26 декабря
Загрузить еще

Командующий войсками Южного оперативного командования (ЮжнОК) генерал-лейтенант Петр Литвин: «Служим под знаком реформ»

Командующий войсками Южного оперативного командования (ЮжнОК) генерал-лейтенант Петр Литвин: «Служим под знаком реформ»
Фото: Командующий войсками Южного оперативного командования генерал-лейтенант Литвин Петр Михайлович.

Генерал-лейтенант Литвин П. М. родился в селе Слобода Романовская Новоград-Волынского района Житомирской области в 1967 году. По окончанию Киевского высшего танкового инженерного училища проходил службу в Дальневосточном и Прикарпатском военных округах, а также в Северном и Западном оперативном командовании Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины. Прошел все офицерские должности. Командовал танковым полком, танковой дивизией, танковой и механизированной бригадой, затем проходил службу на должности заместителя командира 13-го армейского корпуса (г. Ровно). С июля 2007 г. – командующий войсками Южного оперативного командования (бывший Одесский военный округ).


Литвин П. М. закончил факультеты оперативно-тактического и оперативно-стратегического уровня Национальной академии обороны Украины с отличием и золотой медалью. Награжден переходящей казацкой саблей времен Богдана Хмельницкого – символом воинского мужества, доблести и чести, орденом «За заслуги» Ш степени, знаком министра обороны Украины «Доблесть и честь».


Женат, воспитывает двоих сыновей.


– Товарищ командующий, как отражается реформирование Вооруженных Сил Украины на жизни и деятельности войск Южного оперативного командования?

– Войска Южного оперативного командования представляют собой значительную часть Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины. Это определяет главные вопросы, стоящие у нас на повестке дня. Сегодня войсками ЮжнОК решается целый комплекс задач, связанных с реформированием органов военного управления, частей, подразделений и учреждений. Помимо этого, нами решаются вопросы материально-технического обеспечения войск, организации территориальной обороны, ведения мобилизационной работы, подготовки мобилизационных ресурсов, а также подбора кадров для службы по контракту.


Все перечисленное выше осуществляется на фоне учебно-воспитательного процесса, так как профессиональная подготовка каждого солдата и офицера была и остается важнейшим приоритетом: войска в любую минуту должны быть готовы к выполнению задач даже в условиях реформирования.


– Сейчас продолжается осенний призыв. С каким настроением юноши идут в армию?


– Судя по атмосфере, царящей на призывных пунктах, главные испытываемые ими чувства – это волнение и надежда. Юноши ведь не только выполняют долг. Они надеются, что, пройдя армейскую школу, получат хорошую закалку и путевку в жизнь. Не секрет, что сегодня большинство организаций и учреждений при приеме на работу и учебу отдают предпочтение бывшим военнослужащим, и они правы: это обычно ответственные, зрелые люди, на которых можно положиться, да и со здоровьем у них все в порядке, так как отбор сейчас строгий. В условиях рыночных отношений служба в армии для многих – это порой единственная возможность устроить свою дальнейшую жизнь. Убежден, что после перехода Вооруженных Сил на комплектование только на контрактной основе многим юношам будет не хватать такой школы, а их родителям – серьезного подспорья в воспитании сыновей.


– И все же в армии в скором времени останутся одни контрактники. Как в войсках ЮжнОК идет процесс перехода на профессиональные рельсы?


– До полного перехода нашей армии на профессиональную основу предстоит выполнять целый ряд разноплановых, разномасштабных мероприятий. Кстати, внесение изменений в Закон Украины «Об общей воинской обязанности и военной службе», предусматривающих сокращение периода срочной службы до12 месяцев, а для граждан с высшим образованием – до 9 месяцев и перевод прапорщиков в категорию сержантского состава тоже относится к их числу. Позиция Министерства обороны в этом вопросе однозначная: Военно-Морские силы, как морская составляющая Вооруженных Сил, уже в ближайшее время должны быть полностью профессиональными. Следующая ступенька к этой цели – Воздушные Силы, затем Сухопутные войска.


