Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Предложение Европы: российский газ должен продаваться по единой цене

Предложение Европы: российский газ должен продаваться по единой цене
Фото: Украина платит за газ больше остальных. Фото: yarnovosti
На "газовых" переговорах в Варшаве еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер выступил с инициативой, чтобы для всех стран-членов ЕС была единая цена на газ. 
 
- Мы хотим единой цены на газ на общем европейском рынке, — сказал Эттингер после встречи с премьер-министром Польши Дональдом Туском. Последний, кстати, выступает за создание общеевропейского энергетического союза.
 
Украинский министр энергетики Юрий Продан, который также участвует в газовых переговорах, поддержал инициативу Эттингера. Отметим, что на сегодняшний день наша страна платит самую высокую цену за российский газ. В то время, как в страны ЕС "Газпром" продает газ по 370 долл. за тыс. куб, Украина вынуждена закупать топливо по 485 долл. 
 
Чтобы хоть как-то снизить газовую зависимость от России, наша страна договаривается об альтернативных поставках газа. 28 апреля Украина подписала со Словакией газовый меморандум. Согласно этому контракту в нашу страна будет ежегодно поступать 8 млрд кубометров голубого топлива по газопроводу Вояны-Ужгород по цене 300-350 долл.
 
Отметим, 2 мая в Польше проходит встреча министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана, еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера и министра энергетики РФ Александра Новака. Главная тема этих переговоров - погашения Украиной долга за поставленный Россией газ, цены на газ для Украины после денонсации Харьковских соглашений, а также транзит российского газа в Европу через территорию Украины. Варшавские газовые переговоры инициировала Россия.
 
Первый раунд переговоров прошел безрезультатно. Стороны сядут за стол переговоров еще дважды. 
 
О ПОКУПКЕ ГАЗА В СЛОВАКИИ
 
Если наша страна захочет наращивать объемы поставок топлива российского газа с территории Словакии, то придется подписывать дополнительные соглашения.

- Для того чтобы получать через Словакию до 10 миллиардов кубометров газа в год, нужно реализовать комплекс технических мероприятий на существующей трубопроводной инфраструктуре между Велыкыми Капушанами и Ужгородом, - продолжает Дмитрий Марунич. - Это самый мощный участок, через который осуществляется до 80 процентов транзита газа из России через Украину.

Необходимые работы словацкая сторона готова проводить за свои деньги, при возможной поддержке Еврокомиссии. Однако до последнего момента Украине ставили условия, чтобы мы покупали не менее 10 миллиардов кубометров голубого топлива по этому маршруту. То есть они хотят окупить свои инвестиции в новую "трубу". При этом цены на газ на европейском рынке серьезно меняются в зависимости от сезона. Поэтому неизвестно, смогут ли украинские потребители гарантировать закупку газа в необходимых объемах.

А ЕСЛИ "ГАЗПРОМ" БУДЕТ ПРОТИВ?

Не стоит сбрасывать со счетов и "Газпром", который будет против того, чтобы Украина покупала российский газ в Европе. Москва может начать вставлять нашей стране палки в колеса.

- Словакия для Украины может быть выгодным партнером с учетом того, что, по крайней мере, часть российского газа продается европейским контрагентам именно в Велыкых Капушанах, - продолжает эксперт. - В частности, немецкая RWE, с которой у "Нафтогаза" подписаны соглашения, при согласовании цены на топливо может начать его поставки в Украину с территории Словакии.

Конечно, "Газпром" будет против этого, ведь Украина не выполняет контракт с РФ, не выкупая весь объем, который предусмотрен договором от 2009 года. Что может сделать Москва? Например, потребовать переноса точки сдачи российского газа на Центрально-Европейский газовый хаб, который находится в австрийском Баумгартене. В этом случае к цене этого газа будут добавлены как минимум затраты на транзит из Баумгартена в размере около 30 долларов за тысячу кубометров. Однако если Украина сможет нарастить реверс до 10 миллиардов кубометров, то зависимость от российского топлива сократится минимум на треть.