Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
1 мая
Загрузить еще

Как нам в супермаркетах впаривают то, что мы не хотим покупать

Как нам в супермаркетах впаривают то, что мы не хотим покупать
Фото: Селфи на рабочем месте - «мир должен знать, где я нахожусь». Фото: Всеволод СИДОРОВ

Маркетологи вместе с психологами подсчитали: от 50 до 80% покупок в магазине совершаются спонтанно, импульсивно. Вроде бы шел только за батоном, а набрал полную корзину добра. Не самого необходимого, но потому что вдруг захотелось. За этим скрывается целая наука - мерчендайзинг, в котором ушлые менеджеры пытаются найти даже незаконные лазейки. Наш корреспондент решил поработать мерчендайзером (см. "СПРАВКА "КП").

РАБОТА ПО НОЧАМ

Легенда: я - студент, которому нужна подработка. Ответственный, трудолюбивый. Но, как оказалось, такие, как я, почти не нужны. Два дня обзвонов торговых сетей не увенчались успехом. И тут повезло.

- Недавно уволился сотрудник, - прозвучал женский голос в трубке, - вы вовремя позвонили. Приходите на собеседование.

На следующее утро я уже был в крупном гипермаркете столицы. Собеседовал меня Сергей Геннадьевич, мужчина средних лет в дорогом костюме. Главный менеджер по торговому залу.

- Здесь у нас раздевалка, вот униформа. Твой график - среда и пятница, ночные смены, - вводил в курс дела начальник.

- Ночью - самое то, днем учусь, - обрадовался я.

- Зарплата - 4,5 тысячи в первые три месяца, - продолжал знакомить меня с рабочей обстановкой главный менеджер. - Медицинскую и трудовую книжки давай.

- У меня их нет, я же первый раз устраиваюсь.

Главный махнул рукой. Через два дня я в синей униформе стоял перед витриной алкогольных и безалкогольных напитков. Вопрос с медицинской книжкой решен в частной клинике, трудовую завели в гипермаркете.

СВОРОВАЛ - УВОЛЕН

Трудовая смена начинается с раздевалки. По соседству - душ и туалет, при входе в которые стоят детекторы, реагирующие на непогашенные на кассе этикетки. Это нужно для того, чтобы никто из сотрудников не проносил внутрь продукты с витрин и не ел их втихаря. После работы на выходе всех работников обыскивают: своровал - уволен.

Моя первая смена. Ночь. Бесконечные поддоны, погрузчики, витрины... Нас 10 человек. Основная задача - выкладка товара на стеллажах. Руководствуемся разноцветными рисунками, где стрелочками обозначено, что и куда ставить. Это маркетинговые схемы.

- Вот смотри, - учат меня коллеги, - многие покупатели - правши, начинают обход магазина против часовой стрелки. Значит, справа нужно выставлять самый ходовой товар.

Работа не творческая, но и не скучная. К концу своей первой смены я еле держался на ногах.

ПРИШЛЫЕ "МЕРЧИ"

Вскоре я вышел работать в дневную смену. Тоже невесело. Как конвейер, носишься целый день между витриной и складом. Разобрали товар - сбегал за новой порцией, расставил. И так всю смену. Хотя можно еще с покупателями пообщаться. 

- А акцизная марка есть? - спрашивает дама лет сорока.

- Есть, - говорю. 

- Ну надо же, - произносит она нараспев и уходит, так ничего и не выбрав.

Правда, в один из дней разнообразие в монотонные будни внесли два подозрительных типа. Стоят у полок и подсчитывают.

- Это мерчендайзеры поставщиков, - объяснил начальник, - у нас с ними договоры подписаны, они проверяют, все ли правильно мы поставили. 

ВЗЯТКА

Но не зря эти мерчендайзеры показались мне подозрительными, за ними нужен глаз да глаз. Так и норовят поставить свой товар выгоднее остальных. Некоторые бессовестно нарушают установленный фейсинг (см. "СПРАВКА "КП"). Вместо 10 бутылок газировки в ряд ставят по 15. Какая разница? Но для поставщиков дополнительные ряды - кругленькая сумма в договоре. 

Как-то ко мне подошел представитель поставщика известной газировки.

- Выйдем? - сказал он.

Я напрягся, но пошел следом.

- Выставляй нашу газировку в 10 рядов, а не в 7, - шептал мне пройдоха. - В долгу не останусь.

И тут же отработанным движением сунул мне какие-то деньги в нагрудный карман униформы. Взятка! Но я отказался - за такие дела сразу увольняют с позором.

"БЕЗ ГМО"

Не зря мы, сотрудники торгового зала, недолюбливаем пришлых "мерчей". Товар с большим фейсингом и посередине полки продается действительно лучше, чем скудные два ряда газировки на краю какого-нибудь стеллажа. Еще одно известное правило - то, что стоит в первом ряду, продается быстрее. Поэтому старые продукты вперед, посвежее - позади. Но я партизанил и делал наоборот.

Впрочем, есть один товар, который наши люди сметают, не глядя ни на какие сроки годности. В субботу я замучился выставлять дорогую марку водки с внушительным фейсингом. Покупатели, выезжая за город, в считанные часы полностью опустошали полку из 10 рядов.

УВОЛЬНЕНИЕ

То не мог найти работу, то не хотят увольнять.

- Тебе пока нет замены, - сказал менеджер Александр. - Уволим, как найдем.

Убеждать начальство было бесполезно. Менеджеры были непреклонны.

Последний день я считал часы до своего официального увольнения. Ушел я с трудовой книжкой, зарплатой и твердым убеждением, что в большинстве своем пипл хавает именно то, что лежит под рукой. Смотреть на верхние полки или заглядывать на нижние ему откровенно лень. Смешно думать, что свои предпочтения мы формируем сами. За нас это давно уже делают специально обученные люди.

Новости по теме: Супермаркеты покупки