Что же касается войск Южного оперативного командования, то сегодня их укомплектованность контрактниками составляет почти 50% от штатной численности рядового и сержантского состава. Чтобы увеличить число желающих стать профессиональными военными, мы стремимся улучшить условия прохождения службы, решить социально-бытовые проблемы обеспечения контрактников, улучшить работу с кандидатами в профи. Но не все, к сожалению, зависит от нас.


На мой взгляд, здесь нужна серьезная государственная поддержка. Опыт армий европейских государств, в том числе и России, показывает, что при реформировании Вооруженных Сил нельзя считать второстепенным вопрос социальной защиты военнослужащих. Ведь именно от них во многом зависит будущее всего народа, всей страны. Хочу подчеркнуть, что платформа создания контрактной армии должна стоять на трех «китах»: это обеспечение воинов-профессионалов качественным медицинским обслуживанием, соответственным денежным содержанием и служебным жильем. Без этих важных компонентов процесс перехода армии на профессиональные рельсы осуществить будет просто невозможно.


– Готово ли, на Ваш взгляд, наше общество к переходу на профессиональную армию?


– Общество должно понять, нужны ли ему Вооруженные Силы или нет. Всерьез отнестись к тому факту, что сегодня лишь незначительная часть граждан проходит срочную военную службу. То есть проблема заключается в зрелости нашего общества, его умения принимать жизненно важные для себя решения.


В 2005-2006 годах в армии Украины проводился практический эксперимент по переходу подразделений к комплектованию военнослужащими по контракту. В нем приняли участие элитные воинские части и корабли ВМС Украины. В ходе этой работы учитывались трудности и риски, которые могут возникнуть при создании профессиональной армии. Эксперимент показал, что при условии соответствующего финансирования решить эту задачу в масштабе Вооруженных Сил возможно.


Утверждаю это не как посторонний наблюдатель. Дело в том, что в проведении эксперимента активное участие приняла Новоград-Волынская механизированная бригада, где я тогда проходил службу. Вместе с другими офицерами мне довелось формировать первые в украинской армии подразделения, укомплектованные военнослужащими-контрактниками. Их отбирали из числа бывших воинов-миротворцев, имевших опыт службы в горячих точках мира, то есть это были настоящие профессионалы.


Не скрою, что в процессе эксперимента на нашем пути встретилось немало трудностей, связанных с недостатком финансирования, низким уровнем социального обеспечения, отсутствием соответствующей инфраструктуры военных городков и жилья для военнослужащих. Тем не менее, поставленная задача была выполнена, и в итоге мы получили первую в Сухопутных войсках механизированную бригаду, полностью укомплектованную военными профессионалами.


Уже сегодня опыт этой «первой ласточки», которой явилась Новоград-Волынская механизированная бригада, широко используется в процессе перехода армии Украины на контрактную основу. Активно работает этот опыт и в войсках Южного оперативного командования.


– Родителей воинов всегда интересует, как организовано обеспечение, в первую очередь, питание солдат.


– Здесь тоже сделан шаг в сторону профессионализации армии. Начиная с середины 2007 года, военнослужащие срочной службы не привлекаются у нас к нарядам по кухне, а также к выполнению хозяйственных работ, связанных с организацией продовольственного обеспечения. Сегодня вопросами обеспечения питания воинов в стационарных и полевых условиях занимаются частные коммерческие структуры в соответствии с договорами, подписанными ими с Министерством обороны Украины. Это сделано для того, чтобы освободить воинов для занятий ратным делом, а также приблизить качество пищи к современным стандартам: сделать ее более вкусной и калорийной, а также обеспечить соответствующую сервировку в солдатских столовых.


