На ней хорошо видно, что главные святыни столицы по правому берегу Днепра находятся в оползневой зоне.
ВЫСОТКИ ТРЕСКАЮТСЯ, ГРУНТ ПОЛЗЕТ
Директор центра Вадим Лялько уже не первый год бьет тревогу: Киев на грани глобальной катастрофы! Но его не слышат.
- Весь высокий берег Днепра - от Подола до Ботанического сада - сплошная оползневая зона, - рассказал «КП» Вадим Иванович. - Протасов яр и Голосеевские пруды - тоже в неблагополучной зоне. Наши специалисты совместными усилиями стараются привлечь внимание общественности к проблеме. Но это не находит отклика даже у священников. Так, например, архимандрит Киево-Печерской лавры задумал сделать себе садики и огородики, а для того, чтобы они дали хороший урожай, начал поливать землю. А это оползневой склон - при переувлажнении там нарушается естественное равновесие верхнего слоя земли и нижнего глинистого, непроницаемого для влаги. Вода, достигая этого слоя, разжижает все, создавая смазку, из-за которой все и начинает ползти. Поэтому постепенно обваливаются пещеры, и вся территория двигается вниз с холма. Это особенно заметно по трещинам на зданиях. И большое опасение вызывает состояние Лавры - она может «сползти» на набережную Днепра.
|
Та же ситуация с расположением «Мистецького арсеналу» и памятника Голодомору, - продолжает наш собеседник. - Там такой опасный склон, что необходимо полностью исключить хозяйственную деятельность. Еще у меня есть депутатские запросы, где приведены обращения жителей улиц рядом с Ботаническим садом и Бастионным переулком. У них уже и так трескаются дома, а строители хотят вырыть еще один котлован и построить несколько высоток.
ДОМ НА ГРУШЕВСКОГО ПОДТАПЛИВАЕТ ДРУГИЕ ЗДАНИЯ
Доктор искусствоведения Людмила Миляева, живущая на улице Лютеранской, сообщила «Комсомолке», что теперь невозможно спокойно пройтись по старинной улице. После дождей по ее крутому спуску текут водные потоки.
- Раньше для забора воды специально делали искусственные колодцы, но сейчас построили несколько сооружений, и вода пошла под дома №6 и №4, - рассказала Людмила Семеновна. - Стало заливать подвалы. Перед нашими окнами строители срезали склон, чтобы поставить гаражи. А тут везде была старинная дренажная система, которую сейчас разрушили. Во дворе дома №12 образовалась дыра, в проезде даже разъехался асфальт. Я с ужасом понимаю, что город разрушается на глазах.
- Там находится микрооползневая зона, а где памятник Владимиру и большие склоны - это уже макрооползневая зона, - утверждает Вадим Лялько. - Везде, где в Киеве горы, нужно строить очень внимательно. Нельзя также рубить деревья на склонах, снимать дерн и кустарники, ведь они держат грунт. А если вбивать сваи и рыть котлованы, то резко нарушается равновесие, и дом, у которого нет свай глубиной на 30 метров, едет вместе с пластом земли.
Очень показательна в этом смысле скандальная высотка на Грушевского. Там образовалась выемка после того, как грунт съехал, но осталась часть, в которой нужно делать дренажные галереи и осушать. Строители поставили глубокие сваи, и в их основании образовался водный поток. Его подперли какой-то фильтрационной завесой, поэтому в подвале этого дома собирается вода. К тому же поднимается и весь общий уровень вод, а это сказывается на других домах.
|
Ситуация катастрофическая, - добавляет специалист. - Но даже президент Украины ничего не может сделать. Виктор Ющенко пообещал срезать этажи, но там место занимает председатель Хозяйственного суда и еще кто-то такой же важный. И эти люди не понимают, что сидят на пороховой бочке! Застраивая город, мы нарушаем равновесие, которое в нем установилось столетиями. Огромные 30-40-этажные дома подключаются к энерго- и водомагистралям, городской канализации. А ведь нужно полностью переделывать все коммуникации и инфраструктуру. Это миллионы долларов - никому не хочется их тратить. Вот и подключаются к старым системам, рассчитанным на хрущевки.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Когда готовился материал, стало известно, что на склоне Владимирской горки, прямо перед памятником святому Владимиру, просел грунт. Из-за этого повреждены металлическое ограждение и смотровая площадка. Асфальт просел на 20 сантиметров, образовавшаяся от этого трещина фактически отодвигает площадку в сторону Днепра.
Общая площадь проседания - полтора квадратных метра. Завал может образоваться в 1,5-2 метрах от постамента.
ОФИЦИАЛЬНО
«Комсомолка» поинтересовалась в Специализированном управлении противооползневых работ, сколько денег нужно на укрепление опасного холма.
В плановом отделе нам сообщили, что для обустройства подпорок под сползающий холм от Пешеходного моста до моста Патона, по предварительным подсчетам, необходимо 87 млн гривен. Еще управление ежегодно тратит 9,3 млн гривен на обслуживание гидротехнических сооружений: осматривает и укрепляет подземные штольни, дренажи, галереи Киево-Печерской лавры, чтобы не было промоин и трещин. Все оборудование очень старое, поэтому пол-Киева может сползти в Днепр.
|
КОМПЕТЕНТНО
Михаил ДЕМЧИШИН, доктор технических наук, заведующий отделением инженерной геологии Института геологических наук Украины:
- Способы укрепления оползней зависят от функциональности склона. Это могут быть подпорные стены, создание дренажных систем. Но такие мероприятия очень дорогие. Поэтому можно использовать метод «народной стройки» - в 1950-х годах на участке от Почтовой площади до Выдубичей были высажены тысячи деревьев. Они надежно укрепили склон, способствовали понижению уровня грунтовых вод и прекратили эрозию почвы.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
«Комсомолка» связалась с искусствоведом Михаилом ДЕХТЕРЕВЫМ, который давно занимается сохранением киевской старины.
- Специалисты утверждают, что какие бы глубокие сваи ни бурились, от оползней они не спасут, - утверждает Дехтерев. - Все старинные здания в центре строились на ленточном фундаменте, и есть закон, что выше 9-го этажа центр застраивать нельзя, и нужно использовать только ленточные фундаменты. Но олигархи, видимо, хотят выжать максимум из представившихся возможностей и массово получить доходы, не считаясь с землей. Я настроен очень пессимистически - Киев скоро погибнет.
КАРТА ОПОЛЗНЕВЫХ ЗОН КИЕВА