11 декабря
Загрузить еще

Свидетели по делу Тимошенко: Ющенко "топит", а Турчинов защищает

Свидетели по делу Тимошенко: Ющенко
Фото: Позиции Тимошенко тем прочнее, чем больше свидетелей займут ее сторону в процессе.

В деле Тимошенко наконец перешли к конкретике. После того как в зале суда было зачитано обвинительное заключение Генпрокуратуры, суд приступил к допросу свидетелей. По словам бывшего адвоката Тимошенко Николая Титаренко, всего их - 51 человек.

Известно, что в свидетелях числятся сотрудники НАК "Нафтогаз України" - они дают показания в пользу обвинения. В таком же качестве привлечен и "газовый" советник Ющенко Богдан Соколовский. Показания по делу следователям давали и министры Кабмина Тимошенко - глава Минкульта Иван Вакарчук и глава Минобороны Юрий Ехануров.

Главный вопрос, интересовавший следователей, - это статус "директив" экс-премьера: могут ли документы, подписанные на переговорах между "Нафтогазом" и российским "Газпромом", рассматриваться как правительственные директивы.

Пока суд допросил лишь нескольких свидетелей - Новицкого, Продана и Корнякову. К слову, защита Тимошенко утверждает, что их придется вызывать заново - поскольку обвиняемая формально осталась без адвокатов, а любые процессуальные действия без защиты являются нелегитимными. 

ОТ ЗАЩИТЫ

 

Александр ТУРЧИНОВ

"Правая рука" Тимошенко будет защищать начальницу. Из показаний Турчинова, данных следователям ГПУ еще на этапе досудебного следствия, свидетельствует, что факта превышения полномочий Юлией Тимошенко не было. Но хоть он и проходит по делу в качестве свидетеля - обвинение не спешит вызывать его в суд.

- Вызова я не получал, - подтверждает Турчинов. 

Юрий ПРОДАН

Бывший глава Минтоп-энерго к заключению газовых контрактов в общем-то и непричастен. Когда на суде его допрашивали следователи ГПУ, кто-то из депутатов пошутил – мол, зимой 2009-го Продан лишь ходил между офисами Дубины и Тимошенко, бумаги носил. Однако он присутствовал на переговорах, причем занимал позиции Тимошенко – это делает его важным свидетелем по делу.

Михаил ЛИВИНСКИЙ

Присутствовал при подписании договора и, вероятно, его составлении как бывший руководитель аппарата Тимошенко. Его показания очень важны для стороны защиты - ведь он мог бы показать, что директив не было, были устные пожелания (на чем настаивает защита). Однако суд не хочет заслушивать Ливинского - 11 июля его удалили из зала заседаний, чтобы "гипотетический" свидетель не общался со свидетелями явными. 

ОТ ОБВИНЕНИЯ

 

Виктор ЮЩЕНКО

Единственный свидетель, чьи показания откровенно направлены против Тимошенко. На допросе он рассказал, что экс-премьер вопреки его просьбе не сообщила ему о стоимости газа.

- Она только говорила, что цена будет невысокой, - заявлял Ющенко следователю ГПУ.

При этом, по версии защиты, именно Ющенко заблокировал переговоры Олега Дубины с "Газпромом" (по меморандуму за октябрь 2008 года, цена составила 235 долларов за кубометр) и начал свои собственные переговоры. 

Олег ДУБИНА

Ключевой свидетель обвинения, хоть взял вину на себя. Будучи главой "Нафтогаза", чиновник подписывал контракты. Его показания свидетельствуют о прямых угрозах, поступавших от премьера.

- Юлия Тимошенко перед подписанием контрактов угрожала мне увольнением с работы в случае моего отказа подписать контракты, - заявил он следователям.

В январе 2009 года он якобы просил Тимошенко позволить ему потянуть время до конца февраля. Мол, человек он опытный, знает, что до этого времени Украина может продержаться на старых запасах и не покупать газ, а до тех пор "торговаться" с Россией о более выгодных условиях. Однако слово экс-премьера оказалось последним.

Николай АЗАРОВ

Согласно его показаниям, ради низкой цены на газ Тимошенко якобы согласилась оставить Черноморский флот России в Севастополе еще на 50 лет. По словам Азарова, об этом ему рассказал его российский коллега Владимир Путин - непосредственный участник переговоров 2009 года.

По словам Сергея Власенко, допрос Азарова проходил "очень смешно" - нынешний премьер не был участником подписания договора, поэтому его, как специалиста, попросили описать контракт. "Очень плохой", - ответил Азаров.

Фото Максима ЛЮКОВА и с сайта tymoshenko.ua.