Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Николай Обиход "Допрос Кириченко провели с соблюдением законодательства"

Николай Обиход
Фото: Год назад Николай Обиход презентовал свою книгу «Изолгавшаяся. Прокуроры США и Украины против тандема Лазаренко - Тимошенко». Фото: УНИАН.
"Комсомолка" поинтересовалась у заслуженного юриста Украины, как он оценивает ход следствия по делу экс-премьера и как повлияют на расследование убийства Евгения Щербаня показания последнего заслушанного свидетеля Петра Кириченко.
 
- Николай Сергеевич, недавно Петр Кириченко дал показания по делу Щербаня. Допрос проходил в режиме видеоконференции, свидетель находился в помещении генконсульства Украины в Сан-Франциско. Защита Юлии Тимошенко и представители оппозиции заявляют, что это незаконно. С их слов, нельзя проводить допрос в консульстве. Кроме того, защитники говорили и говорят, что на Кириченко оказывалось давление, поэтому верить его показаниям нельзя. Ваше мнение?
 
- По моему мнению, защита Юлии Тимошенко блефует. Допрос Петра Кириченко в помещении генконсульства Украины в Сан-Франциско в режиме видеоконференции проводился на законных основаниях и в предусмотренном законом порядке. Ведь согласно нормам международного права и законодательства Украины на территорию консульских учреждений Украины за рубежом распространяются юрисдикция и сфера применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Украины. А статья 28 Консульского устава Украины прямо гласит, что консул выполняет поручения следственных или судебных органов Украины относительно граждан Украины с соблюдением процессуального законодательства Украины.
 
- Что, на ваш взгляд, самое важное в показаниях Петра Кириченко?
 
- Самое важное в показаниях свидетеля Петра Кириченко - то, что он сообщил о перечислении им по указанию Лазаренко на банковские счета Александра Мильченко (Матроса) и его супруги денег от Юлии Тимошенко и о вручении лично им тому же Мильченко наличными полмиллиона долларов, полученных от Лазаренко. При этом Кириченко раскрыл еще одно белое пятно в этом деле. Я считаю, что он конкретно указал, за что платились эти деньги организатору убийства Александру Мильченко - за убийство Евгения Щербаня. По моему мнению, свидетель сообщил еще об одном очень важном обстоятельстве. По его показаниям Тимошенко знала, что деньги платятся за убийство Щербаня. Из этого, считаю, следствие сделает логичный вывод, что она действовала умышленно и сознательно, то есть как соучастник этого преступления. 
 
- Защитники Тимошенко говорят, что сами по себе факты перечисления средств со счета на счет ни о чем не говорят и ничего не доказывают. Известно, что вы занимались выявлением всех этих банковских проводок. О чем они говорят?
 
- Защитники Тимошенко в своих заявлениях пытаются уменьшить доказательственное значение установленных следствием действительных фактов перечисления денег, происходящих со счетов тимошенковской компании "Сомолли Энтерпрайзес Лимитед" на счета одного из организаторов убийства Евгения Щербаня - Александра Мильченко и его жены. Эти факты в контексте дела об убийстве Щербаня не могут оцениваться - как это очень хотелось бы защите - "сами по себе", а должны оцениваться только в совокупности со всеми остальными доказательствами. Ну а совокупность всех доказательств дает практически полную картину совершения этого преступления - кто его совершил, по чьему заказу, при каких обстоятельствах, за какое вознаграждение и от кого. 
 
Я уверен, что реально существующие и установленные следствием факты перечисления денег в совокупности с показаниями Кириченко о том, что кроется за этими денежными перечислениями, - серьезнейшее доказательство в руках следователей ГПУ, подтверждающее оплату со счетов компании Тимошенко убийства Евгения Щербаня.
 
- Многие обратили внимание на заявление свидетеля о том, что Юлия Тимошенко и Павел Лазаренко находились в интимных отношениях, что Тимошенко имела огромное влияние на Лазаренко, скорее она им командовала, а не он ею. Что известно по этому поводу? 
 
- Я не буду комментировать эту сторону взаимоотношений Лазаренко и Тимошенко. Сегодня как частное лицо не считаю себя вправе публично копаться в их отношениях - в отличие от действующих следователей и прокуроров, которые обязаны разбираться и в этой чувствительной сфере и оперировать подобными фактами в деле, если они установлены и имеют значение для расследования. Но то, что Тимошенко имела огромное влияние на Лазаренко - факт. Конечно же, она им не командовала в прямом значении этого слова, но ее мнение и предложения в свое время воспринимались им как исходящие от ближайшего во многих сферах деятельности партнера.
 
