Загрузить еще

Жизненный путь прославленного режиссера-аниматора Александра Татарского

Жизненный путь прославленного режиссера-аниматора Александра Татарского

В прошлом году от нас ушел автор «Казаков», которые и кулеш варили, и в футбол играли: мультипликатор Владимир Дахно. А вот теперь скончался Александр Михайлович Татарский, придумавший новогоднюю сказку «Падал прошлогодний снег», мультфильм «Пластилиновая ворона» и заставку для передачи «Спокойной ночи, малыши!», идущую в эфире более 25 лет и даже попавшую в Книгу рекордов Гиннесса. Принимал Татарский участие и в создании знаменитого сериала «Приключения капитана Врунгеля».  После него остались два десятка работ, известная московская студия анимационного кино «Пилот» и незаконченный проект мультфильмов-сказок «Гора самоцветов».

Игорь Ковалев: «Делать что-то в таких условиях, уже подвиг»

Татарский умер незаметно, во сне. Его последним грандиозным проектом должна была стать 52-серийная мультсага "Гора самоцветов"- сборник сказок народов Российской Федерации, которая, стартовав три года назад, закономерно начала испытывать огромные финансовые трудности. Это, несомненно, повлияло на самочувствие автора уникального проекта, чье больное сердце не выдержало нескончаемых препирательств с чиновниками от искусства. За три года удалось отснять лишь 10 серий. На остальные не хватило денег. Друзья Татарского по студии «Пилот» считают, что именно проблемы с продвижением своего детища подорвали здоровье знаменитого мультипликатора. Кстати, покойный режиссер не был лапочкой или душкой, который никогда ни с кем не ссорится. Он мог и вспылить, и наговорить лишнего. Но ему все прощали за громадный талант.

За несколько месяцев до кончины мэтра «Комсомолка» встретилась и поговорила с одним из близким друзей Татарского - Игорем Ковалевым, гражданином США. Он тогда приезжал в Киев навестить родственников. Вот что рассказал Игорь о своем знаменитом товарище и коллеге.

- Сашка буквально вырос в цирке: в юности работал там униформистом, - вспоминает «Ковалев». - А я мечтал быть клоуном. На всех детских фотографиях у меня парик, как у Олега Попова, кепки, котелки. Потом мы услышали, что на киевской студии мультипликации открывают курсы художников-мультипликаторов. Пришли. На отборочных экзаменах присутствовало человек 200. Учителя - Радна Сахалтуев по рисунку, по анимации - Володя Дахно, Володя Гончаров, Костя Чикин. Это были люди, на которых мы молились. Мы с Сашей стали мультипликаторами и сразу начали снимать полуподпольное кино по детским рисункам во Дворце пионеров.

Да, я эмигрировал, и счастлив, что работаю там. И, кстати, могу похвастать (об этом пишут все критики во всех журналах), что я единственный режиссер из Восточной Европы, который, приехав в Америку на большую студию, делает свои авторские фильмы. Конечно, без друзей сложно. Я был безумно счастлив, когда переманил некоторых ребят из студии «Пилот». Сашка тогда страшно разозлился на меня, если б мог – задушил! Хотя это даже «переманил» назвать нельзя. Я просто сказал им, что есть возможность работать в Америке, а вы, мол, сами решайте. И теперь они здесь - звезды. Сашу я тоже приглашал, только он почему-то побоялся. Думаю, просто оказался не готов к переезду. Хотя Сашка гораздо больший авантюрист, чем я. Но у него, наверное, не имелось такого раздражителя, как моя жена, которая постоянно капала на мозги, что тут нечего делать и лучше уехать. И вообще в таких условиях, как у Сашки, делать что-то, это уже подвиг.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Александр Татарский родился 11 декабря 1950 года в Киеве. Учился в Киевском институте театра и кино, одновременно практикуясь в школе анимации. В 1968 году пришел в мультипликационное кино, на студию "Киевнаучфильм", где принимал участие в создании десятков лент и овладел практически всеми профессиями, связанными с производством мультфильмов. В 1980 году был приглашен руководством Гостелерадио СССР на работу в Москву на должность кинорежиссера в мультстудию Т/О «Экран». Одновременно в течение двух лет посещал Высшие курсы сценаристов и режиссеров Госкино СССР.

