Куда уходят собранные с водителей  дорожные  деньги?

Куда уходят собранные с водителей "дорожные" деньги?

Комментарии: 103
Как только теплеет, асфальт с украинских трасс сходит вместе со снегом. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.
О состоянии украинских дорог не говорит только ленивый. Тысячи километров трасс превратились в бездорожье, на котором водители передвигаются с черепашьей скоростью, теряют колеса и ломают машины. В Укравтодоре разводят руками, говорят о плохой погоде и уверяют, что денег не хватает. 
 
СТАТИСТИКА ОТ ЧИНОВНИКОВ 
 
Официальная версия всего того безобразия, которое творится на украинских улицах, звучит так: "У нас нет денег на хорошие дороги". По данным Укравтодора, 90 процентов наших транспортных магистралей уже 2-3 раза отработали свой возраст и требуют капитального ремонта. В ведомстве подсчитали: для этого им нужно 450 млрд грн. 
 
При этом нынешний бюджет Укравтодора куда скромнее - около 15 млрд грн. Причем на дороги будет потрачено еще меньше. Большая часть этих средств пойдет на погашение кредитов компании. И что пойдет на ремонт и строительство дорог, зависит от того, какие новые займы возьмет ведомство. В общем все печально. 
 
В правительстве тоже разводят руками и обещают обязательно починить дороги. Но позже. Когда появятся деньги... Однако еще несколько лет назад, когда вводили повышенный акциз на топливо, отменяя дорожный сбор, нам обещали хорошие дороги. И где они? Не знаю, как у вас, а у меня сложилось впечатление, что сколько денег ни отдай, все они уйдут в асфальт, как в черную дыру. 
 
ПРОСТАЯ МАТЕМАТИКА
 
Итак, давайте посмотрим, сколько украинские водители отстегивают в бюджет. Не будем брать только топливную составляющую - подсчитаем, сколько всего государство зарабатывает на водителях и их авто. Ведь, заправляясь, каждый из нас платит существенную сумму в бюджет. 
 
- В себестоимости топлива доля налогов составляет 33 процента для бензинов и 22 процента для дизтоплива, - говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - Акцизный сбор составляет 198 евро с тонны бензина и 50 евро - с дизельного топлива. Плюс к этому добавляется еще и НДС. В прошлом году была плавающая ставка акциза на топливо. Чем дешевле была нефть на мировых рынках, тем больше платили украинские водители в бюджет. Но с нового года от нее отказались, и акциз у нас снова фиксированный. 
 
Получается, при нынешних ценах в бюджет с литра бензина уходит около 3,6 грн., а с литра дизельного топлива - около 2,2 грн. Смотрим на общие объемы украинского рынка топлива. По словам специалиста, за год продается 4,5 млн тонн бензина и 5,5 млн тонн дизельного топлива. 
 
- В каждой тонне бензина содержится 1300 литров бензина и 1250 литров дизельного топлива, - продолжает Сергей Куюн. - Можете подсчитать, сколько литров того или иного топлива продается. 
 
Снова берем в руки калькулятор. Получаем: 5850 миллионов литров бензина и 5625 млн литров дизельного топлива. Отсюда общий объем налогов, которые поступают в казну, составляет 33,4 млрд грн. 
 
Идем дальше. По данным компании AUTO-Consulting, в 2012 году в Украине продали 217 581 авто. Сколько бюджет получил от этого? По данным аналитиков, средняя цена легкового автомобиля была 17,4 тыс. евро. Значит, за год на машины потратили более 40 млрд гривен. То есть только в виде НДС в бюджет поступило около 6,7 млрд гривен. Но и это не все: со всех ввозимых машин взимается налог - 10 процентов от их таможенной стоимости, еще около 2-3 млрд гривен. 
 
Суммируем: около 43 млрд гривен в год государство получило от водителей. Причем можно еще долго считать, сколько автолюбители приносят в бюджет, ведь есть и сделки на вторичном авторынке, и запчасти, и расходные материалы, с которых платятся налоги... 
 
Но даже цифра в 43 млрд гривен поражает. За эти деньги можно за 10-12 лет обновить все дороги страны, даже учитывая аппетиты Укравтодора. 
 
СКОЛЬКО СТОИТ КИЛОМЕТР 
 
Отдельно остановимся на стоимости дорожных работ. Многомиллиардные подряды на ремонт и прокладку автомагистралей чаще получают компании, чьи акционеры близки к власти. А прокуратура ежегодно находит многомиллионные нарушения при использовании бюджетных средств, при этом подрядчики продолжают получать заказы у государства. 
 
К сожалению, мы не смогли получить от главной автодорожной организации ответов на наши вопросы. Например, сколько стоит метр прокладки или ремонта дороги. В ведомстве наши запросы проигнорировали. Поэтому мы решили заказать асфальтирование у частных подрядчиков. По легенде нам нужно заасфальтировать грунтовую дорогу в частном секторе и отремонтировать участок асфальтовой дороги. 
- Цены могут отличаться в разы, - рассказали нам по телефону. - Самый бюджетный вариант - это слой щебня 8 сантиметров, а сверху слой асфальта 3 см. Для легковых автомобилей на несколько лет хватит! Обойдется в 98 гривен за квадратный метр. Плюс установка бордюрного камня - еще 150 гривен за погонный метр. Если дорога шириной 8 метров, то за 100 метров вы заплатите минимум 78,5 тысячи гривен. С установкой бордюра - около 108 тысяч гривен. Итого: километр - от 785 тысяч гривен до миллиона и выше. И это самое экономное предложение. 
 