- Кириченко, объясняя свое решение дать показания, сказал: ему стало известно, что Тимошенко и Лазаренко общаются на предмет того, чтобы его самого объявить организатором убийства Евгения Щербаня. Действительно ли Лазаренко и Тимошенко вели переписку после того, как Лазаренко оказался в американской тюрьме?
 
- В настоящее время еще не все из наработок по делам Лазаренко и Тимошенко подлежит оглашению, поэтому пока скажу следующее - возможности для переписки между Тимошенко и Лазаренко и для влияния последнего на решения Тимошенко, когда она была главой правительства, даже в период пребывания Лазаренко в американских тюрьмах, всегда имелись.
 
- Есть информация, что Лазаренко из США продолжал и продолжает сейчас контролировать свой бизнес в Днепропетровске. Есть также предположения, что в этом могла принимать участие Тимошенко, когда была у власти. Насколько такие предположения могут соответствовать действительности?
 
- То, что Лазаренко из США продолжал и продолжает контролировать часть бизнеса в Днепропетровске - для меня факт. Об участии в этом Тимошенко мне неизвестно.
 
- Странная ситуация сложилась с вопросом доставки (точнее, недоставки) Юлии Тимошенко на допросы свидетелей по делу Щербаня. Сама она утверждает, что желает присутствовать на допросах, а пенитенциарная служба говорит, что подозреваемая отказывается ехать в Киев. Что же на самом деле происходит?
 
- Изданная в прошлом году мною книга о деятельности Тимошенко имеет название "Изолгавшаяся". Это наиболее точно характеризует поведение Тимошенко и ту комедию, которую она постоянно разыгрывает в отношении доставки ее в суды.
 
- Поговорим о возможных моральных и политических последствиях дела Щербаня. Мы опросили представителей всех оппозиционных политсил, выясняя, как скажутся показания Петра Кириченко и других свидетелей на имидже Юлии Тимошенко как лидера оппозиции. Общее мнение: никак не скажутся, почти все собеседники заявили, что не верят утверждениям Кириченко и считают, что его показания давались под давлением. Ваше мнение? 
 
- Я как человек, четверть века отдавший службе в правоохранительных органах и умеющий отделять зерна от плевел в этой сфере, не хочу говорить о каком-то имидже Юлии Тимошенко как лидера оппозиции. В среде порядочных людей давно не интересуются этой особой. Не в этом главная проблема нашей страны.
 
 Тем более не хочу говорить о том, верят или не верят представители оппозиционных политических сил показаниям свидетеля по уголовному делу Петра Кириченко и как они их оценивают. Лично для меня мнения и оценки политически зомбированных лиц, какими бы громкими словами они себя ни называли (оппозиционеры, революционеры, реформаторы и т.п.), неинтересны. 
 
Если мы докатились до того, что ближайшую соратницу дважды осужденного зарубежными судами экс-премьера Павла Лазаренко, уже однажды осужденную украинским судом за превышение власти и ныне являющуюся официально подозреваемой в заказе совершения одного из самых громких убийств в Украине, с огромным багажом других криминальных дел, до сих пор поднимают на щит как символ оппозиции, то, мне кажется, - что-то неладно с этой оппозицией.
 
- Лазаренко скоро может выйти из миграционного изолятора. Ранее он заявлял, что хотел бы вернуться в Украину, а теперь вроде бы передумал. Может ли его желание вернуться домой осуществиться в будущем?
 
- То, что вы называете - теперь передумал возвращаться - хорошая иллюстрация к ценности постоянных заявлений Лазаренко  в течение  последних 15 лет, что он  непременно вернется в Украину, как только закончится судебный процесс, а затем отбытие наказания в США. Этих пустых заявлений на публику было множество. Вернется ли он в будущем? Надеюсь, что да - в наручниках по линии Интерпола.  
 
- Западные политики считают, что Юлию Тимошенко преследуют по политическим причинам, и требуют ее освобождения. Как вы считаете, не помешает ли геополитика завершению расследования дела Щербаня? 
 
- Вполне допускаю, что история может повториться. Ведь в 2005 году именно  политика помешала завершению расследования дела Тимошенко о преступлениях в сфере экономики и явилась причиной замораживания расследования ее причастности к убийству Щербаня. Теперь еще сложнее - лоббисты Тимошенко вывели  ситуацию на уровень геополитики. По моему мнениюы, те, кто дирижирует геополитикой, делают огромную ошибку, пытаясь искусственно увязать геополитические процессы с узкими эгоистическими интересами одной известной, но, на мой взгляд, недостойной особы с ее шкафом, заполненным скелетами из прошлого, которых невозможно скрыть при любых вариантах в будущем.