Загрузить еще

Главный храм Донецка символизирует единство страны

Главный храм Донецка символизирует единство страны

Кроме этого, собор стал украшением города, не избалованного архитектурными изысками. "Комсомолка" узнала, как строился самый главный в Донбассе храм.

 

Донецкий кафедральный собор выгодно отличается от большинства церковных новостроев. Его создавали не торопясь, с применением лучших материалов, а значит, на века. Да и сам проект был не скороспелым, каждая его деталь тщательно выверялась, чтобы здание гармонично выглядело и церковные каноны не нарушались. По тем временам сделать это было нелегко. Нынешние трудности не идут ни в какое сравнение с тем, что было в начале 90-х.

 

- В стране 75 лет храмов не строили, методические основы были утрачены, - объясняет автор проекта собора Владимир Онуфриенко. - Я уже не говорю об экономическом и моральном кризисе, самого необходимого не было... Мне тогда с трудом удалось проникнуться необходимостью создания храма. Но, в конце концов, я понял: для Донецка это уникальная историческая возможность - создать что-то значимое в архитектурном смысле, а не какое-нибудь посредственное строение.

 

Много времени ушло на изучение огромного количества храмов, как по книгам, так и воочию. Одна за другой следовали консультации с реставраторами, искусствоведами, архитекторами из Киева, Москвы, Львова. И все для того, чтобы понять: какой главный храм нужен Донецку? В итоге было решено совместить стилевые мотивы русского классицизма с элементами, присущими украинской архитектуре. Получается, что собор в Донецке символизирует единство страны.

 

Начало строительства собора совпало с приходом на Донецкую кафедру митрополита Илариона. Каждую неделю городские власти и митрополит стали собираться на совещания по возведению храма. Некоторые вопросы решались непросто, но итог был один: собор получал самое лучшее.

 

- Мы применили так называемый псевдоисторический стиль, - вспоминает Владимир Онуфриенко, - то есть использовали новейшие технологии в сочетании с архитектурными формами прошлых эпох.

 

Свято-Преображенский собор называют восстановленным, но это не совсем так. Новый храм лишь силуэтом напоминает разрушенный, к тому же он значительно больше своего прототипа и возведен в совершенно другом месте. Кстати, место это непростое. Во время войны здесь хоронили умерших немецких солдат, а затем устроили огороды для медицинских работников. Наверное, власти решили, что врачи спокойно воспримут попадающиеся между картошкой и редисом человеческие кости. Позже на месте кладбища и огородов разбили сквер и поставили памятник Горькому. Лишь с началом работ по возведению храма кости начали собирать в устроенные тут же склепы, и останки солдат, пусть даже вражеских, были достойным образом перезахоронены. Со временем над ними планируют возвести часовню.

 

А вот что делать с часовней Сергея Радонежского, рядом с которой вырос собор, пока не решили. За годы ее существования здесь сформировалась своя община, среди прихожан есть даже африканцы из Эфиопии. Все они помогали возводить кафедральный собор делом и пожертвованиями. Теперь церквушку либо сохранят как памятник, либо перевезут туда, где нет храма. Благо конструкция позволяет - часовня сделана из сборного металлического каркаса, обшитого досками.

 

Справка "КП"

 

Общая площадь Свято-Преображенского собора составляет 1000 квадратных метров, что позволяет вмещать более 3000 человек. На клиросе, где обычно находится церковный хор, можно разместить еще 400 человек. В Свято-Преображенском соборе четыре предела, в каждом из которых свой престол. Самый главный из них посвящен Преображению Господню, у него совершаются самые важные церковные службы. Кроме верхнего, в соборе есть и нижний храм, посвященный Сергию Радонежскому. Колокольня собора трехъярусная, на самом верху устроена смотровая площадка. Высота колокольни 73 метра, что позволяет видеть ее даже из Макеевки. Входные порталы собора сделаны мозаичными с использованием металла и ценных пород дерева. Купола, кресты и подкрестные яблоки изготовлены из вызолоченной меди. Все элементы внутренней отделки храма выполнены по индивидуальным заказам. Под церковным залом и папертью находится еще один этаж, в котором расположены читальня, книгохранилище, архив, конференц-зал, трапезная на 50 мест, кухня, просфорня и десятки других хозяйственных помещений. Там же находится баптистерий, позволяющий крестить в полном соответствии с церковными канонами, с полным погружением в воду. Таких баптистериев в нашей области только два - здесь и в храме Святителя Игнатия Мариупольского, заводского храма ДМЗ.

 

Кстати

 

В Донецкой области часы в храмах есть только в Свято-Преображенском соборе Донецка, Свято-Георгиевском соборе Макеевки и в одном из храмов, основанных в монастыре села Никольское старцем Зосимой.

 

Немного истории

 

Первый Свято-Преображенский собор в Донецке был похож на московский храм Христа Спасителя. Это неудивительно, так как у обоих сооружений один архитектор - Константин Тон. В то время по его проектам возводилось множество храмов, существовал даже атлас созданных Тоном проектов, рекомендованных к использованию во всех российских городах. Рекомендациями пользовались довольно часто, ведь это сокращало расходы и гарантировало правильность храма с точки зрения церковных канонов.

 

Со временем однокупольный и простой по форме собор оброс пределами, колокольней и стал пятикупольным. Помещение отапливалось при помощи калориферных печей. Строительство храма и реконструкции финансировались пожертвованиями рабочих, состоятельных горожан и администрации юзовского металлургического завода. Специально для первой в Юзовке каменной церкви построили кирпичный завод, он находился на месте нынешнего легкоатлетического манежа "Шахтер". Строительство началось осенью 1883 года, а уже на следующий год здание было возведено. 2 ноября 1886 года после завершения отделочных работ состоялось освящение.

 

Примечательно, что собор стал центром антиалкогольной пропаганды в Юзовке. Члены организованного при нем братства ходили по шинкам и призывали верующих давать обет перед иконой Иоанна Крестителя - не пить спиртного и поощрять к этому других. К активистам прислушивались, но массовых обетов не было.

 

В 1932 году Свято-Преображенский собор под предлогом получения стройматериалов разрушили. Однако битые кирпичи использовать не торопились - еще два года на месте храма пролежали груды строительного мусора. Сейчас от первого собора остался только фрагмент стены в здании рядом с ЦУМом.