Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 марта
Загрузить еще

Экономист о проекте бюджета: Это ж…па

Экономист о проекте бюджета: Это ж…па
Фото: Бюджет Украины на 2015 не внушает оптимизма. Фото: Thinkstock

Экономисты продолжают анализировать проект государственного бюджета на 2015 год. И критикуют его, не выбирая выражений. Представляем вашему вниманию анализ главной сметы страны от экономиста Бориса Кушнирука, который он разместил на своей странице в ФБ. Приводи этот текст в несколько сокращенном виде:

"Ну что, господа, я вам скажу по поводу проекта Госбюджета на 2015 год. Это жопа.

Официально задекларированный дефицит государственного бюджета должен составить 52 млрд. Грн. На самом деле, фактический дефицит госбюджета будет в разы больше.

Так, правительство хочет "получить право осуществлять выпуски облигаций государственного займа (ОВГЗ) на сумму 36500000000. грн. с последующим приобретением в государственную собственность в обмен на эти облигации акций дополнительной эмиссии банков ".

Интересно, планируется ли это делать с предварительным выяснением причин, которые привели к необходимости увеличивать уставные капиталы тех или иных банков? Особенно, если речь идет о банках, которые уже сегодня контролируются государством.

Почему-то мне кажется, что не только мне хотелось бы увидеть объяснения руководителей государственных банков, насколько объективны причины, которые привели к тому, что сейчас правительство тратить огромные средства на закрытие дыр в их балансах. Хотя, боюсь, что объяснение руководителям этих банков необходимо, в первую очередь, давать правоохранительным органам.

Правительство, также, планирует "осуществлять выпуски ОВГЗ в сумме 20 млрд. грн. в обмен на облигации векселей, выданных Фондом гарантирования вкладов физических лиц. Как ни печально об этом говорить, считаю, что этих средств не хватит на выплату вкладчикам банков, объявлять банкротами в течение этого и следующего года.

Кроме того, планируется "осуществить выпуск ОВГЗ в сумме 31 500 000 000 грн. с последующим приобретением в государственную собственность в обмен на эти облигации акций дополнительной эмиссии публичного акционерного общества "Национальная акционерная компания"Нафтогаз Украины".

Ну, то есть, в 2015 году планируется продолжить практику закрытия финансовых дыр этого коррупционного монстра за счет госбюджета. Хотя, если бы мы отказались от откровенно преступной системы нескольких цен на газ, электроэнергию и тепло для различных категорий потребителей и отдали эти 31 500 000 000. грн. в виде субсидий гражданам, то они бы их использовали куда эффективнее, в том числе, активно занимаясь энергосбережением.

Но и это еще не все. Правительство вообще не хочет себя ничем ограничивать, поэтому намерено "получить право осуществлять выпуски ОВГЗ с последующим приобретением в государственную собственность в обмен на эти облигации акций дополнительной эмиссии хозяйственных обществ топливно-энергетического комплекса, 100 процентов акций которых находится в государственной собственности".

В этом случае, даже прогнозный объем эмиссии не указывается. По экономической сути все вышеуказанные операции правительства являются бюджетными расходами. А выпуск ОВГЗ ничем иным, как финансированием дефицита государственного бюджета.

Поэтому фактически будет общий размер дефицита государственного бюджета неизвестно никому. Очевидно, что значительно больше, чем 150 млрд. грн.

При этом, чтобы не было сомнения, все эти эмитированные правительством ОВГЗ, как это было все годы, начиная с 2009 года, попадут в портфель НБУ. Правительство будет заставлять руководство НБУ осуществлять денежную эмиссию и скупать с рынка. Поэтому спрашивать, которая будет инфляция и курс гривны к иностранным валютам, не стоит.

Немного о доходах госбюджета

Осуществление расчетов по реалистичности статей доходов требует большего времени, поэтому обращу внимание лишь на некоторые показатели.

Пожалуй, главный шок должен вызвать невероятная сумма средств, которую должен перечислить НБУ в доход госбюджета. Планируется, что в 2015 году его общие перечисления составлять 65 400 000 000. Грн. Для сравнения, в 2014 году Нацбанк должен перечислить в госбюджет 22 800 000 000. Грн.

Не буду строить предположения, любыми манипуляциями с бухгалтерской отчетностью будут формировать подобную сумму превышения доходов Нацбанка над его расходами, но очевидно, что речь идет об эмиссии в дополнение к той, которая будет осуществляться во время выкупа центробанком ОВГЗ.

