Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Казаки любили татар и не носили шаровары

Казаки любили татар и не носили шаровары

Казачество – один из самых загадочных и увлекательных периодов украинской истории. Днепропетровский историк Иван Стороженко в монографии «Богдан Хмельницкий и Запорожская Сечь конца 16 – середины 17 столетий» перевернул устоявшиеся мифы с ног на голову. Итак, каким же, по его мнению, были наши славные предки?

Откуда взялись казаки?

Что написано в учебниках?

Официальная историография отдает предпочтение гипотезе промышленно-хозяйственной колонизации низа Днепра.

Стороженко: Демократия в Сечи абсолютный миф

Казачество возникло в конце 15 столетия как реакция на нападения крымских татар. Первоначально его составляли криминальные элементы. И до 1561 года, когда поляки пригласили казаков участвовать в Ливонской кампании, оно презиралось. Даже была инструкция, чтобы казаков не принимать на постой более чем на 3 дня. Впрочем, с этого возникали все этносы: Рим, империя Чингисхана, Киевская Русь.

Со временем ненависть к казакам перешла в любовь. Рыцарские традиции, организация Сечи, одежда, прическа (оселедец) и устав были переняты с Востока. Мнение о царящих среди запорожцев свободах – не более чем красивая легенда. На самом деле там царила жесткая диктатура. Основным был лозунг: «Будь тем, кем ты есть», то есть не претендуй на большее. А решение на раде должно было быть принято не просто большинством, а  единогласно. Поэтому несогласных попросту уничтожали. Инакомыслие не котировалось. На этих принципах и была создана первая Сечь. А во внешнем уставе превалировало понятие «воинское счастье», то есть поощрялась добыча пленных, грабежи. Не пригодных для торговли стариков и детей вместе с селом сжигали.

Откуда произошло слово «казак»?

Что написано в учебниках?

В «Истории Русив» середины XVIII века приводилась версия, что от слова «коза». В те времена коз было много в диких степях. Казаки приловчились выделывать и поставлять на европейские рынки козьи шкуры, из которых рыцари шили себе камзолы, сапожки и прочую амуницию. Другая версия апеллирует к слову «коса»  (оселедец), восходящий к «чуперу» арийских воинов-кшатриев.

Стороженко: Казак  просто воин

 Это тюркское слово, обозначающее «вооруженный воин». У татар, например, тоже были свои казаки.

Была ли ненависть к татарам?

Что написано в учебниках?

В официальной историографии бытует убеждение, что главными врагами казаков были татары, с которыми они вели постоянные войны.

Стороженко: Между боями казаки и татары дружили и роднились

Ненависти к татарам у казаков не было. Более того, они дружили в перерыве между схватками. В ту эпоху людоловство (торговля людьми) было самым прибыльным и обычным промыслом, вроде рыбалки. Даже когда казаки встречались с отрядом татар, то старались не убивать друг друга, а сохранить для продажи. Сирко в этом плане, неоднократно отбивавший пленных у турок, был исключением. В 1675 году он даже приказал уничтожить 3 тысячи вызволенных им славянских пленников,  отказавшихся ­возвращаться на родину. Между казаками и турками была развита и торговля, а также смешанные браки. Их нападения, как ни парадоксально, укрепили украинскую нацию. Так, как когда-то русичей всколыхнули варяги, вследствие чего образовалась Киевская Русь.

А энергия от татар привела к мутации казаков-разбойников в благородных героев,  потому Сечь и была такой неуемной, необузданной. Ну а Богдан Хмельницкий одержал перевес над поляками в основном за счет того, что соединил украинскую пехоту с татарской конницей.

Почему казаки не возводили города?

Что написано в учебниках?

Этот вопрос не рассматривается.

Стороженко: Украинцы вымерли, если бы не Россия

Когда в 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал часть земель литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничейными, предназначенными лишь для кочевья. Строить на них никто не имел права. Кроме того, из-за частых набегов татар эти земли считались проклятым местом, и люди боялись на них селиться.

Ученые установили, что при гибели более 36% населения структура погибает. Таков закон развития систем. А в Диком Поле полегло куда больше народа. Поэтому эта земля с точки зрения людских ресурсов исчезла.

