Офиру", и еще 85 тонн из госзапасов. Но почему частники сталкиваются с невозможностью забрать свой товар? Может быть, потому что продукта и след простыл? Не по документам, которыми якобы располагает Агрофонд, а по факту? Очевидно, что сахара на складских помещениях нет. Куда он делся – украден, продан или просто дематериализован – в этом будут разбираться компетентные органы. Но это разбирательство – не конец дела. Делу будет конец, когда дело прикроют (уж извините за оксюморон). А прикрыть дело пропажи такого огромного тоннажа сахара можно только одним образом – утилизацией. По сведениям источника в Правительстве, в Кабинете Министров уже готовится проект постановления, которое и обеспечит этот процесс. Но помимо того, что утилизация "спишет" недостачу "сыпучего", под нее еще будут выделены немалые суммы бюджетных средств. И кроме того, что заинтересованные лица "заработали" на присвоении сахара, "заработают" на утилизации, они могут еще "заработать" на продаже сахара спиртовым заводам – ведь никто не знает, будет ли "песок" пущен в утиль или под реализацию.

Таким образом, "соль" сахарного конфликта в том, что одна частная компания стала заложником в большой игре на большие деньги, камнем преткновения в осуществлении аферы, в которой задействованы лица госмасштаба.

 

Что мы имеем в итоге очередного скандала за собственность, а, по сути, за деньги? Обворовывание государства как народа – да. Обворовывание государством как власть имущими – тоже да. Разворованный бюджет – к сожалению, да. Бизнес без имущества и товара – да. Население – без сахара, а скорее всего, с токсичным продуктом, который уже пять лет залеживается на складах – и это да. Власть, в частности, самого высокого уровня, вплоть до профильного министра и Главы правительства, задействованные в оборотах, - вероятно, да. И, самое главное, отсутствие веры в справедливость и демократические ценности – как ни печально, но тоже да.

Источник: kontrakty.ua