Сегодня питание личного состава частей, подразделений и учреждений Южного оперативного командования обеспечивается тремя субъектами хозяйствования. Практика показала, что их представители могут успешно работать даже в условиях чрезвычайных ситуаций. Это подтвердили действия сотрудников фирмы «Производственно-коммерческое предприятие «Сава» (г. Днепропетровск), которые обеспечили бесперебойное питание личного состава в непривычных для гражданских лиц обстоятельствах. Благодаря сотрудникам другого предприятия – «Артек-Союз» (г. Севастополь) в столовых введены новые образцы технологического оборудования, воины получают даже больший ассортимент продуктов, чем это предусмотрено нормой.
Все это положительные факты. Но в то же время мы понимаем, что такой важный вопрос, как качество питания солдат, требует постоянного контроля, и стараемся не ослаблять его. Процесс приготовления блюд для солдатского стола должен быть контролируемым при любых условиях и обстоятельствах. И это не просто наша обязанность. Практика свидетельствует, что там, где военное руководство заботится о подчиненных, всегда порядок. В первую очередь это касается организации питания военнослужащих. Так что контроль за его качеством, а также сервисным обслуживанием и медицинским обеспечением солдат были и остаются главнейшими для нас вопросами. Вместе с тем, существует еще ряд вопросов, связанных с организацией питания личного состава в полевых условиях, а также освежения запасов продовольствия, находящегося на сбережении на воинских складах.


– Искоренена ли в войсках «дедовщина»?

– Переход армии на профессиональную основу оставляет все меньше оснований для существования «дедовщины». Этому способствовало и сокращение периода срочной службы до одного года, и целенаправленная, открытая, комплексная работа командиров, представителей военной прокуратуры и службы правопорядка, а также общественности. Мы не скрываем истинного положения дел. Если судить по статистике, то за прошедший год число и без того буквально единичных случаев неуставных отношений сократилось в три раза. И все же статистика – это не главное.


Мы должны понимать, что «дедовщина» имеет корни не в армии. Вооруженные Силы – это слепок общества, в котором находят отражение присущие ему проблемы. Все говорит о том, что «дедовщина» – это не сугубо армейское явление. Ее проявления, к сожалению, можно встретить в школах, училищах, семьях, к таким действиям подталкивает молодежь и окружающая среда. На экранах кинотеатров, по телевидению демонстрируются фильмы, оказывающие пагубное влияние на души молодых людей, истребляющие в них такие чувства, как долг, честь, готовность встать на защиту Родины.


На мой взгляд, искоренить позорное явление «дедовщины» можно только сообща, при участии родителей, гражданских коллективов, целенаправленного общественного воспитания молодежи. Именно поэтому в войсках Южного оперативного командования вопрос предупреждения неуставных отношений решается не только своими силами. Мы стремимся привлечь к этому органы местной власти, общественные организации, советы солдатских матерей и всегда рады любой помощи, которую могут оказать все заинтересованные лица.


– Говорят, что будущее Вооруженных Сил зависит от того, как к ним относится молодежь. Скажите, пожалуйста, что привело Вас в армию?


– Я и мои братья выросли вблизи военного полигона. Нас, мальчишек, постоянно тянуло туда. Мы равнялись на людей в погонах, нам хотелось быть хоть капельку похожими на них. Возможно, это и предопределило выбор моей будущей профессии и моей дальнейшей судьбы. Армейская служба привлекала меня не столько романтикой, сколько возможностью проверить себя на прочность, необходимостью преодоления трудностей. Теперь понимаю, что не ошибся: главное для человека в погонах – это крепкий, волевой характер, готовность принять решение и не бояться взять ответственность на себя.


– Но сегодня этого уже недостаточно. Молодежь нуждается в материальном достатке, ощущении нужности и важности своего дела...


– Думаю, что современный молодой человек сознательно выбирает службу в армии, имея в виду не только романтику, но и надежду на стабильную, достойную заработную плату, получение гарантируемых государством социальных льгот. Моя обязанность как командира – помочь оправдаться надеждам людей, которые любят военное дело и готовы посвятить ему свою жизнь.


Я искренне убежден, что переживаемые сегодня проблемы – временное явление. В недалеком будущем Вооруженные Силы Украины станут многофункциональными, профессионально подготовленными, хорошо оснащенными и надежно обеспеченными. Да иначе и нельзя. Жизнь выдвигает к национальной безопасности Украины особые требования. Не выполнить их – значит поставить под вопрос суверенитет страны.

Набрать в кружок:
Войска ЮжнОК дислоцируются на территории восьми областей и Автономной Республики Крым. В ходе осеннего призыва военкоматами Вооруженных Сил Украины будет призвано 25550 будущих защитников Родины, из них военкоматами ЮжнОК – 11349 юношей, 4568 из которых планируется направить в Сухопутные войска.