Как ни странно, но фактором ее возрождения стала колонизация Украины Россией, которая, не боясь турок, стала осваивать, заселять и застраивать этот край. Таким образом наша ­нация получила очередной импульс для развития.

Одежда казаков  бутафорщина?

Что написано в учебниках?

По описаниям и старинным зарисовкам, главными частями мужской национальной одежды запорожских казаков были широкие шаровары. А на голове они носили цилиндрические меховые шапки различной высоты.

(Казачий исторический словарь-справочник, 1970 г.).

Стороженко: Казаки ходили как европейцы

Нынешняя одежда, в которой представляют казаков,  сплошная бутафорщина. До Богдана Хмельницкого казаки ходили в европейской одежде. В поход выступали в холщовых брюках и рубахах с ремнями и мушкетами. Па­рад­ная форма надевалась только по праздникам, к ней цеплялась парадная сабля. А шаровары ввел в обиход Богдан Хмельницкий, срисовав их с одеяния янычар. Из игр предпочтение отводилось спор­тивным состязаниям на конях, стрельбе из лука и оружия, танцам и обрядам. Кстати, гопак и пластунец  изобретение казаков, их своеобразная аэробика. А тренировались они постоянно и были все очень подтянутые и худые. Толстощекий и пузатый казак, каким его иногда изображают,  нонсенс. Играли и в карты, среди которых не было «дам».  Баловались с плененными турчанками и украинками. Как в любом закрытом мужском коллективе, процветал и гомосексуализм, но не больше, чем в любом ином обществе.

Сколько было на Днепре Сечей?

Что написано в учебниках?

Официальная историография утверждает: восемь.

Стороженко:Сечей было три

С помощью моей системы мне удалось установить время организации первой, Базавлуцкой Сечи  – 1590 год. Для этого были необходимы три фактора: 1. Упорядоченная структура. 2. Нападения татар. 3. Юридическое разрешение Польского правительства (легитимность). В 1638 году эта Сечь был уничтожена Поль­шей и больше не возрождалась. То, что впоследствии называли Сечами, было простыми форпостами, в которых размещался тот или иной полк. В 1652 году Богдан Хмельницкий попытался воссоздать казачество, организовав Чертомлыцкую Сечь, которая просуществовала до 1709 года. В ней казаки жили уже постоянно, а не наездами.

А в 1734-м на Подполье была создана последняя Новая (или Пидпильненская) Сечь с совсем иными законами. В ней уже разрешалось жить крестьянам и семьям казаков, возникла частная собственность и налоги, а сами казаки разделились на богатых и бедных. Началось пьянство, грабежи. Это период полной деградации казачества, потребности в котором уже не было, ведь военный промысел прекратился. Если бы Екатерина не распустила это искусственное образование, оно бы само распалось. Плохо в этом деле лишь то, что Потемкин вывел из Украины активные элементы, отправив казаков на Кубань и Кавказ. Если бы не это, претензий к Екатерине не было бы…

А вот Никитинской Запорожской Сечи никогда не существовало. И Богдан Хмельницкий поднял восстание вовсе не с нее, а с Черкасской Сечи, о чем писал собственноручно. Непонятно, куда историки смотрели, когда делали свои выводы. Те же Сечи, которые существовали за пределами Украины (Алешкинская, Придунайская), я не считаю запорожскими.Фото автора.

Комментарий казака

Это книга – театр абсурда

Дать оценку книге Стороженко мы попросили генерал-лейтенанта Александра ПРОЦЕНКО, зам головного атамана Днепропетровского казацкого округа Всеукраинского казацкого войска.  

– Любой пересмотр истории должен иметь на то веские основания, базирующиеся на фактических материалах, а не на субъективном восприятии исторических событий автором. Переписывание истории в последнее время стало модным. Однако, одно дело, когда за этим стоит какой-то обнаруженный факт, и совсем другое – метод.