В 1988 г. вместе с другом, талантливым художником-аниматором Игорем Ковалевым, основал студию «Пилот», на которой вплоть до сегодняшнего дня создают шедевры отечественной анимации. Она стала первой в истории России независимой анимационной студией. Татарский руководил «Пилотом», взяв на себя все тяготы выживания в рыночных условиях после развала Союза. В итоге «Пилот» превратился в самый узнаваемый русский бренд, практически заменив «Союзмультфильм».

Александр Татарский был президентом открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, руководителем секции анимации при Союзе кинематографистов России, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Государственной премии России, лауреатом премии «Ника».

ФИЛЬМОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА ТАТАРСКОГО

1981 год - первая режиссерская работа: «Пластилиновая ворона», для которой он также написал сценарий;
1983 год - выходит мультфильм «Падал прошлогодний снег». Александр Татарский стал режиссером и художником-постановщиком;
1984 год - выходит мультфильм для взрослых «Обратная сторона луны», посвященный теме кавказского гостеприимства. Татарский – режиссер и аниматор;
1986 год - снят сериал «Следствие ведут колобки», режиссер Александр Татарский. В этом же году выходит мультфильм «Крылья, ноги и хвосты», в котором Татарский был режиссером, сценаристом и художником-постановщиком;
1989 -1992 г.г. - 5 серий мультфильма «Лифт»;

1990 год - выходит мультфильм «Авиаторы», сценаристом и художественным руководителем которого является Татарский;
1995 - 1996 г.г. - несколько мультфильмов про братьев Пилотов, в том числе "Братья Пилоты снимают клип для MTV", "Братья Пилоты готовят на завтрак макарончики", "Братья Пилоты любят поохотиться", "Братья Пилоты иногда ловят рыбу", "Братья Пилоты вдруг решили поохотиться";
1998-199 - цикл мультфильмов "Фонд правовых реформ";
1999 год - выходит мультфильм "Унесенные ветром";
2004 год - студия «Пилот» начинает новый проект "Гора самоцветов";
2006 год - пишет сценарии для мультов "Ворон-обманщик", "Лис и Дрозд", "Соловей", "Мальчик с пальчик".

КСТАТИ

Пластилиновых героев спас Эльдар Рязанов

Когда пластилиновая ворона, а, может быть, собака, а, может, крокодил, появилась на экране, ее сразу… запретили. Даже невзирая на то, что создавалась она по высокому заказу. Татарскому, только начавшему тогда работать для телевидения, предложили сделать чинный официальный проект: ленту из трех новелл по мотивам рисунков детей. Татарский как раз интересовался всякими авангардными техниками, делая фильмы при помощи самых неожиданных материалов, вплоть до зубной пасты. Недолго думая, он пригласил к сотрудничеству Григория Гладкова, популярного барда, создателя группы "Кукуруза", с которым режиссер познакомился на коктебельском пляже. Стихи написал Эдуард Успенский. В процессе съемок потратили 800 килограммов пластилина, который из-за тусклого цвета пришлось раскрашивать. Записав музыкальные партии, поняли, что хронометраж не совпадает, и решили запустить звуковую дорожку на увеличенной скорости, отчего песня сделалась еще лучше. Короче, фильм был готов: три части, из которых две рисованные, третья - пластилиновая, детские рисунки присутствовали – все как надо. И тут героев запретили, сочтя их не слишком советскими. Спасла "Кинопанорама" Эльдара Рязанова, рискнувшего дать мультфильм в эфир с рассказом о его создании. Поступок по тем временам мужественный. Таким образом Татарский получил возможность работать дальше, создавая свои гениальные мультфильмы.