Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украинские авиакомпании требуют прозрачной продажи МАУ

Украинские авиакомпании требуют прозрачной продажи МАУ

В конце прошлой недели дело получило новый оборот. Альянс авиаперевозчиков «Украинская авиационная группа» обратился с открытым письмом к премьер-министру Николаю Азарову, в котором выступили за проведение прозрачного конкурса. Иначе, по их словам, мечта о том, что отечественная авиационная отрасль будет конкурентоспособной, а на базе украинских аэропортов сформируются хабы (крупные транзитные узлы), может так и не осуществиться. 

В «НАДЕЖНЫЕ» РУКИ

Парадоксальность ситуации вокруг МАУ заключается в том, что, несмотря на огромный бюджетный дефицит государства, который оценивают в 

100 млрд грн., Фонд госимущества решил продать госпакет акций компании конкретным людям минимум вдвое дешевле, чем за него дают потенциальные покупатели. Естественно, этим покупателям попросту не дают участвовать в приобретении госпакета акций, для чего была реализована оригинальная схема. Буквально перед объявлением о продаже государственного пакета акций приняли новый Устав МАУ, в котором учтена возможность первоочередного права выкупа акций для акционеров компании. Естественно, Фонд госимущества (ФГИ) как владелец 61,6% акций МАУ мог воспрепятствовать внесению данного пункта в Устав. Но не сделал этого. Потому фактически единственным претендентом на государственные акции компании является компания Capital Investment Projects, которая контролируется бизнесменом Ароном Майбергом. 

Если бы государство получило за свой пакет акций нормальную цену, никто бы, наверное, не возмущался. Но глава ФГИ Александр Рябченко огласил стоимость госпакета - 250 млн грн.

- По оценкам независимых аналитиков, цена госпакета акций МАУ колеблется от 420 млн до 1,2 млрд гривен, - говорит вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслав Бутко. - Одна из основных задач ФГИ - получать максимальную прибыль при продаже государственной собственности. А в случае с приватизацией МАУ искусственно создаются условия, чтобы продать акции одному конкретному покупателю, да еще и по заниженной стоимости. Складывается такое впечатление, что дополнительные несколько сотен миллионов гривен, которые государство может получить при проведении открытого конкурса, бюджету не нужны.

Кто-то, вероятно, скажет, что оценки экспертов и реальные суммы сделок не всегда совпадают. Ведь можно хотеть продать дорого, а никто такой цифры не даст. Однако за госпакет акций уже предлагают 516 миллионов гривен. Но покупателя - компанию «Дніпроавіа», которая готова заплатить более чем в два раза больше озвученной чиновниками ФГИ суммы, - к продаже даже не допускают. 

ПОЧТИ УПУЩЕННЫЙ ШАНС

Отечественные авиаперевозчики уверены: если госпакет акций будет продан непрозрачно, Украина потеряет шанс создать условия для роста конкурентоспособности отечественных авиаперевозчиков. 

- Мы считаем, что наше предложение «Дніпроавіа» даст возможность объединенным украинским компаниям создать сильного игрока в мировом авиационном пространстве, - заявил сопредседатель наблюдательного совета «АероСвіта» Григорий Гуртовой. - Сейчас во всем мире наметилась тенденция к слиянию авикомпаний. Почему это происходит? Никто в одиночку не может строить крупные хабы. Лишь крупные игроки способны позволить себе такие затраты. Только консолидация позволит перевозчикам конкурировать с зарубежными компаниями после присоединения Украины к Единому авиационному пространству. Мы не просим для себя никаких преференций. Мы просим провести открытый конкурс, который бы принес выгоду государству, чтобы пришли игроки, которые готовы тратить деньги и развивать авиатранспортную отрасль.

Для этого входящие в «Украинскую авиационную группу» компании (альянс «АероСвіта», «Донбасаеро» и «Дніпроавіа») и направили премьер-министру Украины Николаю Азарову открытое письмо с просьбой обратить внимание на ситуацию и провести прозрачную приватизацию государственного пакета акций авиакомпании «Международные авиалинии Украины».

Поддержал коллегу и заместитель главы правления авиакомпании «Дніпроавіа» Сергей Криворотченко, который считает, что сильный украинский перевозчик сможет поддерживать отечественную авиастроительную отрасль. Каждый вложенный доллар в отечественную авиацию в итоге приносит 10 долларов для страны в виде поступлений от туристов. Если в Украине не появится крупный игрок, то все деньги будут уходить иностранным авиакомпаниям.

Аргументированно отвергли представители альянса обвинения в том, что покупка акций МАУ «Украинской авиационной группой» нарушит антимонопольное законодательство Украины. По их словам, на отечественном рынке перевозок присутствуют многие иностранные компании, поэтому совокупный объем перевозок пассажиров самолетами «Украинской авиационной группы» не превышает трети от всего объема. Отдельные заявления о мнимой монополизации рынка льют воду на мельницу тех, кто намерен провести кулуарную продажу госпакета акций МАУ, чтобы государственные акции были проданы по дешевке. 

Осталось посмотреть, как на это обращение отреагирует правительство. Для Кабмина решение относительно приватизации МАУ станет первым серьезным экзаменом по антикоррупционной политике, курс на которую недавно объявил президент Виктор Янукович.