Дорога, по которой должны ездить грузовики, похожа на многослойный пирог (см. инфографику). Сначала делают выемку грунта под будущую дорогу. Вниз укладывают песок, потом два слоя щебня и три слоя асфальта. 
 
Стоимость такой дороги существенно больше - от 405 грн. за квадратный метр, но оно того стоит. Именно такими должны быть все крупные автомагистрали страны. Такая двухполосная дорога шириной 8 метров обошлась бы в 3,24 млн гривен. 
 
Однако государство платит подрядчикам намного дороже. Бывший министр транспорта Борис Колесников озвучивал такие цифры: строительство 1 км четырехполосной дороги в Украине обходится минимум в 5 млн долларов, то есть в 40 млн гривен. Получается, две полосы обходятся государству в 20 млн гривен за километр. В пять раз дороже, чем в нашем эксперименте, притом что мы обратились в первую попавшуюся фирму по асфальтированию улиц. Мы понимаем, что государственные магистрали еще нужно спланировать, оборудовать бордюрами и дорожными знаками… Но разница в 5 раз впечатляет. 
 
Правда, чиновники говорят, что отечественные материалы не отвечают мировым стандартам, поэтому-то они и закупают все за рубежом. Однако проверить, какой асфальт положен в нижний или средний слой (да и положен ли!), зачастую невозможно. 
 
В этом году, скорее всего, Укравтодору будет не до новых дорог. Привести бы в порядок старые! Так вот для справки: полный комплекс работ "ямочный ремонт асфальтового покрытия с укладкой асфальта толщиной 5 см" нам предложили провести за 133 гривны за квадратный метр. Это без учета скидок за объем. Нетрудно подсчитать, что на уплаченные водителями больше 40 миллиардов гривен можно отремонтировать 37,5 тысячи километров двухполосных дорог, полностью заменив на них покрытие. 
 
 
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
 
33,4 млрд грн. Сборы с топлива 
10 млрд грн. Сборы с новых авто 
3,2 млрд грн. Выделено на ремонт и эксплуатацию дорог

Политика

Сакварелидзе заявил, что его могут не пустить в Украину
Сакварелидзе заявил, что его могут не пустить в Украину 129

По его мнению, без украинского паспорта останется не только Саакашвили.

Новинский: в нашей стране будет мир. Я в этом уверен
Новинский: в нашей стране будет мир. Я в этом уверен 240

Янукович – раз, два, три, Саакашвили - выходи
Янукович – раз, два, три, Саакашвили - выходи 381

Три неочевидных вывода из лишения гражданства украинца Михо.

Происшествия

Депутат Николаевского облсовета попал в больницу после драки на работе
Депутат Николаевского облсовета попал в больницу после драки на работе

Обидчиком пострадавшего оказался глава райсовета.

Пострадавший от налетчиков в Одессе водитель претензий к ним не имеет
Пострадавший от налетчиков в Одессе водитель претензий к ним не имеет 97

Полиции удалось разыскать ограбленного водителя, который заявил, что у него ничего украли.

Обнаженная активистка FEMEN забралась на памятник Владимиру в Киеве
Обнаженная активистка FEMEN забралась на памятник Владимиру в Киеве [фото] 414 1

Акция была посвящена протесту против Владимира Путина.

Экономика

Forbes назвал самого богатого человека в мире. И это не Билл Гейтс
Forbes назвал самого богатого человека в мире. И это не Билл Гейтс 1097

За один день основатель Amazon стал богаче на 1,4 млрд долларов.

Наибольшим спросом в Киеве пользуются квартиры площадью 30-50  квадратов
Наибольшим спросом в Киеве пользуются квартиры площадью 30-50 "квадратов" 352

При этом комфортным жильем считаются варианты от 35 квадратных метров.

Дубилет - о национализации  Привата : Банк решили забрать, потому что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой
Дубилет - о национализации "Привата": Банк решили забрать, потому что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой 1655

Бывшие сотрудники банка в социальных сетях раскрыли подробности, как Коломойский добровольно-принудительно отказался от своего детища.

Общество

Прикольные поздравления с днем системного администратора
Прикольные поздравления с днем системного администратора

28 июля сисадмины отмечают профессиональный праздник. Не забудьте поздравить!

Несколько путей, по которым человек приходит к Богу
Несколько путей, по которым человек приходит к Богу 217

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Эй, смотри сюда, мужчина, для тебя прогнула спину
Эй, смотри сюда, мужчина, для тебя прогнула спину 575

"КП" в Украине" решила проверить, действуют ли традиционные "женские штучки" на современных кавалеров.

Спорт

4 наивных вопроса о новом  Динамо  Хацкевича
4 наивных вопроса о новом "Динамо" Хацкевича 120

Что интересует болельщиков после победы киевлян над "Янг Бойз" на старте квалификации Лиги чемпионов.

Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег:  Это безумие!
Футболисты и тренеры бунтуют против больших денег: "Это безумие!" 444

Потенциальный дорогущий трансфер Неймара вызвал немало дискуссий о том, есть ли возможность остановить эту "гонку вооружений".

Буффон возмущен трансфером Неймара:  Почему 220 миллионов, а не 600?
Буффон возмущен трансфером Неймара: "Почему 220 миллионов, а не 600?" 245

Вратарь "Ювентуса" и сборной Италии предложил ввести потолок цен на продажу-покупку футболистов