Стороженко к украинской истории применил этногенетический метод исследования Льва Гумилева, который базируется на вещах, совершенно недоказуемых: космическом посыле и пассионарности наций. Мало того, применил метод вживания в исторический образ (Стороженко, анализируя историю, вживается в образ Богдана Хмельницкого. – Авт.). Но он годится на театральных подмостках, а не в истории. Делать на основании него какие–то выводы – совершенно неправомочно. В итоге получился театр абсурда. Так поступать с историей нельзя. Ведь за ней стоит народ, и об этом нужно всегда помнить, когда берешься за перо.

С какими же выводами автора не согласен генерал-лейтенант?

О зарождении казачества.

– Не могли криминальные элементы (так называемые бродники) отстаивать какую–либо идею. И им не было смысла организовываться. Сечь (в переводе – забор) была построена, чтобы защитить селян от набегов татар, а не наоборот.

О происхождении слова «казак».

– По этому поводу нет единого мнения у историков. Считаю, что каждый вправе трактовать это слово так, как ему подсказывает его убеждение.

О жесткой диктатуре в Сечи.

– Нигде в исторических работах я не встречал, чтобы это было свойственно Сечи. Это и нелогично. Кому мешали старики и дети? Тем, что их не могли продать?

О дружбе казаков с татарами.

– В те времена вера значила гораздо больше, чем сейчас. Невозможно себе представить мусульман и христиан друзьями. Кроме того, постоянные набеги, грабежи, убийства, угон в рабство людей вряд ли способствовали дружбе. Да и казаки не оставались в долгу – ходили в Крым совсем не в гости. Что касается примера об участии татарской конницы в битвах с поляками на стороне казаков, то это было продиктовано не дружескими чувствами, а стратегическими планами Крымского ханства ослабить Речь Посполитую.

О причине, по которой казаки не возводили города.

– В то время было нецелесообразно строить города в зоне постоянных конфликтов с татарами. Это подтверждает и тот факт, что после колонизации этих земель Россией и ликвидации Крымского ханства началась активная застройка местности.

О колдовстве

– Никакого зелья казаки не употребляли, но сам суровый быт на Сечи и в походах закалял их волю. Они стойко переносили все тяготы и лишения, давая повод для мифов об их связях с дьявольской силой.

Об одежде.

– Традиционная одежда запорожцев – шаровары и вышиванки – появилась задолго до Богдана Хмельницкого и запечатлена на многих рисунках. Конечно, не у всех была возможность носить ее постоянно, что обусловлено различным уровнем достатка, но большинство носило, поэтому называть это сплошной бутафорщиной некорректно.

О количестве Сечей.

– В данном вопросе важно не субъективное мнение конкретного человека, а научно–обоснованный подход, с использованием документов и археологических данных. Автор утверждает, что сечами после разгрома Базувлицкой Сечи стали называть форпосты. Но… форпосты выставляет держава, имеющая сильный центр. А о каких форпостах можно говорить в условиях Дикого Поля?

О нравах в Новой Сечи.

– Пьют и гуляют везде. И Новая Сечь в этом плане была ничем не хуже предыдущих. Так что переселила ее Екатерина на новые рубежи вовсе не из–за этого, а потому, что это был источник нестабильности в государстве. Свою функцию защиты пограничья казаки стали выполнять на Дону и Кавказе.

Что написано в литературе?

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Вие», «Страшной мести» и других повестях Гоголь представляет казаков носителями весьма специфической веры. А их силу преподносит как темную, дьявольскую. О чудодейственной магии казаков,  а особенно «характерников» (т.е. магов)  говорили народные предания. Дескать, в свою еду они подмешивали специальное зелье, сильно умножавшее силу и дух, но и приводившее к скорому угасанию тела. Этим объясняется их бесстрашие в боях, не­обыкновенная сила и резвость.

Стороженко: Перед боем пили мухоморный настой

У каждого народа имелась своя магия и колдуны. Были они и среди казаков. Замечено, что многие казацкие атаманы обладали очень сильной волей и даже влияли на других путем гипноза. Казак Мамай не исключение. Но их значение сильно преувеличено. Никакого особого зелья казаки не применяли. Разве что перед боем, как все, пили мухоморный настой. В походах царил сухой закон, а в вольное время они жили как обычные люди.