Вместо децентрализации перетягивание финансового одеяла

Вместо децентрализации полномочий и финансовых ресурсов правительство еще больше натягивает финансовое одеяло на себя. Планируется, что 42 300 000 000 грн поступит в госбюджет от налогообложения физических лиц. Ранее этот главный бюджетообразующий налог для местных бюджетов полностью оставался на местах. Только Киев страдал от того, что половину поступлений от налога с доходов физических лиц убиралось в госбюджет. Но сейчас, почувствовав вкус от подобного отбора средств у местных общин, правительство хочет подобную практику распространить на всю страну. У Киева, правда, вообще хотят забирать 75% поступлений от этого налога. Ну-ну.

Потом, правда, эти средства из госбюджета по сложной методике будут возвращать местным бюджетам в виде медицинской субвенции из государственного бюджета. На это запланировано 45 700 000 000 грн.

Грабли

Правительство, несмотря на всю абсурдность повторного "наступление на те же грабли", собирается ввести двухпроцентный сбор на приобретение наличной иностранной валюты физическими лицами. От этого сбора поступления в госбюджет планируется в размере 2 200 000 000 грн.

У меня лично большие сомнения, что правительство дождется поступлений от этого сбора в таком размере.

Если показатели госбюджета рассчитывались из предположения, что среднегодовой курс национальной валюты в 2015 году составит 17 гривен за один доллар, тогда предполагается, что населением в обменниках будет приобретено где 6 500 000 000 долл. США.

Очевидно, что общий объем приобретенной населением иностранной валюты может быть и больше, вот только весь он будет "в тени".

Можно посмотреть на продажу наличной иностранной валюты в течение последних нескольких месяцев.

По данным НБУ, население в ноябре официально приобрело в обменных пунктах 197 млн. долл. США. При том, что в октябре через обменники было приобретено 597 млн. Долл. США, в сентябре - 541 млн. долл. США, в августе - 585 млн. долл. США, в июле - 675 млн. долл. США, в июне - 335 млн. долл. США, в мае - 318 млн. долл. США.

Расходы госбюджета

Не буду делать детальный анализ расходов, потому что это заняло бы слишком много места. Поэтому лишь несколько ремарок.

Не могу без удивления не отметить, что на органы прокуратуры, полномочия которых с начала лета следующего года существенно сократятся, с соответствующим сокращением штата сотрудников, финансирования не только сокращать, а даже существенно увеличится. В 2014 году на прокуроров было предусмотрено потратить 3,1 млрд. грн., а в 2015 году - уже 3,9 млрд. грн.

Если посмотреть на подход к распоряжению расходами, то правительство не скрывает желания использовать как можно больше бюджетных средств по своему усмотрению. Так, все капитальные расходы государственного бюджета правительство хочет распределять в ручном режиме. Даже согласования с Бюджетным комитетом не предвидится. Это, кстати, касается не только капитальных расходов, но и многих других.

Наследуя практику правительства Азарова, правительство Яценюка хочет, чтобы "нормы и положения всех законов, регулирующих предоставление социальных выплат, применялись в порядке и в размерах, установленных им самим, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования ". Это крайне вредный подход.

Во-первых, по сути, предлагается, чтобы огромный объем законодательства выполнялся правительством по своему усмотрению. Это не что иное, как правовой нигилизм.

Во-вторых, уже есть множество судебных решений, когда граждане отсуживали в судах свои права на социальные выплаты в объеме, предусмотренном законодательством. И речь идет о многих миллиардах гривен, которые необходимо выплатить на основании судебных решений.

В-третьих, правительство Яценюка демонстрирует нежелание вести честный разговор с гражданами страны по поводу невозможности выплачивать все социальные платежи, предусмотренные законодательством. Большинство из этих законодательных актов необходимо полностью отменять. Это было нужно делать уже много лет назад. Но в условиях войны, это нужно делать обязательно и немедленно.

Кстати, по исполнению судебных решений. Некоторые нормы законопроекта вызывают ощущение какой фантасмагории. Так, предлагается "предоставить право Кабинету Министров в установленном им порядке с согласия взыскателей реструктурировать фактическую задолженность объемом до 7 500 000 000 грн., возникшей по состоянию на 1 января 2015 по решениям судов, выполнение которых гарантированно государством, а также по решениям Европейского суда по правам человека, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины, путем выдачи финансовых казначейских векселей сроком обращения до семи лет, с отсрочкой платежей по этой задолженности на два года и процентной ставкой три процента годовых ".

У меня здесь больше всего вызывает истерический хохот ссылки на согласие взыскателей. То есть они должны дать согласие на то, чтобы их обманули второй раз. Мне интересно, что будет делать правительство, если таковой не будет?

Новости по теме: Бюджет Украины на 2015 год