Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Время "Ч": 8 декабря истекает срок, который Россия дала нам на размышление

Время
Фото: Фото: zn.ua

Подарок "под елку"

Взятая пауза в российско-украинском долговом вопросе подходит к концу. Как известно, Москва обозначила дату, до которой МВФ и Украина должны определиться, принимаются предложения РФ, или нет, - 8 декабря. Так что время "Ч" наступает уже во вторник.

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко вместе с "КП" в Украине" рассмотрел три варианта развития событий, которые могут произойти в ближайшее время. Итак, Украина может:

1. Заплатить. Но даже если бы Украина и хотела пойти на этот шаг, платить пока нечем. Наш долг – 3 млрд долларов, но пока мы можем взять лишь 1 млрд. под гарантии США.

2. Сесть за стол переговоров с Россией. В пользу того, что события с большой долей вероятности будут развиваться именно по этому сценарию, говорит заявление представителя МВФ в Украине. 3 декабря, Жером Ваше отметил, что МВФ призывает Украину и Россию провести переговоры и "прийти к соглашению по этому делу".

3. Делать вид, что ничего не происходит. Судя по всему, это наш любимый "способ решения проблем", но, к сожалению, совершенно неэффективный. Если мы не предпримем никаких шагов, Россия, скорее всего, подаст документы в Лондонский арбитраж и начнет судебную тяжбу. Шансы выиграть этот суд у Украины минимальны. Кроме того, через 10 дней после дедлайна (согласно контракту платеж должен поступить до 20 декабря) Украина будет вынуждена объявить дефолт. Таким образом, 31 декабря вся страна получит вот такой "подарок под елку" - да не технический, а настоящий!

Политика МВФ: и нашим, и вашим

В этом вопросе крайне важна позиция МВФ, однако в Фонде до сих пор так и не озвучили свою позицию: каким они считают этот долг – коммерческим или государственным? Украина настаивает на первом варианте, а Россия – на втором.

- Дело в том, что реструктуризация проводится по пакету коммерческих долгов, - поясняет заместитель руководителя ОО "Публичный аудит" Андрей Вигиринский. – И Россия не принимала участие в переговорах по реструктуризации именно потому, что считает этот долг государственным. Точку в этом споре мог бы поставить МВФ, но его позиция по этому вопросу так и не была озвучена на протяжении полутора лет. Между тем, это очень важно, ведь условиями финансирования МВФ определено, что фонд не может финансировать страны, которые отказываются обслуживать свой государственный долг.

По мнению Вигиринского, если США и РФ не договорятся, то для всех это будет выглядеть так. Наши спикеры заявят, что проявили твердость и "долг Януковича агрессору не отдали". Россия возмутится и будет настаивать, чтобы МВФ прекратил финансирование Украины. Сам МВФ тихо спустит все на тормозах, с фразой "вам нужно искать консенсус".

- Скорее всего, МВФ продолжит политику "и нашим, и вашим", - соглашается Олег Устенко. – С одной стороны, различные прямые и косвенные сигналы говорят о том, что Фонд в этом вопросе в большей степени на стороне россиян. С другой стороны, объявление дефолта Украиной МВФ никак не на руку – ведь в этом случае придется либо сворачивать программу помощи, либо переписывать программы МВФ.

СПРАВКА "КП"

В декабре 2013 года Россия решила разместить в украинских ценных бумагах часть резервов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) объемом $15 млрд., однако успела перечислить лишь $3 млрд. Вот об этом долге и не утихают споры уже второй год. В начале 2015-го Москва имела все основания потребовать досрочного возврата займа из-за нарушения Киевом условий предоставления кредита: госдолг страны превысил 60% ВВП. Но тогда обстановку решили не нагнетать и подождать до декабря. Но чем ближе к концу года, тем чаще звучали заявления Киева: украинское правительство считает кредит РФ коммерческим и потому настаивает на его реструктуризации. Так, министр финансов Украины Наталья Яресько не раз говорила о том, что Украина не намерена предоставлять России более благоприятные условия по погашению евробондов, чем выработанные для "частников". А премьер Арсений Яценюк 13 ноября и вовсе пригрозил мораторием на выплату долга, если РФ не согласится на реструктуризацию.

Москва все это время настаивала на том, что это государственный долг и требовала полного погашения в декабре 2015 года. Однако 16 ноября 2015 года президент России Владимир Путин неожиданно и без всякой "предварительной подготовки" заявил, что Россия согласна на реструктуризацию. Согласно этому заявлению, Украина может выплатить $3 млрд в три этапа: по $1 млрд в 2016-м, 2017-м и 2018-м годах.